Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ 6
1.1 Педагогическая сущность развития интереса к изучению истории 6
1.2 Особенности развития интереса к изучению истории в подростковом возрасте 9
1.3 Анализ педагогического опыта развитие интереса к изучению истории в школе 13
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОЕКТА РДШ «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ» 20
2.1 Реализация Всероссийского проекта РДШ «Школьный музей» 20
2.2 Использование проекта «Школьный музей» для развития интереса к изучению истории 22
Выводы по 2 главе 28
Заключение 30
Список литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Пересмотр содержания Федеральных государственных образовательных стандартов позволяет современной школе оперировать такими понятиями как компетенции, познавательный интерес, развитие творческих способностей обучающихся, все это направлено на создание условий успешности образовательного процесса.
С появлением новых технологий, увеличением источников информации и их доступностью благодаря сети Internet, учителям все труднее создавать условия формирования и развития познавательного интереса на уроках истории, а школьникам все труднее удерживать интерес на изучаемом материале. Таким образом, можно заключить, что познавательный интерес и его формирование - это один из главных, основных мотивов активной учебной деятельности школьников.
Формулируя актуальность работы целесообразно обратить внимание на следующие аспекты: создание условий для формирования и развития познавательной активности и интереса к изучаемому предмету на современном этапе имеет решающее значение.
Интерес к изучению истории возможно формировать разнообразными средствами и методами, одним из которых является создание музея.
Настоящее время ставит перед нами новые задачи, связанные с глобальными переменами в социокультурной жизни, переоценкой общественных ценностей, утратой традиционного российского патриотизма, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения – сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
В течение последних нескольких лет заметно усилилось внимание государства к проблемам воспитания граждан, о чем свидетельствует ряд утвержденных правительством стратегических документов: «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2014); «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2015); Указ Президента РФ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (2015); Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995).
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 22 июля 2020 года были приняты поправки, основная их суть – воспитание школьников в соответствии с задачами современного российского общества.
Школьный музей РДШ - проект Российского движения школьников, который поможет школьникам создавать собственные коллекции и целые музейные пространства.
Цель исследования: изучение возможностей развития интереса к изучению истории в ходе реализация Всероссийского проекта РДШ «Школьный музей».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить педагогическую сущность развития интереса к изучению истории;
• Определить особенности развития интереса к изучению истории в подростковом возрасте;
• Провести анализ педагогического опыта развитие интереса к изучению истории в школе;
• Выявить педагогические условия развития интереса к изучению истории в ходе реализация всероссийского проекта РДШ «Школьный музей».
Объект исследования: познавательный интерес к изучению истории.
Предмет исследования: проект «Школьный музей» как средство развития интереса к изучению истории у подростков.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беднова, В. И. Музей как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся / В. И. Беднова // Воспитание как стратегический национальный приоритет : Международный научно-образовательный форум, Екатеринбург, 15–16 апреля 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. – С. 210-214.
2. Белова, Д. Д. Развитие познавательного интереса школьников в процессе изучения истории / Д. Д. Белова // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых : Сборник материалов заочных научно-практических конференций, Владимир, 15–30 апреля 2020 года. – Владимир: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2020. – С. 2249-2254.
3. Белякова И.Ф. Создание проблемных ситуаций на уроках истории как условие формирования учебной мотивации. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article
4. Боголепова Л.З. Музеи истории вузов: концепции комплектования коллекций на современном этапе // Вестник КемГУ. – 2011. – № 4 (48). – С. 12–20.
5. Воробьёва Е.Е. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе. Владимир, 2005
6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
7. Леонов, Е. Е. Роль, значение, актуальность школьных музеев в системе образовательного процесса в России в начале XXI века / Е. Е. Леонов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 41-1. – С. 117-125.
8. Матвеева, Е. В. Роль Российского движения школьников в современной системе воспитания / Е. В. Матвеева // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17. – № 1-2(19). – С. 364-366.
9. Немков, П. А. Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников / П. А. Немков // Социально-политические исследования. – 2020. – № 4(9). – С. 121-134.
10. Палаткина Т.М. Школьный музей: в помощь руководителю музея образовательного учреждения по патриотическому воспитанию. – Волгоград, 2004. – 150 с.
11. Репинецкая Ю.С. Применение интерактивных технологий на уроках истории в старших классах // Самарский научный вестник. 2014. С. 103-105
12. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 142 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. CПб.: Питер, 2002. С. 525 – 531
14. Симонян, А. А. Развитие познавательного интереса к изучению истории / А. А. Симонян // Проблемы теории и практики современной науки : материалы VII международной научно-практической конференции, Таганрог, 19 сентября 2016 года / ООО «НОУ «Вектор науки». – Таганрог: Издательство "Перо", 2016. – С. 68-71. –
15. Туманов В.Е. Школьный музей: метод. пособие. – М.: ЦДЮТиК, 2003. – 154 с.
16. Фомина Т.А. Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм урока. URL: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/02/16/obobshchenie-opyta-rabotypo-teme-aktivizatsiya-poznavatelnoy
17. Шевырев А.П. История в школе: образ отечества в новых учебниках // Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет / под ред. Г.А. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ1, 2013. С. 48 – 65
18. Шмуратко Д.В. Нужны ли школьные музеи современной России? (анализ государственных программ и стратегий) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pish.ru/blog/archives/4108
19. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1986. С. 71 – 81.