Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества возникает необходимость в воспитании социализированной личности, способной успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Исследование особенностей формирования личности и ее поведения на разных стадиях онтогенеза является максимально значимым.
Отношение человека к самому себе находит выражение в самооценке, его самопринятии и самоуважении. Самооценка относится к основным образованиям личности, её ядру. В самооценке знания человеке о себе, о его активности, направленной на понимание собственных действий, индивидуальных черт и качеств. Отношение человека к самому себе считается максимально поздним образованием в системе его мировосприятия.
Актуальность темы исследования заключается в том, что проблема формирования адекватной самооценки школьников определена возросшим интересом к личности школьника в условиях профессиональной идентичности.
Профессиональную идентичность рассматривают, как самый важный компонент самосознания, который интенсивно изучают для эффективного функционирования в профессиональной деятельности, выбранной индивидом.
Необходимо заметить, что термин «профессиональная идентичность» дублируется с понятиями: профессиональное самоопределение, профессиональное саморазвитие, профессионализация, профессиональный статус и роль. Данные понятия успешно выражают суть изменения личности в процессе профессиональной подготовки и деятельности в целом.
Выбор будущей профессии представляет для старших подростков значимую проблему, которая в дальнейшем будет также влиять на образ жизни, судьбу. Выбор профессии начинает становиться неоспоримой ценностью, которая будет в дальнейшем определять качество жизни, уровень доходов, положение в обществе и т.д. От этого будут зависеть жизненные успехи, показатели психического и физического здоровья граждан Российской Федерации.
Выбор профессиональной деятельности всегда связан с личными идеалами, ценностями и мировоззрением. Закономерным является тот факт, что учащиеся старших классов испытывают трудности в процессе профессионального и жизненного самоопределения.
Многочисленными исследованиями подтверждено, что люди, которые правильно выбрали профессиональную деятельность, основываясь на своих интересах, склонностях и возможностях, дольше остаются в профессии и показывают достаточно высокие результаты [7].
В юношеском возрасте также возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином профессиональная идентичность. Процесс профессиональной идентичности включает развитие самосознания, формирование ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала [11].
Проблематика идентичности находиться на стыке интересов психологии личности и социальной психологии, а также других наук: социологии, истории, культурологи. Проблема идентификации "Я" решалась в западной психологии 3. Фрейдом, А. Фрейд, У. Джеймсом, А. Адлером, К. Хорни, К. Юнгом, Э. Эриксоном, Д. Парфитом, Ю. Хабермасом, М. Хайдеггером, в отечественной – И.С. Коном, В. С. Мухиной, В. В. Абраменковой, М. М. Бахтиным, Л. М. Поповой.
Выявленная актуальность определила тему курсовой работы: «Исследование взаимосвязи самооценки и статуса профессиональной идентичности у старших подростков».
Цель курсовой работы – на основании теоретических и эмпирических данных выявить взаимосвязь самооценки и статуса профессиональной идентичности у старших подростков.
Объект исследования: личностные особенности старших подростков.
Предмет исследования: влияние уровня самооценки на статус профессиональной идентичности в старшем подростковом возрасте.
Гипотеза:
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подростков старшего школьного возраста.
2. Изучить сущность понятий «профессиональная идентичность» и «самооценка»;
3. Выявит связь между статусом профессиональной идентичности и самооценкой в старшем подростковом возрасте.
Эмпирическая база исследования.
В исследовании приняло участие 54 подростка.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
2. Эмпирические: тестирование.
3. Методы статистической обработки данных (критерий Пирсона).
Методики исследования:
- Методика «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов);
- Методика измерения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).
Структура работы: введение, две главы, 5 параграфов, заключение, список использованных источников, приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших подростков
В течение достаточно продолжительного времени психологами рассматривалась в большей степени проблема детского психологического развития. Юношеский возраст стал предметом изучения психологии сравнительно недавно, он рассматривался как этап перехода от детства к зрелости и описывался как преимущественно решающий и критический возрастной период. Л.С. Выготский впервые исключил этот этап из детских возрастов, отчетливо разделив детство и взрослость [6]. Таким образом, юность впервые была названа Л.С. Выготским «началом зрелой жизни», в то время, как в более ранних концепциях она продолжала находиться в пределах детских возрастов. В дальнейшем эту идею развивали многие отечественные ученые.
Старший подростковый период начинается приблизительно в 13 лет и заканчивается в 15-17 [9]. В старшем подростковом возрасте мышление, внимание, воображение и память уже имеют самостоятельность. Подросток в состоянии контролировать их и управлять ими самостоятельно.
С точки зрения Мухиной В.С., человек в подростковом возрасте проходит ряд конфликтов между собой и окружающими. В этом возрасте возникает осознание профессиональных намерений и жизненной перспективы, которое находит отражение в учебной мотивации. У одних окрашено неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других интерес концентрируется на узком круге предметов. У третьих – к большинству [20].
Таким образом, к старшему подростковому возрасту происходит дифференциация учебных интересов, которая отражается либо в истинной заинтересованности к отдельным предметам, области науки и т.д., либо продиктовано необходимостью сдачи экзаменов для продолжения обучения.
