Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подготовка обучающихся в общеобразовательном учреждении к жизненному и профессиональному самоопределению на современном этапе развития общества является закрепленной в федеральных государственных образовательных стандартах каждого образовательного уровня.
В настоящее время актуальность организации профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях можно подчеркнуть следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [21].
В большинстве школ профориентационная работа с учащимися начинается в 7 – 8 классах, когда еще нет достаточного профессионального опыта, установки только начинают формироваться, для самоопределения нет психологической готовности. В месте с этим школа не имеет достаточно системного психолого – педагогическое сопровождения. А именно, профориентационная работа сохраняет необязательный характер, которая проводится в форме периодических информационно-просветительских мероприятий, нет квалифицированных специалистов, которые в рамках школы могли бы формировать и развивать компетенции учащихся для самостоятельной ориентации в построении профессионального маршрута.
Выбор будущей профессии представляет для старших школьников значимую проблему, которая в дальнейшем будет также влиять на образ жизни, судьбу. Выбор профессии начинает становиться неоспоримой ценностью, которая будет в дальнейшем определять качество жизни, уровень доходов, положение в обществе и т.д. От этого будут зависеть жизненные успехи, показатели психического и физического здоровья граждан Российской Федерации.
Многие исследователи отмечают, что на данный момент общеобразовательные учреждения не могут предоставить достаточные условия для эффективной организации профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста в соответствии с современными требованиями рынка труда [23].
Этим и обуславливается актуальность работы и выбор темы исследования «Ориентация старшеклассников на выбор будущей профессиональной деятельности».
Противоречие: между необходимостью профессионального самоопределения старшеклассников и недостаточной организацией этого вида деятельности в образовательной организации.
Проблема исследования: какова должна быть деятельность по организации профессионального самоопределения у подростков старшего школьного возраста в образовательной организации?
Цель курсовой работы – описать особенности профориентационной работы в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования: содержание деятельности по организации профессионального деятельности старшеклассников возраста в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подростков старшего школьного возраста.
2. Изучить сущность понятия профессиональное самоопределение;
3. Провести диагностику уровня готовности старшеклассников к выбору будущей профессии;
4. Разработать комплекс мероприятий, направленный на ориентацию старшеклассников на выбор будущей профессиональной деятельности.
Проблему профессионального самоопределения изучали такие исследователи, как Бендюков М. А., Гурова Е. В., Климов Е.А., Козловский О. В., Пряжников М. С., Павлова Т. Л., Резапкина Г. В., Романов Е. С., Степанский В. И., Столяренко Л. Д., Чернявская А. П., Шеховцова Л. Ф., Шмидт В. Р. и многие другие.
База исследования.
В исследовании приняло участие 54 старшеклассника.
Методы исследования:
теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
эмпирические: тестирование, педагогическое проектирование.
Структура работы: введение, две главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.1. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
Педагоги и психологи определяют возраст от 14-15 до 17 лет как период ранней юности или как старший школьный возраст. Данный период представляет собой основу дальнейшего формирования личности человека.
Во время подросткового периода наблюдается ускоренное физическое и половое созревание, происходит развитие костной системы. Главная особенность данного периода – неравномерность и интенсивность развития.
Центральным психическим процессом становится развитие самосознания. Подросток начинает «копаться» в своем внутреннем мире, происходит поиск своего «я», а также своего места в этом мире.
Подростковый возраст – это время бурного развития не только самого организма, но и формирование самооценки и самосознания, способность к самокритике.
С рождения человек переживает возрастные кризисы. Подростковый кризис связан с формирующимися новообразованиями, такими как «чувство взрослости» и новый уровень самосознания. Молодые люди хотят жить лучше, начинают подражать всему зарубежному. Их мало интересует, что раньше жили намного хуже, чем они сейчас и поэтому стараются соответствовать высоким стандартам общества в наши дни. Подростки желают иметь дорогие гаджеты, модную одежду, не задумываясь о том, сколько это все стоит [5].
В этом возрасте у подростков очень болезненное самолюбие и обидчивость, они стремятся к самостоятельности и независимости. Склонны проявлять чересчур повышенную критичность к взрослым, остро реагируют на преуменьшение окружающими их достоинства, принижения их взрослости. Недооценка их способностей и возможностей могут стать причинами конфликтов [9].
