Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы общего образования. В тексте ФГОС общего образования отражены основные положения планируемых результатов общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены: личностные, метапредметные и предметные результаты. На первом месте отмечают именно личностные результаты - это готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Для достижения выше перечисленных результатов необходимы различные средства, в том числе и реализация межпредметных связей на основе музыки.
В современном мире нам часто не хватает духовности. Когда мы начинаем задумываться о прекрасном, нас не покидает ощущение природы рядом. И это верно, она – неотъемлемая часть жизни нашей планеты. На современном этапе целью школьного естественнонаучного образования, в том числе и обучения биологии, является формирование личности человека. Ведь невозможно сформировать всесторонне развитую, эрудированную, понимающую свою истинную природу личность ребенка без воспитания в ней гуманности, нравственности и понимания экологической культуры. Воспитание ребенка необходимо начинать с духовной составляющей.
Учитель должен приобщить детей к истинной красоте - к красоте окружающей нас природы, формировать эстетическую культуру: эстетические эмоции, чувства, вкусы и оценки с использованием разных средств обучения, в том числе и с помощью различных видов искусств: художественной литературы, живописи и музыки.
В развитии личностных качеств также важна и эрудированность ребенка. Изучаемый предмет необходимо связать с переплетающимися научными дисциплинами для достижения результата в этой области.
Реализация гуманистического, личностного и культурологического подходов в обучении биологии определяет цель, задачи содержания учебной дисциплины, а также совершенствование методических приемов и традиционных средств обучения.
Объект исследования: процесс обучения биологии в школе.
Предмет исследования: применение межпредметных связей на уроках.
Цель работы: изучить значение и развитие межпредметных связей процессе преподавания биологии в школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Раскрыть роль музыки в биологическом образовании учащихся.
3. Рассмотреть методику использования музыки на разных этапах урока при изучении школьного курса биологии.
4. Составить конкретные методические приемы использования музыки на уроках биологии при изучении определенных разделов.
Для решения поставленных задач использовались следующие
методы исследования:
- изучение и теоретический анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
- изучение программ и учебников по разделам школьного курса биологии;
- изучение опыта практической работы учителей.
ГЛАВА 1. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
1.1. Сущность межпредметных связей
В современной педагогической литературе существует большое количество трактовок, дающих определение межпредметных связей. Межпредметные связи – это взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое [8]. Межпредметные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между предметами. Они формируют конкретные знания учащихся, раскрывают гносеологические проблемы, без которых невозможно системное усвоение основ наук. Межпредметные связи включают учащихся в оперирование познавательными методами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение). Организация учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей может касаться отдельных уроков (чаще всего обобщающих), темы, подчиненной решению межпредметной проблемы, нескольких тем различных курсов целого цикла учебных предметов или устанавливать взаимосвязь между циклами [2].
Большую роль в развитии теории межпредметных связей сыграли процессы дифференциации и интеграции наук. Стало считаться, что разные предметы должны наполнять друг друга. Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи [23]. Знания и идеи, сообщаемые, какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь. Система знаний позволяет подняться до высоких логических и филосовских отвлечений, а обособленность знаний приводит к омертвлению идея и понятий [46].
Межпредметные связи рассматриваются в качестве дидактического принципа и как условие, охватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Они позволяют выявить главные элементы содержания образования, предугадать развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи оказывают влияние на состав и структуру учебных предметов. Также они выполняют ряд следующих функций: методологические, образовательные, развивающие, воспитывающие, конструктивные [48]. Благодаря межпредметным связям учащиеся смогут лучше понять окружающий мир: его основные свойства и явления, процессы и закономерности. Взаимосвязи школьных предметов дают понять учащимся, что различные научные дисциплины не оторваны друг от друга, а близко взаимосвязаны между собой и дают полное представление о природе.
