Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любовь к Родине, гордость за историю отечества, за культурное наследие страны, любовь к обычаям и традициям нашего народа, воспитание чувства долга перед Родиной – все эти составляющие сливаются в единую картину, картину Патриотизма.
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию данной программы. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед школой возникла необходимость поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Младший школьный возраст наиболее восприимчив для патриотического воспитания. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Начальная школа является особым местом воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну, за свою школу. При воспитании у детей отношения к Родине, как ценности, следует опираться на социальную, физическую и духовную привязанности личности.
Важным периодом для воспитания патриотизма в детях является младший школьный возраст. Это период рассматривается как время воспитания у ребенка морально-этических качеств, которые станут основой патриотических качеств и чувств. В этом возрасте развиваются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Данный возрастной отрезок представляет собой такой период в становлении личности ребенка, когда формируются основы гражданственности. Младшие школьники поддаются большему восприятию и принятию таких качеств, как: любовь к Родине, уважение к своему народу, гордость за свою страну. Воспитание патриотизма должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов, ведь во многом от школы зависит дальнейшее восприятие ребенком всех составляющих патриотизма.
Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических качества. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.
Большой потенциал в патриотическом воспитании заключён во внеурочной деятельности учеников в начальной школе. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Разнообразные направления внеурочной деятельности, нацелены на патриотическое воспитание: духовно-нравственное, общекультурное, обще интеллектуальное, социальное.
Киноискусство в новых социальных условиях претерпевает серьезные изменения: меняются способы подачи изобразительного материала, вводятся ограничения по возрасту аудитории, видоизменяются жанры киноискусства. Меняется роль кино в структуре свободного времени современного человека, в связи с развитием новых технологий, оно все чаще служит целям отдыха и развлечения, и все реже служит источником серьезных размышлений и средством воспитания.
Проблему патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы как важнейшей государственной задачи освещали Г.В. Здерева, А.В. Зосимовский, B.А. Караковский, А.А. Козлов, Н.Н. Михнев, Н.Д. Никандров, И.Ф. Харламов. 6 Специфика воспитания патриотизма у молодежи раскрыта в исследованиях Е.Г. Демьяновой, А.В. Дудко, Ю.А. Копцевой, Д.Ю. Мордвинцева, В.И. Руденко, Е.В. Чекунова. Поискам новых средств патриотического воспитания посвящены работы И.М. Афанасовой, С.В. Галкина, Т.И. Горной, Е.И. Корнеевой, И.Н. Микулан, Л.И. Ордуханян, Н.П. Орловой, В.Н. Устякина, А.Ю. Рустамова, Н.А. Сысоевой, О.Р. Шеффер. Роль СМИ в патриотическом воспитании личности отражены в исследованиях И.И. Валеева, Г.Х. Валеевой, В.Г. Визер, Д.А. Дадова, А.Р. Еникеевой, Н.А. Сиволобовой.
Таким образом, существует противоречие между потребностью государства в патриотическом воспитании подрастающего поколения и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития патриотического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Определить критерии и показатели патриотической воспитанности охарактеризовать уровни ее сформированности у детей младшего школьного возраста.
3. Теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности средствами киноискусства.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- опытно-поисковая работа;
- беседа.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской философской и педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); теоретические положения о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (И.А. Ильин, Д.С. Лихачёв, Г.К. Селевко), о взаимодействии семьи и образовательной организации в нравственно-патриотическом воспитании детей (И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплова), положения аксиологического подхода к развитию личности (Е.В. Бондаревская, А.Д. Леонтьев, В.А. Сластенин, и др.); положения о воспитательном потенциале проектной деятельности (М.А. Ступницкая, Е.С. Полат, Н.В. Иванова, Е.Б. Новикова).
База исследования: МБОУ СОШ № 65. В исследовании приняли участие 20 младших школьников, ученики 4 класса (11 девочек и 9 мальчиков).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Патриотизм как педагогическая проблема
Формирование патриотизма у подрастающего поколения была и остается актуальной проблемой российского образования. В формировании патриотизма у подрастающего поколения принимают участие различные общественные организации, учреждения дошкольного образования, семьи и школа.
В советское время воспитанием чувства патриотизма у подрастающего поколения занимались на уровне государства и общества.
В 90 – е годы XX века и в начале XXI века данная проблема стала одной из сложных проблем российского общества в связи с политическим, экономическим и общественным кризисом государства. Были приняты ряд государственных программ патриотического воспитания граждан России, которые стали приниматься и реализовываться.
Рассмотрим сущность понятия «патриотизм».
Патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и стабильности, которые особенно мощно и неудержимо проявляются на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний.
Из литературы мы узнаем, что понятие «патриотизм» связано с осознанием высших нравственных ценностей народа и преданности им. Он имеет базой духовные традиции предшествующих поколений, опирается на вековую историю России и малой Родины .
Слово «патриотизм» происходит от греческого - отечество. В словаре В. И. Даля оно трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб... Патриотизм - любовь к отчизне...» .