Активно формируются различные убеждения, принципы, представления, которыми дети в подростковом возрасте руководствуются в своем поведении, также формируются свои требования и нормы, которые не совпадают с требованиями и нормами у взрослых. Еще один важным аспектом личности подростка выступает развитие самооценки, самосознания. Появляется заинтересованность к себе, к своим качествам, появляется потребность в сравнении себя с окружающими, со сверстниками.
Для успешного развития личности необходимо наличие самоуважения, положительной адекватной самооценки. Если в подростковом возрасте притязания подростка не соответствуют с уровнем его самооценки, то это приводит к острым эмоциональным переживаниям, к агрессивности, к неадекватным реакциям и т.п. Некоторые свойства характера и качества личности особенно остро проявляются примерно до 16 лет [17].
Старший подростковый возраст является периодом «самостандартизации»; молодые люди стремятся к поиску чувства «Я», к включенности в конкретные роли. Потребность в обретении чувства идентичности настолько остра, что человек может решить эту проблему, став деликвентом – то есть выбрать идентичность, противоположную тому, что предлагает общество, лишь бы не остаться вовсе без идентичности. В частности, агрессивность особенно присуща подросткам как способ защиты личности от переживания «кризиса идентичности», эмансипации от мира взрослых, преследующий стабилизацию самооценки: следовательно, становится актуальной проблема блокировки агрессии и невозможность ее выражения.
Новообразованиями данного возраста становятся следующие: чувство «взрослости», формирование личностных идеалов, развитие самосознания, интерес к противоположному полу, развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, а также потребность в деятельности, которая будет иметь личностный смысл. Одним из главных новообразований является самоопределение (жизненное и профессиональное) [15].
«Зона ближайшего развития подростков старшего возраста» предполагает их сотрудничество со взрослыми людьми в пространстве проблем самосознания, личностной саморегуляции и самоорганизации, личностной и интеллектуальной рефлексии. В данный возрастной период начинают формироваться жизненные перспективы, нравственные ценности, осознание своих интересов, стремления, возможностей, собственного «Я». Появляются взгляды на жизнь, на свое будущее, на взаимоотношения с другими людьми, формируется личностный жизненный смысл [15].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Блог: Профориентация в школе: тесты, игры и методики // Академия профессионального развития [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://academy-prof.ru/blog/proforientacionnaja-rabota-v-shkole (дата обращения: 03.05.2022).
2. Брюшенков И.Е. Организационно-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников
средствами социально-культурной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / И.Е. Брюшенков, 2009. – Омск, 171 с.
3. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
4. Головей Л.А., Манукян В.Р., Рыкман Л.В. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, В.Р. Манукян, Л.В. Рыкман и др. – СПб.: Нестор - История, 2015. – 336 с.
5. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение студенчества: современные проблемы: диссертация КСН, Специальность: 22.00.06 – социология духовной жизни, УрГУ, ,Екатеринбург, 2000. – 141 с.
6. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я. С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. 112 с.
7. Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 330 с.
8. Дьяченко М. И. Психологический словарь-справочник: учебное пособие / Под ред. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. 5-е изд., доп. и расшир. М.: [б. и.], 2009. - 455 с/
9. Зеер Э. Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с. 14.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М: Академия, 2012. - 304 с.
12. Кон И.С. Открытие «Я» Историко-психологический этюд // Новый мир. - 1977. - № 8. — С. 176–195.
13. Кудрявцева Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцева, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. – 1983. - № 2. – С. 51-59
14. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. – 2007. - №3. – С. 5-15
15. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - 5-е изд. М. : Изд-во УРАО, 2007. 175 с.
16. Маслоу А. Психология личности / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 288 с. 25.
17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. / В.С. Мухина – М.: «Академия», 2004. – 456 с. 27.
18. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно – методическое пособие. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
19. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия». 345 с.
20. Савкина Н.Г., Маслёха И.Н. Проблемы профориентации старшеклассников в школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. - №2-5.
21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями от 29.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Хорват Г. И., Бибикова О. В. Организация профессионального самоопределения в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26. С. 241–245.
23. Шайдуллин Р. Б. Профессиональное самоопределение старшеклассников: проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-starsheklassnikov-problemy (дата обращения: 10.05.2022).
24. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. – 2015. - №6. – С. 2-6 45.
25. Яшина К. О. Гендерные различия как фактор профессионального самоопределения старшеклассников // Приволжский научный вестник. 2015. №1 (41). С. 101-104.