Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Возникающие в настоящее время значительные преобразования и изменения в обществе, связанные со сменой системы ценностей, с предъявлением новых требований со стороны социума, безусловно, оказывают влияние на развитие и формирование личности современного подростка. Рассматриваемый нами возраст считается переходным этапом между детством и взрослостью. Он считается весьма трудным, так как подросток сталкивается с большим количеством психологических проблем, одной из которых является феномен одиночества.
Занятость родителей, отсутствие личного общения с друзьями, которое зачастую уступает место общению с помощью интернет-технологий, в социальных сетях с использованием различных электронных устройств, большое количество обучающихся в учебных группах (классах) приводит к уменьшению возможностей у подростка ощутить себя частью единого целого, коллектива, социальной группы.
Фактически, имея большое количество «виртуальных» друзей, подросток зачастую сталкивается с тем, что в реальной жизни у него нет возможности поделиться своими переживаниями, опасениями, радостью и достижениями.
Актуальность проблемы исследования обусловлена ростом количества подростков, переживающих состояние одиночества, при этом они чувствуют себя непонятными, одинокими, их переживания усиливаются. Вследствие переживания одиночества появляются трудности в оценивании и осознании себя самого, в общении и поведении [], которые, в свою очередь, отрицательно влияют на дальнейшее развитие и формировании личности []
В трудах А.Маслоу, К.Роджерса, Х.С. Салливана, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни, Э.Эриксона, К.Г. Юнга были рассмотрены психологические предпосылки возникновения одиночества. В качестве способов преодоления одиночества рассматривались психотерапевтические возможности современной авторам науки и медицины. Исследования К.А. Андерсона и JI.M. Хоровица, Дж. Де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс, Т.Б Джонсона и, М.Мицели и Б.Мораша, Р.Вейса, Л.Э. Пепло, М.Э. Селигмана, Ф.ФроммРейхман, Дж.И. Янга посвящены причинам одиночества, среди которых называются особенности характера личности человека, а также конкретные жизненные обстоятельства, в которых он может оказаться.
Вместе с тем проблема переживания одиночества подростками является малоизученной и представляет для нас особый интерес.
Поэтому, противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем ее исследования, нехваткой знаний обусловило проблему нашего исследования: каковы особенности переживания одиночества подростками?
Цель нашего исследования заключается в изучении переживания одиночества подростками.
Объект исследования - психологические особенности личности подростков.
Предмет исследования - переживание одиночества в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Описать психологические особенности детей подросткового возраста;
2. Охарактеризовать особенности чувства одиночества в подростковом возрасте;
3. Сформировать выборку и представить методы исследования;
4. Апробировать методики и представить результаты.
В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ, который строился на изучении работ отечественных и зарубежных психологов, педагогов, философов, касающихся разработки проблемы. Этот метод позволил сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему, выявить положения, ставшие основой экспериментальной работы.
2. Эмпирические методы: наблюдение; анкетирование. Позволили провести психологическую диагностику изучаемых признаков.
Методики исследования:
1. Опросник «Как я понимаю одиночество».
База исследования:
В диагностическом исследовании приняли участие 100 учащихся 10-11 классов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный анализ научной литературы систематизирует, расширяет и углубляет современные представления о концепции чувства одиночества подростков. Обобщены результаты современных исследований по проблеме.
Практическая значимость. Методика, используемые в курсовой работе, представляют собой готовый диагностический инструментарий для исследования чувства одиночества подростков.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников.
§ 1. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст, бесспорно, является одним из самых сложных в жизни каждого человека, ведь именно в это время с ребенком происходят изменения как в его физиологическом, так и в социальном статусе, что не может не отразиться на его психологическом состоянии.
Психологии подростков посвящено большое количество теоретических и научно-практических трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых, в частности, этим вопросом занимались Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Клее, С. Холл, В.И. Слободчиков и другие.
Следует согласиться с авторами которые выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на психологические особенности подростков. В частности к этим факторам относятся:
физиологические перемены;
особенности формирования личности подростков;
развитие познавательных способностей у подростков;
возникновение новых психологических потребностей; x возникновение конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми.
Рассмотрим каждый из перечисленных факторов более подробно.
В 14-15летнем возрасте организм подростка претерпевает значительные изменения – подросток входит в стадию физиологической и половой зрелости.
Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза, особенно его передней доли, гормоны которой стимулируют рост
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакалдин, С. В. Одиночество и его связь с функциями «Я» : Автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05. / С. В. БАкалдин. - Краснодар, 2008 – 25 с. – Текст : непосредственный.
2. Большой психологический словарь/ Авдеева Н.Н. и др. Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – Санкт-Петербург. : Прайм-Еврознак; М.: ОЛМАпресс, 2003. – 666 с. – ISBN : 978-5-17-055693-9. – Текст : непосредственный.
3. Вейс, Р.С. Вопросы изучения одиночества / Р.С.Вейс. – Москва : Прогресс, 1989. – С.114-128. – Текст : непосредственный.
4. Вердербер, Р. Психология общения: полный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. — Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. - 416 с. - ISBN 5-93878-085-3. – Текст : непосредственный.
5. Волков, Б. С. Психология подростков / Б. С. Волков. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 240 с. - ISBN 978-5-49807-708-6. – Текст : непосредственный.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Л.С. Выготкий. - Москва : Педагогика, 1984. - 432 с. – Текст : непосредственный.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – Москва : Смысл, 2003. – 1136 с. – ISBN 5-699-02553-7. - Текст : непосредственный.
8. Драгунова, Т.В. Подростковый возраст. Возрастная и педагогическая психология / Т.В. Драгунова. - Москва, 1989. - 356 с. – Текст : непосредственный.
9. Киселева, В. Подростковое одиночество / В. Киселева // Школьный психолог. - 2002. - № 8. - С. 56-59. – Текст : непосредственный.
10. Клее, М. Психология подростка / М. Клее. - Москва,1991. – 258 с. - ISBN 5-7155-0327-2. – Текст : непосредственный.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - Москва, 1989. – 254 с. - ISBN 5-09-001053-6. – Текст : непосредственный.
12. Куликов, Л.В. Проблема описания психических состояний / Л.В. Куликов // Психические состояния / Сост.и общая ред. Л.В.Куликова. – Санкт-Петербург : Питер. - 2000. - С.11-42. – Текст : непосредственный.
13. Малышева, С.В. Особенности чувства одиночества у подростков / С.В. Малышева // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2001. - №3. – С. 61-65. – Текст : непосредственный.
14. Перешеина, Н. В. Психология одиночества подростка / Н.В. Перешеина. – Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 26. – С. 1116–1120. - URL : http://ekoncept.ru/2016/76326.htm (дата обращения 08.05.2022). - Режим доступа : свободный.
15. Покровский, Н.Е. Человек, одиночество, гуманизм / Н.Е.Покровский // Лабиринты одиночества: сб. науч. ст. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровский. – Москва : Прогресс, 1989. - С. 5 - 20. – Текст : непосредственный.
16. Сандлер, У. А. От одиночества к аномии / У.А. Сандлер, Т.Б.Джонсон // Лабиринты одиночества: сб. науч. ст. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровский. – Москва : Прогресс, 1989. - С. 21 – 51 . – Текст : непосредственный.
17. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – Москва : Школьная пресса, 2000, - 416 с. ISBN: 5-88527-081-3. – Текст : непосредственный.
18. Степанов, В.Г. Психология трудного школьника / В.Г. Степанов. – М, 1998. - ISBN 5-8291-0425-3. – Текст : непосредственный.
19. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - Москва : Республика, 1994. - ISBN 978-5-096075-0. – Текст : непосредственный.