Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Подрастающее поколение – это наше будущее. Именно по этому одной из актуальных проблем общества становится развитие творческих возможностей детей. Именно в период детства формируются все основные структуры личности, качественные характеристики, которые зависят от обстановки, в которой растет и развивается ребенок.
Большое значение в этот период жизни человека, имеет его окружение и сфера деятельности. Для этого большая роль отводится культурно – досуговым учреждениям, деятельность которых направлена на приобщение детей и подростков к разнообразной культуре, и всестороннему развитию личности.
Ососбенно остро проблема возможностей стоит в сельской местности. В большинстве случаев сельские дети там предоставлены сами себе. Это происходит по той причине, что в сельской местности нет тех возможностей, которые есть в городе, в силу этих обстоятельств многие ребята ограничены в возможностях заниматься любимым делом. Кроме того, отсутствие необходимого количества учреждений культуры, недостаточное внимание к организации досуга детей и подростков в сельском социуме способствуют развитию неинституциональных форм детского досуга.
Вклад в изучение и развитие этой проблемы внесли исследования Иконниковой С.Н., Ильинского И.М., Киселевой Т.Г., Пруденского Г.А., Туева В.В., Тушина Б.А. и др. Наш мир постоянно развивается, по этому, многие вопросы в этой теме до сих пор ещё не изучены.
Улучшение работы сельских клубов, в сфере работы с подрастающим поколением на сегодняшний день является актуальной проблемой, которая обусловила актуальность темы нашего исследования: «Развитие творческих возможностей ребёнка в условиях учреждений культуры: задачи, направления деятельности и виды услуг на примере Сельского Дома культуры с.Булава».
Объект исследования: социально-культурная деятельность сельских культурно-досуговых учреждений с детьми.
Предмет исследования: технологии социально-культурной деятельности культурно-досуговых учреждений с детьми, расширяющие творческие возможности ребенка, в условиях сельского социума
Цель исследования: выявить специфику реализации технологий социально-культурной деятельности с детьми, расширяющих творческие возможности ребенка, в КДУ в условиях сельского социума
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
- рассмотреть понятия «досуг» и «технологии социально-культурной деятельности»;
- рассмотреть творческие возможности ребенка как объекта изучения;
- раскрыть роль сельского клуба в системе учреждений культуры;
- выявить проблемы социально-культурной сферы современного села;
- обобщить опыт организации досуговых форм для детского возраста в в Сельском Доме культуры с.Булава.
Методы: теоретические: анализ научной литературы, документов; эмпирические: наблюдение.
Практическая значимость работы состоит в обобщении опыта организации детского досуга в условиях сельской местности. Результаты курсовой работы могут быть воплощены в работе сельских клубов с целью расширения творческих возможностей ребёнка в условиях учреждений культуры.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
1.1 Досуг и Технологии социально-культурной деятельности
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, но сих пор нет общепринятого определения этого понятия: в специальной литературе понятие «досуг» имеет самые разнообразные определения и толкования. Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает быть свободным. Из латинского языка во французский пришло «LOISIR», что означает быть разрешенным, а в английском языке это слово трансформировалось как «LICENSE», что, как и в первоисточнике, означает быть свободным (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждения. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие досуг включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Макс Каплан считает, что досуг – это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Свободное время — это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений [34, c. 367].
Досуг – это деятельное явление, подразумевающее не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «кинетическую» сущность объекта [34, c. 170]. Досуг следует понимать, как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. И, поскольку технологии организации досуга граждан сформировались в сфере деятельности учреждений культуры, считаем необходимым кратко осветить исторический аспект проблемы клубной деятельности в России.
История клубной деятельности в России тесно связана с утверждением идеалов просветительства и самодеятельного творчества в рамках дореволюционного внешкольного образования, а затем, в советский период, культурно-просветительной работы. С середины XIX века на волне подъема народно-демократического движения, в России получило широкое распространение народное просветительство. Одним из основных институтов стали народные дома, которые создавались земствами, городскими думами, обществами грамотности или частными лицами с просветительскими целями, как общедоступные культурно- просветительные учреждения, объединявшие все формы образовательной и досуговой деятельности. После Октябрьской революции 1917 г. народные дома были преобразованы в клубные учреждения, и их работа приобрела системный и массовый характер. Таким образом, приоритетные направления развития клубной деятельности сложились исторически и в процессе эволюции.
