Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи творческого развития и художественно-эстетического развития и воспитания детей, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний.
Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкально-творческих [9].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) одним из основных принципов является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Так же здесь изложены цели и задачи каждого из пяти направлений развития и образования детей. Музыкальная деятельность относится к направлению художественно-эстетического развития, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [36]. Исходя из требований нормативно-правовой базы дошкольного образования, реализация развития музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста не может рассматриваться без создания необходимых условий.
Одним из таких условий является организация праздников.
Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания [40].
Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Роль праздников в формировании музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Объектом исследования является процесс развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является организация праздника, направленного на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать конспект праздника, направленного на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Описать особенности развития музыкальных способностей в старшем дошкольном возрасте;
2. Охарактеризовать понятие «праздник»: виды, структура, особенности в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
3. Провести диагностику развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и реализовать программу музыкального праздника для старших подростков, оценить ее эффективность.
Теоретические методы исследования: анализ теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов музыкально-игровой деятельности детей, анализ и обработка результатов исследовательской работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей.
База исследования:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами праздников
1.1. Особенности развития музыкальных способностей в старшем дошкольном возрасте
Воспитание эстетического отношения к музыке является первостепенной задачей музыкального воспитания в дошкольном детстве. Поэтому задачи обучения детей разнообразным видам элементарной музыкальной деятельности, формирования у них музыкальных способностей и основ высокого музыкального вкуса, а также многие другие, как музыкальные, так и связанные с общим психическим развитием, направлены на ее осуществление.
В процессе занятий музыкой ребенок приобретает музыкальный опыт. Возможность усвоения опыта, а также способности, которые выступают как результат усвоения детьми обобщенных способов музыкальной деятельности, объединены в комплекс, который называется музыкальностью.
Вопрос о музыкальности имеет большое значение в дошкольном воспитании. Существует неправильное суждение о том, что ребенка можно сразу назвать «музыкальным» или «немузыкальным». По этой причине приобщаются к музыке, к миру прекрасного не все дети. Упускается возможность воспитания эстетического отношения к окружающему, активного формирования нравственных качеств [5].
Б.М. Теплов говорил о том, что музыкальность человека непосредственно зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения [13]. На это указывают и другие исследователи.
К.В. Тарасова отмечает, что на процесс формирования музыкальности влияет преимущественно система обучающих воздействий [32]. А.Л. Готcдинер подчеркивал, что в процессе обучения природные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при имеющихся больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными» [20]. Следовательно, музыкальность определяет направленность личности, а процессы деятельности помогают раскрыть потенциал и развить его.
Дошкольный период – это период накапливания музыкальных впечатлений, быстрого развития музыкального восприятия.
Характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника существенно видоизменяется в зависимости от возрастного уровня развития. Возрастные особенности музыкальных проявлений у детей дают возможность определить постепенность формирования соответствующих задатков [25].
Музыкальность у детей – это комплекс способностей, способствующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Музыкальность у ребенка проявляется в интересе к музыке и достаточно развитом слухе [15].
Фрагмент для ознакомления
3
будет более эффективным при регулярных проведениях праздников.
Список литературы
1. Агапова, И. Лучшие музыкальные игры для детей: талантливому педагогу – заботливому родителю / И. Агапова, М. Давыдова // М.: Лада. 2016. – с. 224.
2. Алпарова, Н.Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Весна идет / Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев. - М.: Владос, 2014. - 163с.
3. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина. – СПб: ЛОИРО, 20200. – 220 с.
4. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду: Методическое пособие для воспитателя / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2019. – 240 с.
5. Виноградов, Л.А. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л.А. Виноградов. - СПб.: Речь, Образовательные проекты, 2019. - 91с.
6. Гогоберидзе, А.Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учеб.: пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Издательский центр Академия. 2016. – 284 с.
7. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
8. Груздова И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 254 с.
9. Деркунская, В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка / В.А. Деркунская // Справочник музыкального руководителя. – 2014 − №2. – С. 5-7.
10. Домогацкая, И.Е. Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет / И.Е. Домогацкая. – М.: Классика-XXI, 2018.
11. Ерофеева, М.А. Праздник в детском саду как средство развития музыкальной культуры и формирования личности дошкольника / М.А. Ерофеева, Т.А. Филановская // Отечественное историко-культурное насление в художественном жизни региона. – Владимир: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – 2020. – С. 218-224. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43798776 (дата обращения 10.05.2022).
12. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для вузов / А. Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 304 с.
13. Золотухина, К.Д. Формирование эстетической культуры личности дошкольника посредством музыкального воспитания / К.Д. Золотухина, М.А. Шуковилова // Матрица научного познания. – 2020. - №6. – С. 423-427. - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43090594 (дата обращения 10.05.2022).
14. Ибрагимова, Г.А. Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников / Г.А. Ибрагимова, Г.Ф, Вахитова, С.М. Заманова // Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации. – Уфа, – 2017. – С. 168-171.
15. Картушина, М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет / М.Ю. Картушина. − М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2019. − 112 с.
16. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способност / Д.К. Кирнарская. // М.: Таланты – XXI век, 2019.– с. 49.
17. Климова, Е.П. Художественно - эстетическое развитие дошкольников / Е.П. Климова. – М.: Просвещение, 2020. - 126 с.
18. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: учебно-методическое пособие для педагогов / Г.А. Колодницкий. - М., 2018.
19. Коренева, Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста / Учеб. – Метод, пособие: В 2 ч. / Т.Ф. Коренева. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2018.
20. Корнакова, М.Г. Педагогическое обеспечение творческой активности дошкольников в процессе музыкально-эстетического воспитания / М.Г. Корнакова // Развитие творческой личности в современном образовании. – 2019. – С. 260-267. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41867488 (дата обращения 10.05.2022).
21. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность дошкольников / Н.С. Лайте. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320 с.
22. Малютина, Н.Н. Взаимодействие педагогов, музыкальных руководителей и родителей в проведении праздников в ДОУ / Н.Н. Малютина, А.Б. Сорокина // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами. Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр». – 2017. – С. 121-124. - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29789699 (дата обращения 09.05.2022).
23. Мерзлякова, С.И. Музыкальная игра как одно из действенных средств музыкального развития ребенка / С.И. Мерзлякова // Музыкальный руководитель. – 2019. - С. 6-9.
24. Мерзлякова, СИ. Комплексные и интегрированные занятия / С.И. Мерзлякова // Музыкальный руководитель.- 2018. - №4. - С. 2-3.
25. Мухина, В.С. Детская психология / учеб. для студ. пед. интов. – М.: Апрель – Пресс; ЭКСМО – Пресс, 2020. – 352 с.
26. Образцова, Т. Н. Музыкальные игры для детей / Т.Н. Образцова. – М.: Лада. - 2015. – 232 с.
27. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. / В.И. Петрушин. – М.: Академический проект; Трикста, 2018. – 400 с.
28. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации / О.П. Радынова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2020. – 80 с.
29. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс +, 2019. – 352 с.
30. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; Под ред. Сластёнина В.А.- М.: Изд. центр «Академия», 2019. - 576 с.
31. Суворова, Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4-6 / Т.И. Суворова – СПб.: Музыкальная палитра, 2016. – 44 с.
32. Тарасова, К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности / К.В. Тарасова // Музыкальный руководитель. - 2019. - №5. – С.18-21.
33. Тарасова, К.В. Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве / К.В. Тарасова // Музыкальный руководитель. – 2020. - №1. – С. 10-13.
34. Тютюнникова, Т.В. Вездесущий ритм / Т.В. Тютюнникова, Е.А. Кочемасова // Музыкальный руководитель. - 2018. - № 4. – С.48-50.
35. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебное пособие / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2018. – 366 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 11.05.2022).
37. Харчева, О.В. Музыкальное воспитание дошкольников в психолого-педагогических исследованиях // О.В. Харчева, Г.Р. Якупова // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. - №1 (2). – С. 127-129. - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24917629 (дата обращения 10.05.2022).
38. Ходонович, Л.С. Веселые игры с музыкальными звуками и инструментами /Л.С. Ходонович // Минск НИО – 2019. – 60 с.
39. Шувалова, Е.Е. Музыкальное развитие младших школьников в условиях взаимодействия искусств (Из опыта работы) / Е.Е. Шувалова / «Образование и культура северо-запада России». - СПб.: Вестник северо-западного отделения РАО 2020. - №5. - С. 119-127.
40. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова // М.: ВЛАДОС, 2019.– с .160.
41. Щербакова, Н.А. Музыкальный сундучок: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / Н.А. Щербакова. – М.: Обруч, 2012.