Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «имидж» заимствовано в современный русский язык из английского языка, в котором оно употребляется в значении «образ». В латинско-русском словаре предлагается около одиннадцати значений слова «имидж», в том числе: «образ», «подобие», «отражение», «образное выражение», «представление о чем-либо», «мысль», «мечта», «вид» [25, 405].
В Толковом словаре понятие «имидж» определяется, как «образец, представление о человеке, создаваемые у окружающих самим человеком или другими заинтересованными лицами; стиль поведения человека» [5, 252].
В новейшем словаре иностранных слов и выражений термин «имидж» есть совокупность представлений окружающих о данном человеке, его видимый со стороны психологический портрет, сопряженный с внешностью и манерами. [22, 330].
В различных источниках можно найти разные толкования понятия «имидж». В большом словаре иностранных слов указано, что имидж – это «образ, изображение, точное подобие; определенный образ известной личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы, зрелищ или самим индивидом» [6].
В толковом словаре С. И. Ожегова приводится следующее определение имиджа: «имидж – это мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь» [21].
В большом энциклопедическом словаре под редакцией А. М. Прохорова, а также в словаре И.И. Санжаревского имидж определяется, как «целенаправленно формируемый образ (лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие в целях популяризации, рекламы и т. п.» [5; 37].
В Новейшем философском словаре можно встретить следующее понятие имиджа: «имидж – это целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и или индивидуальном сознании» [24, С.299].
Общее определение имиджа явления дает О.С. Виханский. Исследователь считает, что это устойчивое представление о характерных особенностях явления, его специфических качествах и чертах.
А П. Берд считает, что имидж складывается из того, как человек представляет людям свои идеи, как ведет себя в обществе, как одевается, как говорит и что делает. И. Н. Нефедова и Е. А. Власова, определяя понятие «имидж» подчеркивают, что это проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей.
В.М. Шепель полагает, что «имидж может быть индивидуальным, то есть имидж конкретного лица, или групповым, как обобщенная социальная характеристика», и приводит набор разновидностей имиджа, в котором можно выделить различные основания – этнические, социальные, социокультурные: профессиональный имидж политического деятеля и бизнесмена, руководителя и подчиненного, врача, педагога; возрастной имидж («женщина бальзаковского возраста»), «демографический» имидж и др. [30, С.365].
Психологическим основанием классификации индивидуальных имиджей может служить также различение основных человеческих потребностей. Е. Б. Перелыгина рассматривает шесть категорий потребностей, предложенных Дж. Роттером, и классификацию основных потребностей А. Маслоу. Каждая из потребностей по Дж. Роттеру «может при определенных условиях послужить источником мотивации для создания имиджа», - подчеркивает психолог.
Рассмотрим подробнее каждый из них. Таким образом, правильная внешность позволяет человеку привлечь к себе внимание, создать положительный имидж, показать себя не только приятным человеком, но и, при необходимости, создать образ хорошего специалиста. При создании образа также используются вербальные и невербальные средства коммуникации, в том числе способ разговора, используемый словесный оборот, грамотность, интонация, жесты, мимика, позы и т.д.
Правильное использование этих средств позволяет показать себя окружающим в более выгодном свете. Доказано, что 35 % информации человек получает при вербальном общении и 65 % - при невербальном [26].
И последний компонент - соответствие образа внутреннему «Я», представляет собой умение преподнести себя, нравиться и располагать к себе других людей [15].
Понятие образа в более общем смысле трактуется в науке психологии, как «субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий» [26, С.284]. Р.С. Немов указывает, что в процессе этого отражения возможны изменения исходной информации, и, соответственно, образ не обязательно будет точной копией отображаемого [28]. В свою очередь, понятие имиджа можно представить, как разновидность образа, создаваемого на основе социального познания. Процесс создания такого образа может быть активным и целенаправленным. Кроме того, при создании образа может использоваться анализ и синтез, первый позволяет создать типичные черты образа, второй - характеристики индивидуальности [25].
Принято выделять такие виды имиджа как личностный и профессиональный. Личностный имидж представляет собой образ человека, основанный на его внутренних особенностях, индивидуальных качествах. Профессиональный имидж является образом человека, основой которого выступают его профессиональные качества. Он также может быть положительным и отрицательным. Специалисты отмечают, что личностный имидж является более приоритетным по сравнению с профессиональным.
