Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль и место истории искусств в курсе «Обществознание»
1. Культурологический подход в образовании……………………………5
2. Особенности курса «Обществознание» для развития духовной сферы общества………………………………………………………………… 7
Выводы по 1 главе……………………………………………………………10
Глава 2 Программа элективного курса «История искусств» для обучающихся средней школы
1. Анализ учебных пособий по Мировой художественной культуре …………………………………………………………………………….11
2. Программа элективного курса «История искусств» для учащихся средней школы……………………………………………………………13
3. Формы, методы и технологии, использованные в курсе История искусств……………………………………………………………………19
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………..29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы преподавания истории искусств в современном образовательном процессе обуславливается несколькими направлениями.
Во-первых, 4 тенденции современного образования включает, среди прочих, гуманитаризацию, что означает увеличение внимания и количества учебных часов на экономику, право, мировую художественную культуру, иностранные языки.
Во-вторых, это обеспокоенность общества снижением общего культурного уровня молодежи, клиповым сознанием, которое формирует массовая культура.
В-третьих, в составе всероссийских олимпиад школьников есть олимпиада по мировой художественной культуре, а часов по такому предмету не выделяется.
Поиск путей разрешения данных проблем обусловило выбор темы нашего исследования «Преподавание истории искусства как одного из разделов предмета «Обществознания» в современной школе».
Цель нашего исследования – разработка курса «История искусств» в рамках внеурочной деятельности для развития социально-гуманитарных компетенций предмета «Обществознание».
Объект исследования – курс «Обществознания» в средней школе.
Предмет исследования – «Преподавание истории искусства как одного из разделов предмета «Обществознания» в современной школе.
Гипотеза исследования: если в разделы «Обществознание» ввести изучение истории искусств, то это позволит:
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры как ценностной составляющей формирования личности,
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры,
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях,
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода [1].
• развивать критическое мышление и монологическую речь старшеклассников.
Тема и цель определили задачи исследования:
1. Определить место курса «История искусств» в курсе обществознания средней школы.
2. Дать сравнительную характеристику учебных пособий, которые можно использовать для преподавания курса «История искусств».
3. Разработать курс «История искусств» в рамках внеурочной деятельности
4. Разработать примерные контрольно–измерительные задания по «Истории искусств»
Методы исследования: в работе использованы теоретические методы исследования: общенаучные и специально-исторические.
Общенаучные:
1) системно-структурный метод; метод классификации. Системно-структурный метод исследования был использован в работе для анализа научной литературы
2) Сопоставительный метод использовался для анализа сходств и различий между представленными источниками.
3) Обобщение и систематизация известных данных. Данный метод позволяет систематизировать и обобщить известные учебные пособия по мировой художественной культуре и истории искусств.
4) Монографический (описательный) метод использовался при описании истории развития искусства различных периодов.
Специально-исторические методы: сравнительно-исторический метод, метод логического анализа, хронологический метод. Данные методы применялись в работе для сравнительно – исторического анализа различных культурно-исторических эпох.
Научная значимость исследования заключается в том, представлен новый вариант курса «История искусств»
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный курс «История искусств» поможет расширить возможности курса «Обществознание» и может быть использован при подготовке к ЕГЭ, олимпиадам по истории, обществознанию и МХК, а также в научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрахман Г.К/ Культурологический подход в образовании/ URL:https://Abdraxman G.C. (moy.su) дата обращения: 18.05.2022). – Текст: электронный.
2. Антипова В.М., Колесина К.Ю., Пахомова Г.А. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. – 2006. - № 8. – С. 57 – 62.
3. Аргонский В. Архитектура России. – М.: Эксмо, 2017, 304 с.
4. Батракова С.Н. Методология становления педагогического процесса // Педагогика. - № 3. – 2003. - С. 11 – 16.
5. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2018. - 352 с.
6. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зотчих, Т 1-5. Под редакцией А.Г. Габричевского, М., 2010
7. Данилова Г.В. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень: учебн. для общеобразоват. учреждений/М: Дрофа, 2010. - 300с.
8. Данилова Г.В. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень: учебн. для общеобразоват. учреждений/М: Дрофа, 2012. - 314с.
9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств, кн 1-2, М., 2007
10. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство [Текст]: учебник / Т.В. Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшая школа, 2007. – 407 с.
11. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2004, 208 с.
12. Искусство. Для тех, кто хочет все успеть. – М.: Эксмо, 2021, 128 с.
13. Крылова Н.Б. Культурологическое образование. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
14. Паниотова, Т.С. История искусств [Текст]: учеб. Пособие / Т.С. Паниотова. – Москва: Кнорус, 2012. – 680 с.
15. Примерная образовательная программа основного общего образования/ URL:https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1652990350&tld=ru&lang=ru&name=primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija (дата обращения: 17.05.2022). – Текст: электронный.
16. Примерная образовательная программа среднего общего образования/URL:https://mosmetod.ru/files/dokumenty/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf?ysclid=l3dg00wffd (дата обращения: 17.05.2022). – Текст: электронный.
17. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. Ч. 1 :[учебник] / Л.А. Рапацкая. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 375 с. : ил.
18. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2005. – 432 с.
19. Родькин, П.Е. Футуризм и современное визуальное искусство [Текст] / П.Е. Родькин. – Москва: Совпадение, 2006. – 256 с.
20. Садохин, А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.П. Садохин. – Москва: Юнити-Дана, 2012. – Университетская библиотека online. – Режим доступа: // http://www.biblioclub.ru/115026–
21. Современное российское искусство [Электронный ресурс]. – Москва: Кирилл и Мефодий, 1997.
22. Степанян, Н.С. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х [Текст] / Н.С. Степанян. – Москва: Эксмо-Пресс, 1999. – 315 с
23. Тарасова О. Культурологические аспекты образования // Alma-mater. – 2001. - № 5. – С. 26 – 28.
24. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве, М., 2006
25. Цейтлина М. Архитектура. – М.: Эксмо, 2020, 128 с.