Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основные категории педагогики – воспитание, обучение, образование и развитие. Воспитание представляет собой категорию с конкретным историческим характером, обозначающую межпоколенный опыт передачи культуры, подготовки человека в определенном социуме. С другой стороны, с педагогической, воспитание представляет собой целенаправленно структурированную деятельность учреждений воспитания и образования по формированию мировоззрения, системы отношений и поведенческой модели личности. При этом воспитатель:
1) Передает своему воспитаннику опыт, который был аккумулирован человечеством, приобщает его к социальным ценностям;
2) Вводит воспитанников в культурный мир, формирует мировоззрение, отношение (к себе, к окружающему миру, труду);
3) Поощряет самовоспитание;
4) Создает поведенческие способы, умение общаться, которые нацелены на продуктивную коммуникацию, разрешение конфликтов и трудных ситуаций в жизни.
Воспитанник:
1) Овладевает опытом отношений с людьми и культурными основами;
2) Работает на д собой (самовоспитание и самообразование);
3) Обучается способам коммуникации и поведения.
Обучение представляет собой структурированный процесс, который включает в себя преподавание и учение, в итоге которого обеспечивается усвоение конкретной структуры знаний, умений и навыков.
При этом педагог:
1) Преподает (целенаправленно передает знания, опыт, способы деятельности, культурные основы и научного знания;
2) Руководит процессом усвоения знаний, навыков, опыта и творческой деятельности;
3) Создает условия для развития личности учеников (развитие памяти, внимания, мышления и др).
Учащийся:
1) Овладевает предлагаемой информацией, выполняет учебные задания (при помощи педагога, самостоятельно или в группе);
2) Реализует самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнивает, анализирует, интегрирует, делит и др);
3) Проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации.
Развитие представляет собой процесс накопления количественных изменений, благодаря которым обеспечивается качественный скачок в функционировании личности. Образование представляет собой обучение и воспитание личности в интересах самой личности, государства, социума для передачи общественного опыта, удовлетворения личностных потребностей в развитии, повышения уровня благосостояния личности. Кроме того, педагога функционирует, основываясь на определенные принципы.
Целью данной работы является рассмотрение основных принципов педагогики как науки об образовании, обучении и воспитании человека.
Задачи:
- описать сущность воспитательной деятельности, педагогические принципы культуросообразности и природосообразности;
- изучить принцип гуманизации, дифференциации и персонификации в воспитании ;
- описать принципы наглядности, сознательности и активности обучения;
- рассмотреть доступность обучения и его развивающий характер;
- описать принципы научности, систематичности обучения, связи теории с практикой. Личностный опыт педагога;
- проанализировать принцип безоценочности педагогического взаимодействия.
Глава 1 Основные принципы воспитания
1.1 Сущность воспитательной деятельности. Педагогические принципы культуросообразности и природосообразности
Традиционная парадигма обучения и воспитания базируется на том, что научные знания объективны и универсальны, а учебный процесс в основной своей части ориентирован на познавательную деятельность репродуктивного характера. Говоря об образовательной парадигме XXI века, мы должны отметить ее рефлексивный, исследовательский характер, обучающийся здесь – это субъект познавательной деятельности, а не объект для воздействия педагога. В настоящее время важно не просто получать готовые знания, но сформировать умение добывать новые знания, научиться учиться.
Субъект современного образования – это постоянно образовывающийся субъект. Современная реальность диктует другие условия бытия субъекта. Здесь нет иерархии ценностей, многое стало несущественным, например, скорости и расстояния, виртуальная реальность делает возможным движение в любую сторону событий.
Современность чрезвычайно динамична, она не позволяет делать паузы и тем более остановки, практически лишает субъекта возможности созерцания, отделения себя от мира как субъекта от мира как такового. Современный педагог закономерно ставит себе вопрос, чему учить и как учить, как удержаться под натиском информационных потоков и оставаться на гребне профессиональной волны. «Очень часто нормы, а тем более ценности нигде не записаны и не закреплены. Обычно они не бывают такими жесткими, как, например, правила дорожного движения» . Сегодня в системе образования мы наблюдаем ситуацию, когда педагог вынужден перейти от адаптивной формы активности, которая ориентирована на настоящее, к форме активности креативного характера, ориентированной на то, что может произойти в будущем.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Функция социального воспитания заключается именно в целенаправленной передаче информации, исторического опыта поколению, для овладения им трудовыми знаниями и умениями, применимыми на практике, отсюда идёт выработка нравственных норм и опыт поведения в целом . Без всего это развитие общества и воспитания в целом не представляется возможным. Воспитание - это часть общего социального развития, оно не может быть отделено от всей истории общества и человека.