Существуют такие формы организации межпредметных связей как комплексные экскурсии, семинары, факультативы, межпредметные конференции. Межпредметный комплексный семинар является одной из продуктивных форм организации обучения учащихся. Благодаря этой форме появляется возможность обобщать знания учащихся из смежных предметов и эффективно решать задачи образования, развития и воспитания учащихся. Межпредметная конференция выполняет те же самые задачи, что и семинар, но ее методика строится только на основе сообщений учащихся. Методика семинара разнообразнее, в ее состав входят дискуссии, беседы и т.п. Как правило, межпредметная конференция организуется одним учителем или группой учителей. Проведение конференций по вопросам межпредметных связей дают возможность определить взаимосвязи современных наук, учащиеся изучают те проблемы, которые возникают и решаются на стуке смежных научных дисциплин. Также существует такая форма организации как межпредметный факультатив, который решает задачи развития индивидуальных способностей и интересов учащихся с использованием индивидуальных и групповых внеклассных заданий [38].
Межпредметные связи используют либо в виде фрагмента отдельного этапа урока, для решения важной познавательной задачи, которая требует получение знаний из других научных дисциплин. Уроки с использованием межпредметных связей могут являться вводными или полноценными в изучении определенной темы.
Образовательные функции межпредметных связей делают упор на становление целостной картины знаний ученика. Одним из главных критериев отбора учебного материала в изучении смежных предметов является совершенствование содержания образования [38].
Воспитательные функции – повышение образовательного уровня обучения с использованием межпредметных связей усиливает его воспитывающие функции. Психологической основой исследования, в котором раскрывается взаимодействие образовательных и воспитательных функций, является закономерное единство сознания, чувств и действий в психической деятельности человека. Достижение такого единства в обучении – одно из педагогических условий комплексного подхода, который направлен на формирование мировоззрения учеников [4].
Развивающие функции играют большую роль в развитии самостоятельности, познавательности и общего интереса у учащихся к обучению. Многообразие функций межпредметных связей доказывает, что сущность данного понятия нельзя толковать однозначно. Это многомерное явление. Их нельзя ограничить какими-либо рамками, будь это содержание, методы или формы организации обучения. Межпредметные связи обращены к личности ученика и, способствуя всестороннему развитию, формируют у него научное мировоззрение, мышление и разного рода убеждения. Существуют различные трактовки понятия межпредметных связей. Его можно описать как средство, как систему, как дидактическое условие, которое обеспечивает развитие познавательных способностей и умственной деятельности учеников [48]. Межпредметные связи являются составным компонентом, который требует соблюдать принципы научности и систематичности. Идея межпредметных связей играет роль самостоятельного
принципа и может оказывать влияние на построение и структуру учебных программ, состав учебников, формы обучения [26].
Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Использование межпредметных связей в системе дает возможности удачно использовать средства наглядности (таблицы, лабораторное оборудование, фильмы, диаграммы) и дидактические материалы в рамках одного учебного предмета при изучении других дисциплин. Обобщающие уроки, семинары, экскурсии, конференции имеют межпредметное содержание, в процессе обучения возникает явная потребность в данных комплексных формах. Они побуждают учителей к координации их деятельности, изучения учебных программ со смежными предметами и взаимного посещения уроков [27].
Существует множество классификаций межпредметных связей. Основой одной из первых классификаций является временной критерий: предварительные, сопутствующие и последующие связи [7]. Осуществление на практике таких связей способствует систематизации полученных учащимися знаний и позволяет ориентироваться на ранее пройденный материал по смежным предметам. Межпредметным связям присущ двусторонний характер. Отдельно выделяют связи между предметами по содержанию учебного материала, по формированию умений и по методам процесса обучения.
Классификация межпредметных связей представляется по двум основаниям: знания и виды деятельности [38]. В первом случае межпредметные связи реализуют создание системы обобщенных знаний у учеников, а во втором – системы общепредметных умений и навыков, которые являются общими для родственных предметов. Главный интерес возникает в вопросе о роли межпредметных связей в формировании качеств личности у учащихся. Эти качества формируются под влиянием систем различных видов знаний. Межпредметные связи выступают как сложный системный объект, поэтому классификация не может носить линейный характер. При построении модели классификации межпредметных связей важно опираться на следующие системные основания: информационная структура учебного предмета, морфологическая структура учебной деятельности, организационно – методические элементы процесса обучения. С позиции целостности процесса обучения межпредметные связи работают на уровне следующих типов: содержательно – информационных, операционно – деятельностных и организационно – методических [29].
