Фрагмент для ознакомления
1
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие общение в психолого-педагогической литературе………………5
2. Виды общения воспитателя с детьми дошкольного возраста……………10
3. Особенности общения воспитателя с детьми дошкольного возраста……17
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………….24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.
Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», воспитатель может способствовать реализации их потенциальных возможностей. Общение со взрослыми подготавливает появление новых, более сложных видов деятельности.
Общение как сложный и многократный процесс рассматривали в своих трудах Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.П. Ильин. Проблеме педагогического общения посвящены труды К.А. Абульханова-Славской, Базылевича Т.Ф., В.А. Горянина, М.И. Станкина.
Рассмотрение проблем педагогического общения одна из важнейших задач сегодня, так как развитие и воспитание детей должно проходит в процессе общения с высококвалифицированными специалистами.
Объект исследования - педагогическое общение.
Предмет исследования - виды общения воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить виды общения воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие «общение» в психолого-педагогической литературе;
2. рассмотреть виды общения воспитателя с детьми дошкольного возраста;
3. проанализировать особенности общения воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной и методической литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 2000. – 350 с.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 670 с.
3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 2011.- 144с.
4. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. Учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. - С. 8-14.
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 447 с.
6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - Москва [и др.] : Питер, 2009 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - 573 с.
7. Кириллова О. В. Теоретические и методологические основы профессионально-педагогического общения. – Чебоксары, 1998. – 402 с.
8. Леонтьев, А. Н. Становление психологии деятельности : Ранние работы / А. Н. Леонтьев ; Под ред. А. А. Леонтьева [и др.]. - М. : Смысл, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 439 с.
9. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Нальчик, 2006. - 367 с.
10. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 383 с.
11. Петрунькина, Л. С. Педагогическое общение как особый вид коммуникации / Л. С. Петрунькина, Е. В. Калиткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 140-141.
12. Психология общения: учебное пособие / Сост. Г.Н. Панфилова – Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», 2015 – 48 с.
13. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Психология дошкольника : хрестоматия : для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – Москва : Академия, 1997. – 19 с.
14. Смирнова Е. О., Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 231 с.
15. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. // Вопросы психологии. - 2014. №6. - С.76-83.
16. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения.-М.: Московский социально-психологический институт; Флинта, 1998.-368 с.
17. Столяренко, Л. Д. Педагогическое общение / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2004. – С. 238–247
18. Токпаева М. А. Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 110-112.
19. Фалей, М. В. Педагогическое общение : учебное пособие / М. В. Фалей. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2014. – 116 с.
20. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения. М.: Гуманит.-изд. центр «ВЛАДОС», 2007. - 298 с.