Многие авторы рассматривают его как осознание себя гражданином России, как чувство гордости за свой край, свой народ и его историю, как осознание ответственности каждого за всеобщее благополучие, осознание этнической принадлежности. Традиционно, в современной науке существует ряд мнений по вопросу о сущности патриотизма. Философы - Н. И. Матюшкин, М. В. Митин, П. М. Рогачев - определяют патриотизм как высшее нравственное чувство, такие ученые-педагоги, как Н. И. Болдырев, Н. К. Г ончаров, И. П. Тугаев, относят патриотизм к политическим принципам. Вместе с тем, большинство педагогов (Н. П. Егоров, Л. Р. Болотина, А. К. Быков, Т. А. Ильина, Т. Н. Мальковская, И. С. Марьенко, Р. А. Полуянова, Ю. П. Сокольников) все же считает патриотизм сложным нравственным качеством .
Как мы видим, сложность рассматриваемого явления и обуславливает существующий плюрализм мнений. Исходя из этого, необходимо максимально уточнить сущность и содержание патриотизма, так как результативность патриотического воспитания зависит от точного определения начальных понятий и положений.
Философский словарь дает нам следующее толкование понятия «патриотизм»: «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». Большой энциклопедический словарь определяет «патриотизм» как «любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» .
И. Ф. Харламов считает патриотизм взаимосвязанной совокупностью нравственных чувств и поведенческих черт, присоединяя к этому любовь к Отечеству, активный труд на его благо, следование трудовым традициям и умножение их, бережное отношение к памятникам истории и обычаям своего края, привязанность и любовь к тем местам, где родился, желание укреплять честь и достоинство Отечества, готовность и умение защищать его, а также воинскую храбрость, мужество и самоотдачу, дружбу различных народностей, отсутствие расовой и национальной неприязни, уважительное отношение к обычаям и культуре других стран и народностей, стремление сотрудничать с ними .
И. И. Бурлакова приводит такое определение патриотизма: «Патриотизм - это синтез нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, ответственности за судьбу Отечества, в стремлении беречь и приумножать лучшие традиции, культивируя духовные и культурные ценности своего народа» .
Патриотизм, как формируемое в патриотическом воспитании комплексное и интегрированное личностное качество, включает в себя ряд компонентов:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в образовательных учреждениях [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. А. Абрамова - М., 2009. - 28 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. – Москва: Айрис-пресс, 2002.
3. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст]. / С. А. Алиева. // Начальная школа, 2007. – № 9. – С. 17-20
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. – Москва: Владос, 2009. – с. 32
5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – Москва: Школьная пресса, 2003
6. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. 2014. №10. С. 349
7. Белоногова, Л. Н. Интерактивная экскурсия как форма воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения / Л. Н. Белоногова [и др.]. - Текст : непосредственный // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2017. - № 1. - С. 222-227
8. Беспятова Н.К. [Занятия по этикету для младших школьников] / Н.К. Беспятова // Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. М., 2011.
9. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. 2010.
10. Бубекина Н.В. Детская библиотека – цент патриотического воспитания / Н.В. Бубекина // Народное образование. 2010. – 134 с.
11. Бурлакова, И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике : методическое пособие / И. И. Бурлакова. - Москва : Перспектива, 2015. - 174 с.
12. Волчкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – Москва: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. – с. 46
13. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
14. Вульфов, Б. З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: содержание и методика деятельности / Б. З. Вульфов, М. М. Поташник. – Москва: Просвещение., 1993. – 207 с.
15. Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? [Текст]. / Г. Ф. Гаврилычева. // Начальная школа, 2006. – № 12. – С. 10–16
16. Гаязов А.С., Болотина Л.Р. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография / А.С. Гаязов, Л.Р. Болотина. – Челябинск: Факел, 2005.
17. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Москва : ЭКСМО, 2018. - 896 с.
18. Даль, В.И. Толковый словарь живого великого русского языка: в 4 т. Т. 3 – Москва: Просвещение, 1990
19. Имашева Е.Г., Богачкина Н.А., Скворцова С.Н. Педагогика и психология. Издательство: Омега-Л, 2011.
20. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – Москва: АРКТИ, 2003.
21. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / сост.: Ю. Е. Антонов [и др.]. – Москва: АРКТИ, 2003. – 60 с.
22. Козакова, И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. - 2003. - № 6. - с. 8-12
23. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2013 г. – \ Интернет-ресурс - Режим доступа - https://minobr.government-nnov.ru/
24. Куликова, Г. Г. Современные подходы к патриотическому воспитанию студентов: исследования, опыт, проблемы / Г. Г. Куликова. - Текст : непосредственный // Инновации в образовании. - 2008. - № 8. - С. 127-133
25. Леонтьев, А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – с. 4-6.
26. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Текст]. / В. И. Лутовинов. // Педагогика, 2006. – № 5. – С. 52–59
27. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Смульского. – Москва: Изд-во РАГС, 2010
28. Мазыкина, Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – с. 6-11
29. Мусс, Г. Н. Теория и практика патриотического воспитания : учебное пособие / Г. Н. Мусс. - Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2015
30. Словарь философских терминов [Текст] / гл. ред. В.Г. Кузнецов. – Москва: Инфра – М, 2007.
31. Философский словарь / под редакцией И. Т. Фролова. - Москва : Республика, 2001. - 483 с.
32. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - Москва : Гардарики, 1999. - 520 с.
33. Чистякова, Н. Н. Формирование у бакалавров педагогики (направление подготовки - начальное образование) готовности к воспитанию патриотизма младших школьников / Н. Н. Чистякова, Г. Н. Лашкова. - Текст : непосредственный // Крымский научный вестник. - 2016. - №3 - С. 136-147