Содержательно – информационные межпредметные связи являются фактическими связями. Сущность межпредметных связи на данном уровне заключается в установление родства изучаемых фактов в смежных учебных предметах, которые подтверждают и раскрывают общие идеи. Активизация познавательной деятельности учащихся происходит при фактических связях. Учащиеся опираются на процессы запоминания и понимания фактического учебного материала. Обобщение знаний и их перенос, мыслительные процессы анализа и синтеза, формирование целых комплексов фактов происходит именно на этом уровне. Учащиеся формируют у себя умение вводить факты из разных учебных предметов в общую картину мира [38].
Существуют понятийные связи. Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними. С помощью мысли познаются общие, существенные признаки предметов. Важные качества понятия: гибкость, подвижность, релятивность, относительность. Основанные на понятии межпредметные связи расширяют и углубляют признаки предметных понятий и формируют общие для
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1976. – 980 с.
2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 40 с.
3. Бинас, А. В. Биологический эксперимент в школе : кн. для учителя [Текст] / А. В. Бинас. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
4. Богоявлинская, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе [Текст] / Д. Н. Богоявлинская, Н. А. Менчинская. – М. Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 347 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
6. Быкова, Т. А. Межпредметные связи в обучении биологии и химии [Электронный ресурс] // Сайт учителя математики и физики Быковой Тамары Анатольевны, 2009. URL:http://www.edu21.cap.ru/?t=speech&eduid=5319&speech=6254
7. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии [Текст] : учеб. для студ. биол. факультетов пед. институтов / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1983. – 384 с.
8. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. — М. : НМЦ СПО, 1999. – 338 с.
9. Волынкин, В. И. Художественно - эстетическое воспитание и развитие школьников [Текст] / В. И. Волынкин. – М. : Феникс; Ростов н/Д, 2007. – 441 с.
10. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А. С. Воронин. - М. : Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. –105 с.
11. Гагарин, А. В. Воспитание природой [Текст] / А. В. Гагарин // Биология в школе. – 2003 - № 4. - С.17-20.
12. Гвоздырева, Е. М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека [Текст] / Е. М. Гвоздырева. – М. : Педагогика, 1971. – 145 с.
13. Герд, А. Я. Избранные педагогические труды [Текст] / А. Я. Герд. – М.: - Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 205 с.
14. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М. : Академия, 2007. – 320 с.
15. Дистерверг, А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А. Дистерверг. – М.: Учпедгиз, 1956. – 371 с.
16. Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке [Текст] / В. И. Журавлев. - М.: Педагогика, 1990. – 170 с.
17. Зенович, Е. С. Словарь иностранных слов и выражений [Текст] / Е. С. Зенович. – М. : Олимп, 2003. – 778 с.
18. Зверев, И. Д. Эстетическое воспитание в изучении биологии [Текст] / И. Д. Зверев // Биология в школе. - 1977. - № 1.- С.35-37.
19. Зверев, И. Д. Проблемы методического обучения в средней школе [Текст] / И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 1978. – 320 с.
20. Кабанова – Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся [Текст] / Е.Н. Кабанова – Меллер. – М. : Просвещение, 1958. – 288 с.
21. Казанцева, Н. Природа в музыке [Текст] / Н. Казанцева // Искусство в школе. – 2004. - № 4. - С. 5-10.
22. Калинкина, Н. Б. Интегрированные уроки как средство духовно- нравственного воспитания учащихся [Электронный ресурс] // Информатизация образования. 2011. URL: http://www.erono.ru/art/SECTION
23. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский. – М.: Учпедгиз, 1955. - 651 с.