Педагогические принципы воспитательного процесса отображают главные особенности организации и специфики воспитания.
Принцип культуросообразности
Принцип культуросообразности включает в себя навыки культурного общения ребенка, а также знание правил общества, в котором он находится. Культура связана с воспитанием нравственности. Основная функция нравственного воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие образу жизни, в формировании активной жизненной позиции каждого человека, формировании привычки руководствоваться в своей деятельности чувством общественного долга.
Основными задачами нравственного воспитания выступают:
1. Формирование нравственного сознания.
2. Воспитание и развитие нравственных чувств.
3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреев В. И. Педагогическая этика. - Казань, 2020
2) Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. -Волгоград: Перемена, 2020.
3) Бодина Е. А., Индивидуализация и персонализация в современном образовании // Искусство и образование. — 2021. — № 3. — С. 9-14 :
4) Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч., т. 5. - М., 1983.
5) Герасимова Т. Н., Гуманистическая педагогика о воспитании гражданина // Мир образования - образование в мире. — 2019. — № 2 (74). — С. 37-44.
6) Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, РФ, Москва, ИНТОР, 1996, 544 с.
7) Додонова Л. П., Методологические принципы природосообразной педагогики // Педагогика. — 2019. — № 1. — С. 31-40.
8) Доклад В. М. Алллахвердова на VII саммите психологов о соотношении психологической теории и практики//(https://www.youtube.com/watch?v=kJlV4RsGfPg (дата обращения 13.05.2022)
9) Егорова Т. И., Воспитание дошкольников: патриотическое направление // Нарконет. — 2021. — № 12. — С. 28-35
10) Ермолин А. А., Что общего у "прогрессивного образования" и советской "педагогики гуманизма"? // Народное образование. — 2021. — № 2. — С. 42-46.
11) Зенкина С. В., Панкратова О. П. Использование информационных образовательных технологий в условиях внедрения новых стандартов общего образования /// Информатика и образование. 2020. № 7 (256). С. 93-105
12) Ибрагимов Г. И., Вопросы методологии в учебниках по педагогике // Педагогика. — 2019. — № 1. — С. 12-21.
13) Истомина Н. Б., Развивающее обучение // Начальная школа. — 2021. — № 3. — С. 72-77
14) Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 2020.
15) Кларин, М. В. Инновационное образование: дидактический анализ/ М. В. Кларин // Педагогика. – 2018. - № 6. С. 25-30
16) Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 2020.
17) Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2018.
18) Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла: избранные работы по философии образования и педагогической психологии. — М.: Смысл, 2020.
19) Нестерова И.А. Игровые технологии и игровые инновации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru – Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/igrovye-tehnologii-i-igrovye-innovacii.html (Дата обращения: 13.05.2022).
20) Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.
21) Парфенова И. С., Педагогика добротворчества: есть ли ей место в современной школе? // Классный руководитель. — 2017. — № 6. — С. 11-15.
22) Попов Л. В., Идеи, представления и принцип природосообразности воспитания // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. — 2017. — № 3. — С. 36-46
23) Самыгин С. И. Психология и педагогика. — М.: Кнорус, 2020.
24) Симонова Т. Р., Идеи Е. Н. Водовозовой в современном воспитательном процессе // Начальная школа плюс до и после. — 2010. — N 6. — С. 52-54
25) Степанова С. Ю., Опыт, приоткрывающий двери в мир // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 8. — С. 67-73
26) Суханова Н.П. Нормы и ценности социального института науки: признание коллег как главная позитивная санкция / Н. П. Суханова // Ценности и смыслы. – 2018. – № 1 (53). – С. 107-110
27) Уваровская О. В. Педагогика высшей школы. — Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2020.
28) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года// http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 13.05.2022)
29) Хэтти Дж. Видимое обучение, РФ, Москва, Национальное образование, 2017, 496 c.
30) Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности, РФ, Москва, ОИРО, 2010, 432 c.