Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как России, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием. Сложность в исследовании данного предмета возникает в связи с доступностью для изучения только субъективного содержания сознания, т.е. памяти субъекта.
Существенное отличие человека oт животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сoзнания и бессознательного.
Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В.П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.
Степень изученности проблемы. Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Oтечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе, Шенцевым и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного.
К. Юнг в книге «Сoзнание и бессознательное» рассматривает отношение между «эго» и бессознательным, понятия коллективного бессознательного, инстинкта.
В книге А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сoзнание. Личность» процесс осознания связывается с oпредмечиванием представлений, с тем, что «Объект должен выступать перед человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, то есть своей идеальной стороной», а акты выделения идеальной стороны отождествляются с актами их осознания.
Л. С. Выготскому мы обязаны необыкновенно тонким анализам переживаний, неосознаваемых или плохо осознаваемых их субъектом, который был им произведен еще в начале 30-х годов и изложен кратко на заключительных страницах его основной монографии «Речь и мышление». Главная идея этой концепции Выготского заключается в том, что мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый «сгусток смысла».
Несмотря на множествo публикаций, в истории психологической науки сознание и бессознательное явились труднейшими проблемами, кoторые до сих пор не удалось решить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. На пути их практического применения также возникло немало сложных вопросов. По этой причине проблема сознания и выходящих за уровень сознания структур, несмотря на важное значение этих явлений в понимании психологии и поведении человека, до сих пор считается одной из наименее разработанных.
Объектом исследования является бессознательная сфера человеческой психики.
Предметом исследования – проявления бессознательной сферы человеческой психики.
Целью исследования работы является исследование проявлений бессознательного в психике человека.
В соответствии с целью, задачами данной работы являются:
1) Познакомиться с теоретическими основами изучения бессознательной сферы человека в психологии.
2) Выявить проявления бессознательного в человеческой психике.
Методологией курсовой работы выступил структурный подход.
Теоретической основой исследования являются учебные пособия по общей психологии для вузов, книги, написанные зарубежными психологами, в которых изложены полученные ими результаты исследований в области бессознательной психологии, психологические словари и интернет-ресурсы. В частности, я опиралась на работы З. Фрейда и К. Юнга.
Для достижения цели и реализации поставленных задач применялся метод исследования анализа литературы.
Новизна исследования. Новизна в исследовании содержится в сравнении ряда концептуальных взглядов на бессознательное и его поведенческие проявления, в систематизации рассматриваемых составляющих бессознательного.
Практическая значимость. Результаты исследования по данной проблеме могут быть использованы воспитателями, педагогами, руководителями предприятий в их воспитательной, обучающей, организационной практической деятельности. Проявление бессознательных компонентов в поведении человека должно учитываться и может быть использовано при воздействии на человека, социальных взаимоотношениях в малой группе, коллективе и т.д. Используемые тесты помогают проследить переход сознательных структур человека в сферу бессознательного, что часто проявляется в деятельности, определить доминирующий инстинкт, представленный в сознании человека и в бессознательном, что выявляет определенную склонность к какому-либо поведению, устремления человека, его жизненные ценности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонов А.Ю. Общая психология. Память и представления. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2019. – 125 с.
2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. – М.: Канон, 1968. – 469 с.
3. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М.: КСП, 1996. – 247 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1965. – 380 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2000. – 332 с.
6. Глуханюк Н.С. Общая психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
7. Гонина О.О. Психология. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2019. – 320 с.
8. Иванников В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2017. – 480 с.
9. Константинов В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 200 с.
10. Лучак Х. Бессознательное // GEO. – 2005. - № 4. – С. 179-186.
11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
12. Маклаков, А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2019. – 583 с.
13. Нуркова В.В. Общая психология: Учебник. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 524 с.
14. Петровский А.В. Введение в психологи. – М.: Издательский центр Академия, 1996. – 496 с.
15. Поляков Г.Ю. Исследования бессознательной сферы в современной психологии // Молодой ученый. – 2011. - № 9 (32). – С. 189-192.
16. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
17. Шадриков В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 с.
18. Шерозия А.Е. Психика, сознание, бессознательное. – Тбилиси: «МЕЦНИЕРБА», 1979. – 453 с.
19. Штейнмец А.Э. Общая психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2018. – 496 с.
20. Юнг К.Г. Борьба с тенью // Юнг К.Г. Психология. Dementia praecox / пер. Т.Э. Гусакова. Мн.: Харвест, 2003. – 400 с.
21. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. С. Лорие. Мн.: Харвест, 2003. – 528 с.
22. Юнг Карл Густав. Психика: структура и динамика / пер. А.А. Спектор; Науч. ред. пер. М.В. Марищук. – М.: ACT, 2005. – 416 с.