Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Собственные имена давно стали объектом изучения учёных. Их возникновение, историю, распространение, назначение изучают не только языковеды, но и историки, литературоведы, психологи, географы и дру-гие.
Мы выяснили, что в языкознании выделяется особый раздел – про-номинация (лат. pro — вместо и nominatio — называние) — вид метони-мии, замена нарицательного имени собственным (или наоборот), напри-мер: Отелло — вместо ревнивец, Эскулап — вместо доктор, Дон-Кихот — вместо рыцарь благородства.
К собственным именам относятся имена как реально существующие, так и имена созданные фантазией человека, имена и фамилии персонажей фольклора и художественной литературы.
В данной работе мы анализировали искусственные, то есть создан-ные человеком, прономинации в ранних рассказах Антона Павловича Че-хова.
Имена и фамилии героев в рассказах А. П. Чехова играют немало-важную роль – они помогают автору полнее раскрыть характер персона-жа, и, соответственно, реализовать авторский замысел. Фамилия персона-жа в рассказах используется как художественная деталь, в том числе и для создания комического эффекта.
Мы думаем, что стремление постичь смысл той или иной фамилии может привести нас к ценному открытию или гипотезе, потому что фами-лии персонажей выражают и его характер, и положение в обществе, и при-надлежность по роду занятий, и внутреннюю сущность. Всё это можно пронаблюдать в рассказах Чехова.
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения прономинаций в рассказах А. П. Чехова. Поскольку литературные про-номинации в наши дни находятся на стадии формирования и развития, крайне важно и актуально проводить исследования в этой области.
В качестве объекта исследования были использованы ранние рас-сказы Антона Павловича Чехова.
Предметом исследования являются прономинации в ранних расска-зах А. П. Чехова. В работе будут рассматриваться искусственно созданные фамилии.
Цель работы - изучить прономинации в ранних рассказах А. П. Че-хова.
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
1) определить понятие «прономинация» и его характеристику;
2) собрать материал для научно-практического исследования и со-ставить список искусственных фамилий;
3) показать, как функционируют искусственные прономинации в рассказах;
4) классифицировать искусственные фамилии по группам;
5) составить школьный словарь с искусственными фамилиями.
Методы исследования:
1) метод сплошной выборки (направлен на решение задачи отбо-ра для анализа некоторых текстовых элементов);
2) метод интерпретационного анализа текста (подключение семан-тического аспекта позволяет выявить идейно-смысловую доминанту тек-ста).
Теоретическая ценность работы состоит в том, что материалы, представленные в ней, наблюдения и выводы будут способствовать луч-шему, более полному пониманию художественного текста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что по-лученные результаты исследования могут быть использованы на уроках русской литературы для более полного раскрытия характера персонажей.
Глава 1 Прономинация как наука
1.1 Понятие прономинации
Прономинациия -
1) раздел метонимии, изучающий происхождение, изменение, гео-графическое распространение, социальное функционирование собствен-ных имен людей;
2) совокупность собственных имен людей в данном языке.
К числу прономинаций относятся:
1) личные имена - слова, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе;
2) отчество (патронимы, патронимические имена - греч. «отец» + «имя») – именование, произведённое от имени отца (Николай – Николае-вич). Обычно употребляется с именем собственным;
3) фамилия (фамильное имя) (лат. familia «семья») - это наслед-ственное наименование, переходящее из поколения в поколение: от отца или матери к сыну и дочери, от мужа к жене, или наоборот;
4) прозвища – дополнительное имя, данное человеку окружаю-щими людьми, в соответствии с его характерной чертой, сопутствующим в его жизни обстоятельствам или по какой-либо аналогии (Рыжая, Пугач);
5) ники (никнеймы) – имена, которые используются при компью-терном общении в интернете.
Прономинации вычленились из метонимии в 60-70-е годы XX века. До 60-х годов XX века вместо термина «прономинация» использовался термин «ономастика». Эта наука изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, ро-дом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхожде-нии из какой-либо местности, сословия, касты.
