Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МКТ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность понятия «проектно-исследовательская деятельность обучающихся» на уроках музыки…………………………………………7
1.2. Педагогический потенциал МКТ в формировании проектно-исследовательских умений, обучающихся на уроках музыки………………………..………………………………………….....13
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ МКТ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1. Содержание, формы и методы организации проектно-исследовательской деятельности, обучающихся на уроках музыки с использованием МКТ…..22
2.2. Программа организации проведения опытно-экспериментальной работы……………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..40
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами».
Г. Э. Лессинг
Актуальность исследования. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в проектную исследовательскую деятельность, которая занимает ведущее место среди разнообразных направлений новых педагогических технологий.
Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельности необходимо обучать детей, причем, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету и во внеурочной деятельности. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – исследования и уроки – проекты. Они готовят детей к созданию самостоятельных продуктов.
В требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного), основного общего, а также начального образования к результатам освоения основной образовательной программы большое внимание уделяется вопросам овладения школьниками опытом проектной деятельности, формирования соответствующих умений и навыков в процессе выполнения индивидуальных и групповых проектов. В этой связи педагоги обращают внимание на необходимость выстраивания в образовании школьников системы последовательного включения в проектную деятельность, с реализацией принципа преемственности между различными ступенями образования, начиная с 1 класса. В начальной школе закладываются основы знаний и умений, которые ребенок будет преумножать, развивать в дальнейшей самостоятельной деятельности. И музыкальное воспитание наряду с другими учебными дисциплинами играет важную роль в развитии личности ребенка: вырабатывает трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодится не только в музыкальной деятельности, но и в других профессиях и сферах человеческой жизни.
Методологической основой исследования явились теоретические положения о сущностных характеристиках проекта и учебной проектной деятельности (А. В. Леонтович, Н. М. Конышева); теоретические положения, обосновывающие возможность использования метода проектов в современном образовании школьников (В. С. Лазарев, М. Б. Павлова, Н. Ю. Пахомова) и организацию проектной деятельности школьников (К. Н. Поливанова, И. С. Сергеев, М. А. Ступницкая);
Проблема организации проектно-исследовательской деятельности в школе были изучены многими учеными: Е. С. Полат, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, О. В. Рубцовой, А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской. Психологические факторы успешной реализации проектной деятельности представлены в трудах С. И. Неизвестного. Рассматривая проектную деятельность школьников, как творческую, Л. Н. Азарова и Н. А. Оленева приводят сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности. Особого внимания заслуживают труды В. С. Лазарева, в которых прослеживаются критика существующих подходов к организации проектной деятельности в школе и представлен авторский подход к осуществлению данного вида деятельности; исследования о компьютерных технологиях в музыкальном образовании Д.М. Юлановой. И.М. Красильникова. Компьютерные технологии представляют собой многокомпонентную структуру, необходимую для успешного обучения учащихся музыке.
Применение компьютерных технологий реализует познание музыки через различные виды восприятия: телевизионное, анимационное, графическое и звуковое. Поэтому современные исследователи (И.Р. Айдарова, А.О. Бороздин, А.Е. Гимро, И.М. Красильников, Е.В. Орлова, И.Б. Правоторова, О. Тарачева) видят усиление роли компьютерных технологий в системе музыкального образования и в возможности эффективного их использования в общеобразовательной школе. Но несмотря на огромный интерес ученых исследователей и разработанные ими подходы и методики, проблема остается до конца не раскрытой. Данное противоречие позволило нам определить тему данной курсовой работы: «Использование МКТ в проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках музыки».
Цель исследования: теоретически осмыслить существующие методы и подходы к организации проектно-исследовательской деятельности; обозначить роль и место музыкально-компьютерных технологий в проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках музыки.
Объект исследования: проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках музыки.
Предмет исследования: музыкально-компьютерные технологии в проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках музыки.
Гипотеза исследования: использование МКТ в проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках музыки будет результативным, если:
- техническое оснащение кабинетов музыки будет соответствовать современным стандартам;
- темы учебных проектов будут отбираться с учетом возрастных особенностей обучающихся и содержания учебных тем по курсу «Музыка»; формы и методы организации проектно-исследовательской деятельности отобраны методически грамотно;
- в помощь учителям будут разработаны методические материалы, обосновывающие педагогический потенциал МКТ с целью организации проектно-исследовательской деятельности.
В соответствии с целью курсовой работы определены следующие задачи исследования:
- уточнить сущность понятия «проектно-исследовательская деятельность»;
- определить педагогический потенциал МКТ в формировании проектно-исследовательских умений, обучающихся на уроках музыки;
- раскрыть содержание, формы и методы организации проектно-исследовательской деятельности, обучающихся на уроках музыки с использованием МКТ;
- предложить программу организации проведения опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
теоретические - изучение литературы по теме исследования, сравнение, сопоставление, анализ, синтез, систематизация;
эмпирические – изучение педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования:
- на основе переосмысления традиционного опыта в сфере образования, систематизирован материал и раскрыты инновационные формы и методы использования информационных технологий на уроках музыки;
- рассмотрены поэтапные методические указания организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе учреждений общеобразовательного образования.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, в каждой из которых по два параграфа, заключение, список литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристова Т.В. Проектные технологии на уроках музыки и во внеурочной работе : методическая разработка [Электронный ресурс]. URL : http://www.openclass.ru/node/470937.
2. Ахмедзянова Э. Воспитание через организацию проектной деятельности // Воспитание школьников. 2008. № 1. С. 10-14.
3. Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М. : Педагогика, 1990. 184 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
5. Бухаркина М. Ю. Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта». М. : ИОСО РАО, 2003. 26 с.
6. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, январь 2014 г. СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 74-76.
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников : Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 64 с.
8. Гимназия «Арт-этюд» [Электронный ресурс]. URL: http://www.art- etude.ru/
9. Григоренко Т. Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания // Преподавание истории в школе. 2013. № 6. С. 14-17.
10. Громова Л. А. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников : Методическое пособие. М. : УЦ Перспектива, 2012. 144 с.
11. Давыдов В. В. Учебная работа и учебная деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://www.ouro.ru/files/obrpr1/new_page_32.htm.
12. Захарова В. А. Об одной из форм организации проектной деятельности// Начальная школа. 2015. № 7. С. 14-16.
13. Зеленская Е. В. Поэтапная организация учебной проектной деятельности учащихся // Школьные технологии. 2009. № 5. С. 122-127.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д. : Феникс, 1997. 480 с.
15. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М. : Изд. Моск. ун-та, 1986. 200 с.
16. Карма А. Е. Проектная деятельность на уроках истории: от целеполагания до реализации // Преподавание истории в школе. 2013. № 1. С. 7-8.
17. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы // Начальная школа. 2008. № 1. С. 17-27.
18. Котикова. О. П., Клишевич. Н. Ю. Педагогическая технология // Учебник высшей школы. Минск. : Аверсэв, 2007. 299 с.
19. Красильников И.М. «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования» [Электронный ресурс]: https://www.dissercat.com/content/elektronnoe-muzykalnoe-tvorchestvo-v-sisteme-khudozhestvennogo-obrazovaniya
20. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. 1−4 классы // Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: Начальные классы. М. : Просвещение, 2002. С. 117−134.
21. Кудакова С. А. Метод проектов и проектная деятельность на уроках музыки : методическая разработка [Электронный ресурс]. Шатки, 2013. URL: http://nsportal.ru/shkpla/muzyka/library/2014/03/30/metod-proektov-i- proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-muzyki.
22. Лазарев В. С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С. 34-35.
23. Леонтович А. В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся // Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Серия: «Образовательные технологии». Вып. 2. М. : МИОО, 2005. С. 8-17.
24. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М. : Прогресс, 1970. 686 с.
25. Лукоянова Т. В. Метод проектов как один из новых методов в педагогике [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. С. 61. URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id-1327.
26. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. М. : Наука, 1992. 128 с.
27. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. : Педагогика, 1983. 64 с.
28. Матвеева Л. В., Абашева Э. С. Взаимопомощь в детском фольклорном музыкальном ансамбле: теория и практика : монография / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 139 с.
29. Матвеева Н. А. Использование метода проектирования в урочной и внеурочной деятельности как средство развития креативности [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal/ru/shkola/materialy-k- attestatsii/library/2015/02/20/metodicheskiy-seminar-kontseptualnoe-izlozhenie.
30. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М. : Вентана-Граф, 2002. 112 с.
31. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М. : Педагогика, 1988. 192 с.
32. Мотылева И. В. Проектная деятельность в начальной школе // Воспитание школьников. 2011. № 5. С. 41-45.
33. Муравьева Е. Н. Эстрадное пение [Электронный ресурс]. Когалым, 2010. URL:http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fap%2Flibrary%2Fm uzykalnoe-tvorchestvo%2F2014%2F01%2F30%2Fproekt-estradnoe-penie/
34. Общая характеристика учебной деятельности: лекция по психологии [Электронный ресурс] / Ставропольский гос. ун-т. URL: http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/103-educational- psychology/2038-lekcziya-obshhaya-xarakteristika-uchebnoj-deyatelnosti.
35. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. 944 с.
36. Охрименко М. П. Учебный проект // Литература в школе. 2013. № 1. С. 41-42.
37. Павлова М. Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников : Пособие для учителя / Под ред. И. А. Сасовой. М. : Вентана- Граф, 2003. 224 с.
38. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении : Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М. : АРКТИ, 2003. 112 с.
39. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. М. : ВЛАДОС, 2000. 347 с.
40. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2008. 192 с.
41. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высшая школа, 2004. 512 с.
42. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 3-е изд., испр. и доп. М. АРКТИ, 2006.80 с.
43. Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9 классы. М. : Просвещение, 2005. 47 с.
44. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. М. : Ридерз Дайджест, 2004. 960 с.
45. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами : Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль : Академия развития, 2008. 256 с.
46. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? [Электронный ресурс]. М. : Первое сентября, 2010. 44 с. URL: http://project.1september.ru/files/Chto-takoe-uchebniy-proekt.pdf.
47. Сысоева А. В. Проект как средство организации концертно- фестивальной деятельности // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски : материалы восьмой всерос. науч.- практ. конф. преподавателей, аспирантиов, соискателей, магистрантов и студентов. Екатеринбург, 23-24 апреля 2015 г. / под ред. К. П. Матвеевой ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. С. 177-182.
48. Тихоненко Л. В. Проектная деятельность как способ взаимодействия семьи и школы // Начальная школа. 2015. №9. С. 46-47.
49. Учебная деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://psihotesti.ru/gloss/tag/uchebnaya_deyatelnost/.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2011. 34 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. URL: /минобрнауки.рф/документы/938.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.html.
53. Челышева И. Л. Групповая проектная деятельность учащихся // Литература в школе. 2015. № 2. С. 25.
54. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. С. 258-263.
55. Юланова, Д.М. Компьютерные технологии в музыкальном образовании [Текст] / Д.М.Юланова // Научно-педагогическое наследие А.П.Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России. - Н-Новгород: ВГИПУ, 2008. - С. 210-212.