Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Лидерство является одним из тех явлений, которое всегда вызывает интерес у каждого человека, особенно у тех, кто имеет отношение к управлению и руководству персонала.
До сих пор ученые изучают различные закономерности, которые определяют процессы развития и осуществления лидерства, условия и факторы повышения его эффективности. Люди, которые стремятся к лидерству, стараются отыскать способы, позволяющие им добиться успеха и занять лидерские позиции.
Специалисты в области подбора персонала, психологи разрабатывают инструменты для выявления потенциальных лидеров, а также создают новые технологии для развития лидерских качеств, умений.
Люди, которые идут за лидером, слушаются и подчиняются ему, желают понять, что заставляет их подчиняться его власти, как они сами могут влиять на его действия. При этом любой человек, даже об этом не задумываясь, оказывается вовлечен в отношения «лидер – последователи» во всех сферах своей жизни, не только в профессиональной деятельности, но и в семье, дружбе, саморазвитии. Включаясь в политические, экономические, культурные процессы, человек тем более сталкивается с проблемами лидерства, которое сильно оказывает на него влияние.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.
Успешная деятельность любой организации связана с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными, способами управления, существует лидер в организации или нет.
Становление и функционирование лидеров рассматривается как: объективное и универсальное явление.
Объективное явление – любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Данные функции выполняют люди, в которых верят, которые пользуются авторитетом, люди высокоактивные и энергичные, уверенные в себе и своих действиях.
Универсальное явление – потому что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения.
С понятием «лидер» тесно связано другое понятие – «лидерство». Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Главными составными частями данного понятия являются: способность лидера точно оценивать ситуацию; найти правильное решение стоящих задач; воздействовать на умы и энергию людей; лидерство, как особый механизм взаимодействия лидера и членов той или иной общности, предполагает, что последние принимают и активно поддерживают его решения и действия, сознательно и добровольно подчиняются ему.
Актуальность данной темы заключается в том, что лидерство сложное, динамичное явление, при котором используется различные виды влияния, для того, чтобы обеспечить эффективную работу персонала, а также деятельность предприятия в целом.
Объект исследования – лидерство, основные подходы и влияние на поведение людей в организации.
Предмет исследования – стиль лидерства.
Цель курсовой работы – подробное изучение лидерства: истории, теории, современности.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить понятие и сущность лидерства;
рассмотреть эволюцию лидерства;
раскрыть концепции лидерства;
охарактеризовать виды теорий лидерства ;
изучить современность лидерства в условиях пандемии.
В ходе выполнения работы использовались такие методы как: логический анализ, изучение и анализ документации, сравнительный анализ, наблюдение.
Структура курсовой работы включает введение, три раздела, заключение, список литературы.
1. История лидерства
1.1. Понятие и сущность лидерства
Существует большое количество определений лидерства. Лидером может быть политический деятель, исследователь, руководитель, разрабатывающий стратегию своей компании, и др. Лидеры, в отличие от многих менеджеров, помогают не только себе, но и другим делать правильные вещи. Они задают направление, определяют новое.
Одно из самых известных определений лидерства предлагает Питер Друкер – американский ученый, экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX в.: «Лидер – тот, кто имеет последователей»; «Лидерство – умение поднять человека к высоким стремлениям, повысить его производительность, помочь выйти за обычные ограничения». Еще одно определение лидера представлено Билом Гейтсом – американским предпринимателем, общественным деятелем, филантропом: «В преддверии приближающегося будущего лидерами будут те, кто наделяют полномочиями других» [11, с. 35].
Таким образом, лидерство – это процесс влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения целей организации.
Хотя лидеры и задают направление, они также должны использовать навыки управления, чтобы беспрепятственно и эффективно мотивировать сотрудников, уметь разрешать социально-трудовые противоречия с целью достижения стратегических целей организации. В этой статье мы сосредоточимся на процессе лидерства. В частности, будет рассмотрено определение лидерства и основные подходы к нему.
Отметим различия между лидерами и обычными менеджерами (табл. 1).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абчук, В. А. Менеджмент: Учебник / В. А. Абчук. – М.: Академия, 2019. – 463 с.
2. Веснин, В. Р. Менеджмент. Учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2018. – 616 с.
3. Гончаров, В. И. Менеджмент. Учебное пособие / В. И. Гончаров. – М.: Современная школа, 2019. – 640 с.
4. Гусева, Е. П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс / Е. П. Гусева. – М.: ЕАОИ. 2018. – 416 с.
5. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: Учебное пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. - М.: Инфра-М, 2019. - 440 с.
6. Драчева, Е. Л. Менеджмент. Учебник / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. – М.: Академия, 2019. – 288 с.
7. Друкер, П. Ф. Менеджмент. Учебник / П. Ф. Друкер, Д. А. Макьярелло. – М.: Вильямс, 2019. – 704 с.
8. Казначевская, Г. Б. Менеджмент. Учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 346 с.
9. Кузнецов, Ю. В. Менеджмент. Учебники / Ю. В. Кузнецов. – М.: Экономика, 2019. – 503 с.
10. Переверзев, М. П. Менеджмент: Учебник / М.П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2019. - 330 с.
11. Петров, А. Н. Менеджмент. Учебник / А. Н. Петров, Е. В. Песоцкая, О. В. Русецкая, Л. А. Трофимова. – М.: Юрайт, 2018. – 641 с.
12. Разу, М. Л. Менеджмент. Учебник / М. Л. Разу. – М.: КноРус, 2018. – 472 с.
13. Руденко, А. М. Менеджмент для студентов вузов. Учебное пособие / А. М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 124 с.
14. Тебекин, А. В. Менеджмент организации. Учебник / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. – М.: КноРус, 2018. – 424 с.
15. Чаусов, Н. Ю. Менеджмент. Учебное пособие / Н. Ю. Чаусов, О. А. Калугин. – М.: КноРус, 2019. - 496 с.