Первое направление появилось с организацией клубов как самостоятельных учреждений. Это культурно-просветительская деятельность, которая была непосредственно связана с осуществлением в СССР культурной революции. В современном обществе в эпоху глобализации эта деятельность вновь обретает актуальность. Сегодня необходимо научить население страны разбираться в потоке обрушивающейся на него информации, не всегда имеющей позитивный характер, вновь учить быть патриотами и активными участниками социальной жизни своей малой Родины. Данное направление немаловажно, однако в нем неразличим человек как личность, как индивидуальность, оно рассчитано на массовость в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арябкина, И.В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода: теоретические аспекты / И.В. Арябкина. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 180 с.
2. Балобанова, Е. А. Формирование нравственно-эстетических представлений у младших школьников на уроках изобразительного искусства / Е. А. Балобанова // Актуальные проблемы развития образования в период детства. – 2017.
3. Виноградова, Т.Г. Управление маркетингом / Т.Г. Виноградова, Я.И. Семилетова; Министерство сельского хозяйства РФ, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. – Санкт-Петербург: СПбГАУ, 2018.
4. Емелина, Т. В. Эстетическое воспитание школьников в педагогической теории и практике [Текст] / Т. В. Емелина // Вестник Кемеровского университета. – 2016.
5. Зырянова, С. М. Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет [Текст] / С. М. Зырянова // Концепт. – 2015.
6. Казаковская, Э. Р. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства [Текст] / Э. Р. Казаковская // 75 Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. – 2Макарова, А. А. Влияние художественно-эстетического воспитания на гармоничное развитие младшего школьника [Текст] / А. А. Макарова // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. – 2016.
7. Качанова, Е.Ю. Исследовательская деятельность библиотек: назначение, теоретические основы, технология /Е.Ю. Качанова. – Хабаровск: Хабар. гос. ин-т культуры, 2016. – 80с.
8. Ким, С.А. Маркетинг / С.А. Ким. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 258 с.
9. Климантова, Г.И.Методология и методы социологического исследования / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 256 с
10. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 352 с.
11. Маркетинг. Основы маркетинга / С.В. Аливанова, В.В. Куренная, О.А. Чередниченко, Ю.В. Рыбасова. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. – 100 с.
12. Масловская, С.В. Деятельность педагога по развитию эстетической культуры учащихся: культурно-антропологический подход: / С.В. Масловская; науч. ред. Н.К. Зотова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2014. – 140 с.
13. Никитин, А.А. Художественная одаренность и ее развитие в детском возрасте: учебное пособие / А.А. Никитин. – Хабаровск: Хабаровский государственный институт искусств и культуры, 2015. – 315 с.
14. Никитин, А.А. Природа художественной одаренности: монография. – Хабаровск: ХГИИК. – 218 с.
15. Нуралиев, С.У. Маркетинг / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 362 с.
16. Медведев, Л.Г. Современные проблемы эстетического воспитания учащихся/Л.Г. Медведев // Философия образования. – 2016.
17. Сапашев, К.Д. Педагогические условия воспитания обучающихся средствами изобразительного искусства / К.Д. Сапашов // Среднее профессиональное образование. – 2016.
18. Смирнова, А.В. Организация внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников / А.В. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. – 2015.
19. Стародубцева, Т.В. Формирование эстетических представлений младших школьников / Т.В.Стародубцева /Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования: под ред. З.А. Магомеддибировой, 2016.
20. Федьков, Г.С. Эстетическое освоение природы в художественно-творческой деятельности школьников/ Г.С. Федьков / Искусство и культура. – 2016. - №2(22)
21. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт-сост Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, И.А. Лыкова; ред. Т.В. Волосовец и др. – Москва: Русское слово – учебник, 2015. – 217с.
22. Цахаев, Р.Ц. Маркетинг/ Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева. – Москва: «Дашков и К», 2017. – 550с.