По мнению Д.Б. Эльконина в подростковом возрасте проявляется тенденция к взрослости, то есть казаться и считаться взрослым, что вызывает сопротивление со стороны взрослых и определенную неудовлетворенность в общении со стороны подростка. Этот факт объясняет стремление ребенка к общению со сверстниками, занять определенное место в «своем» обществе, группе, добиться признания [24].
Учеными педагогами психологами выделены следующие характерные черты данного возрастного периода: ярко выраженная полоролевая дифференциация (наблюдаются четкие различия в поведении девушек и юношей); нравственно-мировоззренческая и интеллектуальная деятельность (способность в данный период самостоятельно ставить и решать поставленные задачи); завершается формирование системы социальных установок (завершают формирование поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты); более четко проявляются черты характера; начинает формироваться особое новообразование личности, которое носит термин самоопределение. Именно подобное новообразование характерно для старшего школьного периода, а для психологии старшеклассников характерен переходный критический период.
Центральным психическим процессом становится развитие самосознания. Подросток начинает «копаться» в своем внутреннем мире, происходит поиск своего «я», а также своего места в этом мире.
В этом возрасте у подростков очень болезненное самолюбие и обидчивость, они стремятся к самостоятельности и независимости. Склонны проявлять чересчур повышенную критичность ко взрослым, остро реагируют на преуменьшение окружающими их достоинства, принижения их взрослости. Недооценка их способностей и возможностей могут стать причинами конфликтов.
Фельдштейн Д.И. отмечал в своих работах, что для подростка важно занимать определенную социальную позицию, через проявления своих возможностей, которые должны быть общественно полезны и социально одобряемы. Подобная деятельность может быть организационно – общественной, учебно - познавательной, художественной, спортивной и т.д., главное, она должна давать подростку ощущение реальной значимости [24].
Еще один важным аспектом личности подростка выступает развитие самооценки, самосознания. Появляется заинтересованность к себе, к своим качествам, появляется потребность в сравнении себя с окружающими, со сверстниками.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдуллаева, М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход/ М.М. Абдуллаева// Психологический журнал. 2004. - Т. 25, №2.- С. 86-95.
2. Архипова, И.А. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. Психологический практикум [Текст] / И.А. Архипова – Санкт-Петербург : Наука и техника, 2009. – 288 с.
3. Блог: Профориентация в школе: тесты, игры и методики // Академия профессионального развития [Электронный ресурс] - URL: https://academy-prof.ru/blog/proforientacionnaja-rabota-v-shkole (дата обращения: 10.05.2022). – Загл. с экрана.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна - 2-е изд. – Москва : «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
5. Волков, Т. Г. Психология самосознания [Текст] / Т. Г. Волков. – Москва : Электронный курм, 2013. – 296 c.
6. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
7. Головей, Л.А. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) [Текст] / Л.А. Головей, В.Р. Манукян, Л.В. Рыкман и др. – Санкт-Петербург : Нестор - История, 2015. – 336 с.
8. Грачева, О.Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ [Текст] / О.Г. Грачева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2012. - том 1. - №2. – С. 14-18
9. Дубравина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / И.В, Дубровина. - Москва : Академия, 2002. - 330 с.
10. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник: учебное пособие [Текст] / Под ред. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. 5-е изд., доп. и расшир. – Москва : [б. и.], 2009. - 455 с.
11. Завалишена, Д.Н. Способы идентификации человека с профессией// Психология субъекта профессиональной деятельности/ Д.Н.Завалишена. - М.:Ярославль, 2001.
12. Захарова, А. В. Генезис самооценки [Текст] / А. В. Захарова. – Москва : Автореферат докторская дисертация, 1999. – 20 c.
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – Москва : Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
14. Иванова, Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях/Н.Л. Иванова// Вопросы психологии.-№1.- 2008.-С.89-99.
15. Кон, И.С. Открытие «Я» Историко-психологический этюд [Текст] / И.С. Кон // Новый мир. - 1977. - № 8. — С. 176–195.
16. Кузнецова, О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков [Текст] / О.В. Кузнецова // Психологическая наука и образование. – 2007. - №3. – С. 5-15
17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. - 5-е изд. - Москва : Изд-во УРАО, 2007. - 175 с.
18. Липкина, А. И. Психология самооценки школьника [Текст] / А. И. Липкина. – Москва : Речь, 2005. – 35 c.
19. Маслоу, А. Психология личности [Текст] / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 288 с. 25.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина – Москва : «Академия», 2004. – 456 с. 27.
21. Мясищев, В.Н. «Психология отношений» [Текст] / под ред. Бодылева. – Москва : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОД ЭК», 1995. - 356 с.
22. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека/ Ю.П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002.
23. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] : учебно – методическое пособие / Н.С. Пряжников. – М.осква Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
24. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / под ред. Реана А.А. – Санкт-Петербург : прайм - ЕВРОЗНАК, 2001 – 656 с.
25. Фадеева, Е.И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни [Текст] : учебно-методическое пособие / Е.И. Фадеева, М.В. Ясюкевич. – Москва: ЦГЛ, 2004. – 94 с.
26. Шнейдер, Л.Б.Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пособие/Л.Б. Шнейдер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004.
27. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики: учеб. - метод. пособие/Л.Б. Шнейдер. – М.: МОСУ, 2007.