Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.
При хорошо организованном сотрудничестве школа и семья становятся партнерами в воспитании детей, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи [8]. От сложившихся в начальный период взаимоотношений будет во многом зависеть и вся последующая работа учителя с семьей, ведь для родителей учащихся начальных классов характерен более высокий уровень воспитательной активности и потребности в сотрудничестве со школой.
Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются правильно организованными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.
Проблема исследования заключается в необходимости выработки методики работы классного руководителя с семьёй младшего школьника.
Объект: работа классного руководителя с семьёй младшего школьника.
Предмет: методика работы классного руководителя с семьёй младшего школьника.
Гипотеза исследования: определение методики работы классным руководителем с семьёй младшего школьника повысит эффективность воспитательной работы.
Цель: определение методики работы классного руководителя с семьёй младшего школьника.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие методики работы классного руководителя с семьёй младшего школьника;
2.Изучить и проанализировать особенности методики работы классного руководителя с семьёй младшего школьника;
3. Составить методические рекомендации
Теоретико-методологическая база исследования представляется:
- работами ученых по оптимизации детско-родительских отношений посредством педагогического просвещения родителей - Т.Н.Дороновой, Г.Г.Кравцова, Т.А.Марковой и др.;
- идеями осмысления понятия педагогического взаимодействия Ю.К.Бабанского, В.И.Загвязинского, Е.В.Коротаевой, Л.А.Левшина и др.;
- высказываниями о необходимости единства воспитательных воздействий на ребенка со стороны школы и семьи ученых в области педагогики Г.А.Карповой, А.Н.Леонтьева, А.К.Марковой, П.А.Сорокина и др.
Методы исследования:
- теоретические – анализ педагогической и психологической литературы, систематизация информации, моделирование; обобщение и сравнение, конкретизация, прогнозирование;
- эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование учащихся, диагностирование.
База исследования: ??
Глава 1 Теоретические основы методики работы классного руководителя с семьёй младшего школьника
1.1 Задачи и содержание семейного воспитания
Анализ нормативных документов, регулирующих сферу российского образования, свидетельствует о том, что в современной России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики [10]. В частности, Закон «Об образовании в Российской Федерации» ориентирован на государственно-общественное управление образованием, реализацию права на существование всех форм образования, в том числе семейного, на обновление содержания обучения и воспитания [15].
На необходимость организации взаимодействия семьи (учащихся и их родителей) и школы (педагогов, в том числе классного руководителя) указывают также принятые в последние десятилетия стандарты, регулирующие образовательную деятельность в РФ (федеральные государственные образовательные стандарты) и профессиональную деятельность педагогов (профессиональные стандарты педагога). В частности, в Федеральных государственных стандартах начального образования (ФГОС НО) в качестве личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования названо «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» [14].
Кроме того, «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам» [14].
В данных положениях стандарта названы все основные субъекты образовательного процесса в начальной школе: учащиеся, их родители и педагоги. Без их конструктивного взаимодействия невозможно достижение названных выше результатов.
В свою очередь, согласно Стандарту, в образовательном учреждении «для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутри школьной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [9].
Иначе говоря, условия для успешной социализации личности младшего школьника возможно создать только при условии совместного участия (взаимодействия) в образовательном процессе всех его участников (учащихся, их семьи, педагогов). При этом в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования понятие «взаимодействие не упоминается». В данном документе используются близкие по смыслу к рассматриваемому понятие «сотрудничество», «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности» [14].
В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» среди необходимых умений педагога в рамках реализации программ начального образования говорится об умении «проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования» [9]. При этом данная деятельность должна осуществляться «во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами» [9].
Под взаимодействием в широком смысле можно понимать «процесс непрерывного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную связь и обусловленность, в результате которой каждая из взаимодействующих сторон выступает и как причина другой, и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны» [9].
Исходя из данного определения, среди признаков взаимодействия можно выделить следующие:
- взаимодействие является универсальной формой материи;
- межличностное взаимодействие порождает объективные связи и отношения, которые, в свою очередь, характеризуют контакты и отношения между людьми;
- возникающие в процессе взаимодействия контакты могут включать не только отношения не только между двумя, но и тремя и более субъектами, т. е. возникают групповые и межгрупповые взаимодействия;
- отношения и контакты в процессе взаимодействия сопровождаются определенной мотивацией всех его субъектов;
- взаимодействие субъектов между собой выступают одновременно как причина и следствие обратного влияния противоположной стороны, т.е. во взаимодействии всегда существует определенная причинно-следственная связь.
К общим характеристикам взаимодействия классного руководителя и семьи младших школьников можно отнести:
- личностный контакт, возникающий между воспитателем и воспитанником;
- направленность педагогического взаимодействия на развитие личности ребенка;
- следствием педагогического взаимодействия являются взаимные изменения поведения, деятельности и отношений всех его участников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс], - http://ds15ladushki.edu22.info/data/documents/PROFSTANDARTPEDAGOGA_1.pdf (дата обращения 15.05.2022).
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс], - http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/ds/DocLib14/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0% B8%D0%B5.pdf (дата обращения 15.05.2022).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования [Электронный ресурс], - http://alarsk.alaredu.ru/files/fgos_noo.pdf (дата обращения 25.012018).
4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 01.09.2013. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
5. Азнабаева С. М. Формы работы классного руководителя с семьей школьника / С. М. Азнабаева, Р. Р. Ильясова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52193/ (дата обращения: 15.05.2022).
6. Анохина Г. М. Модернизация модели образовательного процесса в школе и педвузе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. 2014. №4. С.167-171.
7. Загвязинский В. И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Под редакцией В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 256 с.
8. Казакова Т. В. Теоретические подходы к определению профессиональной компетентности педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-opredeleniyu-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 15.05.2022).
9. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
10. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Росс.акад. Образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 36 с.
11. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 130 с.
12. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Юрайт, 2019. 404 с.
13. Рожков М. И., Макеева Т. В. Социальная педагогика. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 288 с.
14. Сергеева В.П. Классное руководство. -М.: Издательский центр «Академия», 2014.
15. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб.пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 576 с.
16. Формы взаимодействия с родителями: методическое пособие / А. Р. Емельянова, О. В. Плотникова, Т. В. Семакина, Л. В. Тютеева, Е. А. Меркушева. Ижевск, 2012. 90 с.
17. Шепилова А.А. СИСТЕМА РАБОТЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №30-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-osnovnye-napravleniya-raboty-klassnogo-rukovoditelya (дата обращения: 15.05.2022).
18. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 168 с.
19. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Инновационные виды педагогического сопровождения // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 9. Екатеринбург: УрГПУ, 2016. С.224-230.
20. Якубович, Ю. П. Стратегии игрового взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в период предшкольной подготовки / Ю. П. Якубович, В. Я. Зедгенидзе. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 402-406. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60355/ (дата обращения: 15.05.2022).
21. Белкина В.Н. Сущность и типы педагогического регулирования взаимодействия детей дошкольного возраста [Электронный ресурс], – vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/11_1/?ysclid=l37cymtz9g
22. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс], – https://rus-general-social-pedagog-terms.slovaronline.com/327-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0?
23. Педагогическое взаимодействие и его виды [Электронный ресурс], – https://allrefrs.ru/4-1087.html?