24. Кудряшева, Н. И. Методы обучения в современной школе [Текст] / Н. И. Кудряшева. - М. : Просвещение, 1983. – 144 с.
25. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл. Академия, 2004. – 346 с.
26. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1972. – 208 с.
27. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] / М. И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 386 с.
28. Медушевский, В. В. Красота природы в музыке и ее этические основания [Текст] / В. В. Медушевский // Искусство в школе. - 2004. - № 6. - С.5-10.
29. Оконь, В. Основы проблемного обучения [Текст] / В. Оконь. - М.: Педагогика, 1968. – 184 с.
30. Орлова, Т. М. Учите детей петь [Текст] / Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
31. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения [Текст] / И. Г. Песталоцци. – М.: Педагогика, 1981 – 350 с.
32. Плотникова, Е. Н. Музыкотерапия: интегрированный урок по музыке и биологии человека, 8 класс [Электронный ресурс] // Сайт общеобразовательной школы №26 г. Энгельса Саратовской области, 2003. URL: shool-26.narod.ru
33. Природа в эстетическом воспитании молодежи. [Текст] / В помощь учителю биологии и краеведам / сост. Н. М. Белошанина, Е. Г. Введенская. – Ярославль: Верх-Волжское кн. изд-во, 1972. – 128 с.
34. Райков, Б. Е. Зоологические экскурсии [Текст] / Б. Е. Райков. – М.: Цитадель – трейд, 2002. – 640 с.
35. Римский – Корсаков, Н. Н. Летопись моей музыкальной жизни [Текст] / Н. Н. Римский-Корсаков. – М.: Музыка, 1980. – 453 с.
36. Руссо, Ж. Ж. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Ж.Ж. Руссо. М.: Гослитиздат, 1961. – 851 с.
37. Рыков, Н. А. Эстетическое воспитание в преподавании зоологии [Текст] / Н. А. Рыков // Биология в школе. – 2002. - № 6. – С.25-28.
38. Скаткин, М. Н. Межпредметные связи, их роль и место в процессе обучения [Текст] / М. Н. Скаткин, Г. И. Батурина. - М. : Педагогика, 1973 – 302 с.
39. Смелова, В. Г. Музыка, искусство, движение и драма в биологии [Текст] / В. Г. Смелова // Биология. - 2007. - № 15.- С.20-26.
40. Смольянинов, И. Р. Природа в системе эстетического воспитания [Текст] / И. Р. Смольянинов. – М. : Просвещение, 1984. – 207 с.
41. Согоян, Л. В. Прикоснись к прекрасному [Текст] / Л. В. Согоян // Биология: Прил.к газ.»Первое сент.» - 2004. - № 27-28.- C.6-14.
42. Сухобская, Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека [Текст] : дис. док.псих.наук / Г. С. Сухобская // НИИ общего образования взрослых, Санкт-Петербург, 1975. - 376 с.
43. Сухомлинский, В. Н. О воспитании [Текст] / В. Н. Сухомлинский. – М. : Политическая литература, 1979. – 272 с.
44. Трайтак, Д. И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике [Текст] / Д. И. Трайтак. – М. : Педагогика, 1975. – 72 с.
45. Требухова, И. В. Урок музыки. 7-й класс. Инструментальный концерт [Электронный ресурс], ИД Первое сентября. 2013. URL: http://festival.1september.ru/articles/629047/
46. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] / К. Д. Ушинский. – М.: АПК РСФСР, т.5, 1949. – 591с.
47. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988. – 528 с.
48. Федорова В. Н. Межпредметные связи [Текст] / В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин. – М.: Педагогика, 1989. – 110 с.
49. Чемрезов, И. П. Природа и музыка в воспитании школьников [Текст] / И. П. Чемрезов. – М.: Просвещение, 2008. – 92 с.
50. Чудновский, В. Э. Воспитание способности и формирование личности [Текст] / В. Э. Чудновский. – М.: Знание, 1986. – 80 с.
51. Щукина, Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения [Текст] / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1962. – 230 с.
52. Щукина, Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
53. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.