Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с разного рода трудностями и предпринимаем различные действия для их преодоления. Трудности могут превышать ресурсы индивида и приводить к стрессу, сопровождающемуся уменьшением психологического и физического благополучия и ухудшениями в успешности выполнения деятельности; по данным ряда авторов, несмотря на значительное улучшение качества и продолжительности жизни, распространенность стресса в современных обществах продолжает возрастать.
С практической точки зрения, исследование проблемы совладания с трудностями (копинга) напрямую связано с важностью поддержания психологического благополучия у людей, переживающих тяжелые жизненные события, и поддержанием успешности продуктивных видов деятельности (учебной, профессиональной, спортивной), невзирая на неудачи.
Исследования копинг-стратегий в России имеют особую актуальность в связи с высокой выраженностью психологического неблагополучия населения при большом количестве переживаемых стрессовых событий, включая текущий экономический кризис.
Первоисследователями стратегий совладающего поведения можно считать Р. Лазарус и С. Фолкман. Копинговые стратегии они рассматривали в качестве когнитивной оценки стресса. В отечественной психологии исследованием копинг-стратегий занимались Л.И. Анцыферова, И.В. Камынина, Т.Л. Крюкова и др. Взаимосвязь выбора копинг-стратегий с личностными качествами, с компонентами Я-концепции изучали Г.Г. Аванесян, Т.О. Гордеева, Е.С. Леонтьева, Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова, Е.В. Сараева, С.Ю. Семенов и др.
Формирование копинг-стратегии у подростков заинтересовало С.Ф. Азимову, С.В. Гуцунаеву, А.С. Дубинину и др.
Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи чувств личности и копинг-стратегии в подростковом возрасте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать копинг-стратегии в структуре деятельности;
- ознакомиться с методами диагностика копинг-стратегий;
- выявить особенности формирования копинг-стратегий в подростковом возрасте;
- провести эмпирическое исследование взаимосвязи чувств личности и копинг-стратегии.
Объект исследования – взаимосвязь чувств личности и копинг-стратегии.
Предмет исследования – взаимосвязь чувств личности и копинг-стратегии у подростков.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о наличии взаимосвязи чувств личности и копинг-стратегий у лиц подросткового возраста.
Теоретической основой исследования являются теории и концепции психологии возрастного развития и функционирования психики (Б.Г. Ананьев, Л.Б. Ительсон, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Е.А. Сергиенко и др.), дифференциальный подход к изучению защитного и совладающего поведения (Е.В. Либина, А.В. Либин).
Для достижения цели исследования и реализации поставленных задач мы применили теоретические методы: анализ литературы, обобщение, сравнение, синтез, классификацию, аналогию и др.; диагностические методики: опросник Кеттелла для подростков, опросник С. Хобфолла «SACS»; методы математической статистики: корреляционный анализ.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения и списка использованной литературы.
1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВ ЛИЧНОСТИ И КОПИНГ СТРАТЕГИЙ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
1.1. Копинг-стратегии в структуре деятельности
С понятием «копинг» связывают разного рода процессы, направленные на возможно лучшее решение личностных, межличностных или профессиональных проблем, адаптацию человека к требованиям ситуации, вызывающей стресс, позволяющую овладение ею, ослабление или смягчение этих требований и восстановление психологического благополучия. Обычно термин «копинг» относят к стратегиям реагирования на стресс, но можно говорить и о проактивном копинге, направленном на предотвращение действия будущего стрессора и подготовку к возможной стрессовой ситуации.
Исследования копинг-стратегий имеют большую и сложную историю.
Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин выделили три главных источника, стимулировавших развитие проблематики копинг-стратегий:
1) исследования психологических защит, начатые в рамках психодинамического подхода и продолженные современными исследователями;
2) исследования в области психологии стресса, включающие изучение реакций человека на ситуацию болезни и других стрессовых ситуаций, угрожающих здоровью;
3) исследования мотивации деятельности, развернувшиеся в рамках изучения мотивации достижения, саморегуляции, целеполагания, реагирования субъекта на трудности и неудачи в выполнении учебной, профессиональной и другой продуктивной деятельности [21].
Копинг-стратегии крайне многообразны. На сегодняшний день различными исследователями выделено более 400 стратегий преодоления жизненных трудностей и предпринято множество попыток их классификации, однако общепринятая классификация пока отсутствует [12].
М.Р. Хачатурова [29] проанализировала классификации копинг-стратегий:
1) По Р. Лазарусу: копинг-стратегии, сфокусированные на решении проблемы и сфокусированные на эмоциях (цель последних — минимизировать дистресс, вызванный стрессором).