1.2 Поэтическая (литературная) прономинация. Функции прономина-ций в художественной литературе
Поэтическая прономинация изучает имена собственные, использу-емые в художественных произведениях. Ученых, которые работают в об-ласти поэтической прономинации, интересует принцип создания имен, их стилистические возможности, особенности функционирования в тексте, восприятие имен собственных читателями.
Объектами изучения в поэтической прономинации являются проно-минации, которые функционируют как в литературных, так и в фольклор-ных текстах.
В центре любого литературного произведения следует видеть чело-века. Из этого следует, что основными среди всех имён собственных в ли-тературно-художественном тексте являются имена, прозвища, фамилии людей.
Каждый характер, даже рядовой персонаж, который изображается порой весьма бегло, без достаточной глубины, требует от автора выбора и использования для своей характеристики тех или иных языковых средств. Естественно, что частью языка писателя являются и литературные проно-минации. Соответственно положительное или отрицательное отношение читателя к созданному образу может складываться в результате восприя-тия и оценки не только речи героя, но и его имени.
Литературные прономинация, как и реальные, выполняют ряд функций в художественном тексте:
1) различительную функцию. Она позволяет различать действу-ющих лиц литературного произведения. Без этой функции любые проно-минации теряют смысл;
2) социальную функцию. Благодаря этой функции литературные прономинации указывают на место персонажа в общественной иерархии. Например, один герой представляется автором как Гордей Карпыч Тор-цов, а другой – как Митя, то уже из одной только формулы лиц становится ясно, что носители соответствующих имен стоят на разных ступенях обще-ственной иерархии;
3) культурно-историческая функция. Любое личное имя, прозви-ще, фамилия, фигурирующие в литературном тексте, соответствуют спе-цифике прономинации изображаемого времени и этнического простран-ства;
4) различительно-эстетическую функцию. В художественном тек-сте автор наделяет персонажей красивыми именами;
5) художественная функция. Она позволяет посредством именова-ния выражать субъективное отношение к персонажу, к определенному ти-пу личности, к тому или иному жизненному факту, событию, явлению.
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1.Чехов А.П. Рассказы. – М.: Экран, 1991. – Т.1. – 544 с.
2.Чехов А.П. Рассказы. – М.: Экран, 1991. – Т.2. – 608 с.
Научная литература
3.Абрамян Л.А. Смех как продукт и движущая сила праздни-ка//Смех: истоки и функции/Под ред. Г.А. Козинцева. – СПб.: Наука, 2002. – С.62-74.
4.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2 изд. – М.: Худож лит., 1990. – 543 с.
5.Бергсон А. Смех.- М.: Наука, 1992. – 214 с.
6.Бердников Г. Заметки о поэтике прозы Чехова и его художествен-ном методе//Звезда. - 1976.- № 7.- С.185-207.
7.Бердников Г. Социальное и общечеловеческое в творчестве Чехо-ва//Вопросы литературы. – 1982. - № 1. – С.124-151.
8.Бердников Г.П. Чехов. Идейные и творческие искания. - Л.: Ху-дож. лит., 1970. - 591 с.
9.Берковский Н. Чехов – повествователь и драматург//О русской литературе. – Л.: Худож. лит., 1985. – С.215-339.
10.Борев Ю.Б. Комическое. - М.: Наука, 1970. – 312 с.
11.Вулис А.З. Метаморфозы комического .-М.: Наука, 1976. – 324 с.
12.Гегель Г. Эстетика. – М.: Искусство, 1969. – Т.2. – 612 с.
13.Гейзер И.М. Чехов и медицина. – М.: Медгиз, 1954. – 140 с.
14.Голубков В.В. Мастерство А.П. Чехова.- М.: Учпедгиз, 1958. – 199 с.
15.Горнфельд А. Чеховские финалы//Нева.- 2009. - № 12. - С.256-274.