Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Патриотизмом называют свойство личности, которое заключается в преданности и любви к своей Родине, готовность к защите и служению ей до самопожертвования.
Патриотизм как качество личности проявляется в нормах поведения, идеалах моральных и нравственных устоев, его необходимо формировать с самого раннего детства.
Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни, поскольку история России - история самоотверженной борьбы за независимость с многочисленными внешними врагами в течение многих столетий.
К сожалению, современная ситуация в мире говорит о том, что факторы социума, такие как:
- экономическая дезинтеграция,
- расслоение в обществе,
- девальвация ценностей оказывают отрицательное воздействие на патриотическое сознание граждан.
Для коренного преобразования сложившихся негативных изменений общественного самосознания необходима системная работа в направлении патриотического воспитания подрастающего поколения.
Патриотическим воспитанием называют особый вид педагогической деятельности, имеющий систематический характер и находящий свое проявление в формировании у школьников таких качеств, как:
- чувство верности и любви к своей Родине,
- готовность к выполнению гражданского долга,
- понимание своих конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание было всегда, в процессе его формирования воспитывалось возвышенное отношение к Родине, правильное отношение к прошлому своего государства.
Для патриотического воспитания в Российской Федерации неоценимое значение играет тема Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война – это великий подвиг и тяжелейшее испытание для нашего народа - победителя.
Достойные примеры мужества и самопожертвования, которые проявляли люди во время ВОВ, являются важными и помогающими формированию патриотических качеств современных школьников 21 века.
Цель работы: охарактеризовать значение Великой Отечественной войны в воспитании военно-патриотических качеств школьников.
Для достижения цели решался ряд задач:
- рассмотрение теоретических основы патриотического воспитания школьников,
- организация методической работы по использованию исторического наследия ВОВ в патриотическом воспитании школьников,
- определение значения исторического наследия в формировании патриотических качеств личности.
Тема патриотизма широко освещается в работах древних и современных историков и педагогов. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона, Ф. Бэкона, А. Шартье, Н. Макиавелли.
Данная работа состоит из введения, трех глав заключения, списка литературы.
1 Теоретические основы патриотического воспитания школьников
1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Патриотизмом называют социальное чувство, которое проявляется в преданности и любви к своей Родине, Его суть состоит в готовности подчинения собственных интересов служению своей Отчизне.
В сформированное чувство патриотизма включают:
- гордость за свою Родину и ее достижения,
- устойчивое желание сохранят самобытность своего народа, его язык, культуру и традиции,
- готовность предпочесть интересы своей страны, а не собственные личные интересы [3, с.156].
Для существования каждого государства важен патриотизм как необходимая часть общественного сознания, которое отражает общенациональные моменты.
Понимание патриотизма у каждого разное, в большей степени представления об этом понятии связаны:
- с трепетным отношением к своей Родине,
- с преданностью своему Отечеству,
- со стремлением служить его интересам,
- с готовностью к его защите.
Патриотизм может быть рассмотрен на двух уровнях:
1.Личностный уровень. На данном уровне патриотизм может быть рассмотрен как устойчивая личностная характеристика, включающая в себя:
- нормы поведения,
- мировоззрение,
- нравственные идеалы.
2. Общественный уровень. На этом уровне можно говорить о сознании целого социума, который имеет проявление коллективных настроений, касающихся:
- чувств к своему государству,
- отношения к своему народу,
- отношения к образу жизни, культуре и истории собственного народа.
Проявления патриотизма можно видеть:
- в характере деятельности человека,
- в поступках отдельного индивидуума.
Патриотизм – это конкретное качество личности, он направлен на определенный объект [4, с.78].
Патриотизм как вид деятельности может преобразовывать чувство любви к Родине в действия, направленные на защиту своей страны и улучшение условий жизни своего народа.
Патриотизм является нравственной составляющей существования любого государства. Именно патриотизм формирует такие качества личности, как:
- активная гражданская позиция,
- самоотверженность в служении своему Отечеству.
Патриотизм представляет собой явление социальное, оно является главным в дальнейшем развитии любого государства и нации, так как сочетает в себе:
- преданность своей Родине,
- традиции и культуру своего народа.
Патриотизм для русских людей – главнейшая черта характера, он имеет ряд особенностей:
- высокий уровень гуманистической направленности,
- веротерпимость;
- законопослушание;
- особая любовь к природе родной страны.
При неправильной оценке значения чувства патриотизма для развития страны можно наблюдать падение основ культуры и традиций своего народа.
Именно поэтому важным направлением воспитания школьников является патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание – это целенаправленная взаимосвязанная деятельность органов государственной власти и общественных организаций, направленная на формирование таких качеств личности, как:
- патриотическое сознание,
- верность своей Родине,
- высокий уровень готовности служению своему Отечеству.
Патриотическое воспитание своими целями ставит:
- формирование социальной активности,
- развитие гражданской ответственности,
- формирование духовности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 г. - Режим доступа: https://www.pravo.gov.ru/ips/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
2. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. -2007.- №9 с.17-20.
3. Архипова А. С. Война как праздник, праздник как война: перформативная коммеморация Дня Победы / А. С. Архипова, Д. Ю. Доронин, А. А. Кирзюк, Д. А. Радченко, А. Д. Соколова, А. С. Титков, Е. Ф. Югай // Антропологический форум. - 2017. - № 33. - С. 84-122.
4. Бубликов С.В. Основы военно-патриотического воспитания: учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 2015. – 234 с.
5. Будакова Ю.В. Из опыта патриотического воспитания младших школьников // Начальная школа. - 2018.- №11- с.45-48.
6. Востриков А.М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. - 2016. - №8.- с.234.
7. Вяземский В.А. Патриотическое воспитание школьников. –М.: Наука, 2015.- 134 с.
8. Горина А. А. Значение ВОВ и ее наследия- - Москва : Воениздат, 2014. - 375 с.
9. Доронькин М.С. Страдания, подвиг тыла и общая ответственность за войну. Россия в глобальном мире.-М.: Наука, 2020. -245 с.
10. Дрибан О. Н. Трансформируя память: отражение Второй мировой войны в компьютерных играх / О. Н. Грибан // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 2. - С. 32-38.
11. Дружин К.А. Великая Отечественная война в историческом сознании советского и постсоветского общества / О. В. Дружба. - Ростов-на-Дону, 2012- 276 с.
12. Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2012. – 342 с.
13. Житклова М.Ю. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков, как средство социализации. / Н.К.Беспятова, Д.Е.Яковлев. - М.: Айрис- Пресс, 2014. - 192с.
14. Петров С.А.. О патриотическом воспитании молодежи на территории Самарского региона . - Самара : Российский гос. архив в г. Самаре, 2020. - С. 33-43.
15. Титова С.А. Патриотизм как основа воспитания подрастающего поколения.-М.: Наука, 2014.- 234 с.