2) По Р. Моос и Д. Шефер:
– стратегии, сфокусированные на оценке, т.е. установление для себя значения ситуации, понимание происходящих процессов и их воз можных последствий;
– стратегии, сфокусированные на проблеме, что выражается в принятии решений и совершении конкретных действий для преодоления трудностей, в том числе и обращение за социальной поддержкой;
– стратегии, сфокусированные на эмоциях, означающие управление эмоциями и чувствами, поддержание эмоционального равновесия.
3) По Дж. Амирхану: разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание.
4) По Э. Фрайденбергу:
– обращение к другим, которое не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное;
– эффективный копинг, проявляющийся в когнитивном анализе проблемы, сохранении оптимистического настроя;
– неэффективный копинг, выражающийся в стратегии избегания.
5) По Э Скинер: классификация под названием «семейство копингов» (таблица 1). Она состоит из двенадцати разделов, каждый из которых имеет свои стратегии, сходные по направленности. Э. Скиннер выделяет три характеристики совладающего поведения: эпизодичность, адаптивность и интерактивность, понимаемую как взаимодействие между человеком и средой.
Таблица 1.
Классификация «семейства копингов» Э. Скиннер
Семейство копингов Стратегии
Решение проблем – планирование
– инструментальные действия
– выработка плана поведения
Поиск информации – изучение
– наблюдение
– обращение с вопросами к другим
Беспомощность – растерянность
– неспособность к когнитивному анализу
– когнитивное истощение
Избегание – уход от когнитивного анализа
– уход от поведенческих действий
– отрицание
– мечтательность
Самоуверенность – эмоциональная регуляция
– поведенческая регуляция
– выражение эмоций
– эмоциональный подход
Поиск поддержки – поиск понимания
– поиск комфортных условий
– поиск инструментальной и духовной поддержки
Делегирование – неадаптивный поиск помощи
– недовольство, жалобы
– жалость к себе
Изоляция – уход
– маскировка
– избегание других
Приспособление – отвлечение
– когнитивное переосмысление
– минимизация действий
– принятие
Сотрудничество – переговоры
– убеждение
– расстановка приоритетов
Покорность – размышления
– ригидные персеверации
– преобладание назойливых мыслей
Сопротивление – обвинение других
– проекция
– агрессия
У копинг-стратегий есть три основные функции: познание, эмоциональное реагирование, поведенческая реакция. Человек сначала воспринимает ситуацию, анализирует ее различные стороны, делает предположения о своих дальнейших действиях. Человек тем или иным образом эмоционально реагирует на сложившиеся обстоятельства, открыто демонстрируя свои эмоции или скрывая их. Третья функция – поведенческая реакция. Здесь уже можно говорить о различных действиях, которые возможно наблюдать.
Д. Кохен и Р. Лазарус предложили классификацию задач, решаемых копинг-стратегиями:
1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления;
2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;
3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах;
4) поддержание эмоционального равновесия;
5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [24].
Конструкт «копинг-стратегии» относится к адаптивным или конструктивным стратегиям, способствующим снижению переживания стресса и разрешению ситуации. Но в некоторых случаях копинг-стратегии являются деструктивными проявлениями, приводящими в долговременной перспективе к снижению психологического и физического благополучия индивида. Например, прием алкоголя, наркотиков, самоповреждающие реакции (выдергивание волос, кусание ногтей и др.) могут давать временное облегчение состояния в стресеа, но в долговременной перспективе ведут к повышению уровня депрессии, тревоги, ухудшению здоровья [14].
Решение проблемы эффективности копинг-стратегий требует учета следующих факторов:
1) цель копинга (психологическое и физическое благополучие субъекта, решение проблемы и/или изменение отношения к проблеме),
2) тип и контекст деятельности, проблемной ситуации (например, контролируема ли она субъектом),
3) интенсивность испытываемых негативных эмоций или стресса,
4) культурные факторы (так, копинг-стратегия обращения к религии может быть связана с различными внутренними процессами в разных культурах и религиях и, соответственно, быть в разной мере эффективной).
Кроме того, эффективность копинга может зависеть от актуального этапа совладания со стрессом (применяется ли стратегия до, во время или после действия стрессора), а также от места конкретной копинг-стратегии среди других копингов (проблема последовательности реализации разных копинг-стратегий) [18].