Кроме того, специалисты выделяют и другие виды имиджа, в зависимости от различных подходов, которые были разработаны на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе:
1) функциональный подход: виды имиджа выделяются на основе различного функционирования;
2) контекстный подход: виды имиджа, разделенные на основе различного функционирования, находятся в разных контекстах реализации.
3) сопоставительный подход: сравнение близких по значению имиджей [22].
При функциональном подходе выделяются такие виды имиджа, как:
• зеркальный имидж, свойственный нашему представлению о себе;
• текущий имидж – имидж, который виден со стороны;
• желаемый имидж – тот образ, которому человек стремится;
• корпоративный имидж – общий имидж, репутация организации;
• множественный имидж – репутация отдельных структур организации;
• отрицательный имидж – имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом [22].
Можно также выделить и другие классификации имиджа, определяемые различными исследователями. Так, например, согласно классификации А. Н. Жмырикова, выделяются такие виды имиджа, как «идеальный», «первичный» и «вторичный» имидж [28].
Идеальным имиджем считается общее представление окружающих о лидере. Как правило, он является недостижимым.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апраксина, М.В. Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема. - М.: ИЦ Академия, 2014. – 134с.
2. Богославец, Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности воспитателя в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
3. Большой психологический словарь / Сост,и общ.ред. Зинченко, В.П., Мещериков, Б.Г. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 672с.
4. Большой Энциклопедический Словарь. Гл. Ред. Прохоров, А.М. 2 издание, переработанное и дополненное, М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002.
5. Булыко, А.Н. Большой словарь иностранных слов. - М.: Мартино, 2011. – 704 с.
6. Власова, Е.В. Воспитание словом // Начальная школа. – М.: Сфера, 2010. - № 1. - С. 36–40.
7. Демидова, И.Д. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2003. - 224 с.
8. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 208 с.
9. Калюжный, А.А. - Психология формирования имиджа учителя. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2014. 222 с. (Б-ка руководителя образовательного учреждения).
10. Ковальчук, А.С: Основы имиджелогии и делового общения: Учеб. пос. для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 256 с. (Высшее образование).
11. Малышко, С.В. Педагогические трудности современного учителя и стратегии их преодоления // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. - № 59.
12. Маралов, В.Г. Основы самосознания и саморазвития. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
13. Маркова, А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. – 200 с.
14. Матюшевская, П.А., Ефимова, Н.В., Маевская, Е.В. Имидж / Новейший философский словарь, 3-е издание, исправленное, М.: Книжный Дом, 2003.
15. Мединцев, В.А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий/ В. А. Мединцев // Вопросы психологии, 2005, № 5. - С. 5–9.
16. Микляева, Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ: метод. пособие – М.: Айрис - пресс, 2008. – 144с.
17. Никиреев, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. - 192с.
18. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2008. – 736 с.
19. Панасюк, А.Ю. Наука «имиджелогия»: современное состояние и перспективы развития. - М.: РИЦ «Альфа», 2013.
20. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники. - М.: ОМЕГА-Л, 2008. - 266 с.
21. Патлусова, В.М. Профессиональный имидж. – Пермь, 2001.
22. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа, - М.: Аспект-Пресс, 2002.
23. Политическая наука: Словарь-справочник (мультимедийное учебное пособие) / Сост. Санжаревский И.И., д, полит.н., проф. Издание 4-е, испр. и доп. Тамбов, 2014
24. Рубцов, В.В., Юдина, Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования //Психологическая наука и образование. - 2010. № 3.
25. Сорокина, Т.М. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 110–114.
26. Управление дошкольным учреждением: Словарь – справочник / Сост. С. Д. Сажина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с. – (Приложение к журналу
27. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: изд-во «Гардарики», 2000. – 519 с.
28. Шарков, Ф.И. Имидж фирмы технологии управления. Изд.: Академический проект, 2006. –205 с.
29. Шаховская, Н.Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования. // Управление ДОУ, № 2, 2006. – 8 с.
30. Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - Ростов на/Д: Феникс, 2015. - 480 с.