Копинг-стратегии являются динамичными формированиями. Cтепень устойчивости различных копинг-стратегий различается. Например, стратегия позитивной переоценки тесно связана с личностными диспозиционными факторами, в то время как обращение к стратегиям, сфокусированным на решении проблемы, поиску социальной поддержки и планированию, зависит в большей мере от ситуации [2].
К наиболее продуктивным стратегиям преодоления трудностей относят проактивный копинг, стратегии активного преодоления проблем, планирования деятельности, обращения к другим людям за поддержкой, копинг, сфокусированный на поиске смысла, и стратегии юмора.
Трудности выявления продуктивных копинг-стратегий связаны также с тем, что за одним и тем же поведением может скрываться разный смысл. Хорошим примером является обращение к религии, которое может иметь как позитивные, так и негативные последствия для психологического благополучия в зависимости от смысла и содержания этого поведения.
Менее эффективные стратегии совладания просто уменьшают на некоторое время симптомы, в долговременной перспективе поддерживая или даже укрепляя психологическое неблагополучие. Наименее эффективными считаются стратегии избегания и самообвинения [19].
Таким образом, учитывая, что в современном мире человек постоянно сталкивается с угрозами, исходящими от окружающей среды, субъектов взаимодействия и от самого себя, защитное и совладающее поведение позволяет ему справляться с трудностями и преодолевать вызовы, реализуя разнообразные стратегии совладающего поведения, т.е. копинг-тратегии. Единой классификации копинг-стратегий не существует, по причине их многочисленности и разнообразия теоретических обоснований их исследований. Копинг-стратегии являются динамическими формированиями и могут нести разную степень эффективности в зависимости от большого количества влияющих на эффективность факторов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесян Г.Г. Особенности стратегий совладания и Я-концепции у людей, зависимых от психоактивных веществ : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Москва, 2003. 29 с.
2. Азимова С.Ф. «Копинг-стратегии» и «Копинг-поведение» подростков // Academy. 2020. №12 (63). С. 113-116.
3. Акимова М.К. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2005. 303с.
4. Алексеева Е.В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. Санкт-Петербург. 2002. 22 с.
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. 431 с.
6. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 3-18.
7. Битюцкая Е.В. Факторная структура русскоязычной версии методики «опросник способов копинга» // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 138-150.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. 288 с.
9. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
10. Гуцунаева С.В. Копинг-стратегии подростков с различным уровнем жизнестойкости // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3 (часть 1). С. 92-95.
11. Дубинина А.С. Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста // Молодой ученый. 2019. № 14 (252). С. 60-64.
12. Камынина И.В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. Хабаровск, 2008. 22 с.
13. Кленова М. А. Влияние психоэмоционального состояния и личностных характеристик на выбор стратегий преодолевающего поведения // Психология обучения. 2014. № 11. С. 43-54.
14. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома : Авантитул, 2004. 343 с.
15. Либин А.В., Либина Е.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями // Стиль человека: психологический анализ // Под ред. А.В. Либина. М.: Смысл, 1998. С.190-204.
16. Луговская А.А., Ассанович М.А. Диагностические свойства модифицированной методики «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса // Медицинские новости. 2017. №11. С. 61-65.
17. Лифинцев Д.В., Серых А.Б. Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2016. №4 (24). С. 71-78.
18. Михайлова Е. С., Пинегина Н.М. К вопросу о копинг-стратегиях человека // Молодой ученый. 2018. № 48 (234). С. 257-258.
19. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Электронная библиотека МГППУ. URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PJ051997/NCB-020.HTM#$p20 (дата обращения 22.05.2022).
20. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб: Речь, 2006. 340 с.
21. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики cope // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. №1. С. 82-118.
22. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы становления личности /Пер. с нем. Г. И. Лойдиной. М. : Мир, 1994. 319 с.
23. Сергиенко Е.А., Марцинковская Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы. М. : Дрофа, 2019. 248 с.
24. Семенов С.Ю. Сравнительный анализ стилей защитно-совладающего поведения у лиц с аддиктивным и неаддиктивным поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Психол. ин-т Рос. акад. образования. Москва, 2008. 24 с.
25. Султанова А.В. Согласованность копинг-стратегий, направленности личности и эмоционального самочувствия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. №3-2. С. 289-297.
26. Сухова Е.В. Понятие «копинг-стратегии» и пример асоциальных копинг-стратегий // Прикладная юридическая психология. 2014. №1. С. 76-83.
27. Е.Н. Туманова Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2001. 18 с.
28. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1887. № 1. С. 27-33.
29. Хачатурова М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. №3. С. 160-169.