Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1.Особенности развития ребёнка в период 3-4 лет и особенности временных представлений дошкольников 6
1.2.Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме пространственно - временных представлений дошкольников 16
1.3. Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества 19
1.4. Анализ программ ДОУ по разделу «Пространственно-временные представления» 22
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1.Диагностика сформированности временных представлений у детей дошкольного возраста 30
2.2.Организация и содержание работы по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества 34
2.3.Анализ эффективности использования устного народного творчества для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В современном социуме увеличение объема информации, расширение сферы человеческих взаимоотношений, развитие разнообразных форм массовой культуры, а также повышение темпа жизни ведет к повышению объема знаний, которые необходимые сегодня человеку. Изменения, происходящие в социуме, повлияли и на развитие детей, энергично подключившихся к изменениям интенсивной жизни, и обозначили новые стандарты в целом.
Дошкольное воспитание и образование теперь рассматривается как начальная ступень в системе беспрерывного обучения. Дошкольная организация должна организовать условия для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Развитие временных представлений в дошкольном возрасте является одним из важных условий успешности обучения в современной школе. Совершенствовать и развивать пространственно-временные представления так же важно, как и учить чтению, письму.
Пространственно-временные представления – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой [20].
Особенности и возможности развития в старшем дошкольном возрасте моделирования и его предпосылок (освоение некоторых знаковосимволических деятельностей, замещения, простых моделей) изучены недостаточно, что обусловливает фрагментарное и не всегда целесообразное использование моделей в работе с детьми.
Объект исследования – формирование временных представлений у детей второй младшей группы.
Предмет исследования – использования устного народного творчества для формирования временных представлений у детей второй младшей группы.
Цель работы – изучение эффективности использования приемов устного народного творчества в формировании временных представлений у детей второй младшей группы.
В соответствии с обозначенной целью были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы и обосновать актуальность проблемы использования моделей в процессе формирования у детей представлений о времени.
2. Подобрать диагностику и методики по выявлению уровня развития временных представлений у детей второй младшей группы.
4.Проверить эффективность использования устного народного творчества по формированию временных представлений у детей второй младшей группы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепции математического развития детей (А.В. Белошистая, Л.В. Воронина, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, А.А. Столяр); теоретические аспекты исследований процесса развития временных представлений (Л.В. Гильманова, Е.В. Звонова, Л.М. Митина, К.В. Назаренко, С.Д. Луцковская, А.А. Люблинская, Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейн, О.А. Фунтикова, Н.И. Чуприкова, Е.И. Щербакова, С.Д. Язвинская); теоретические аспекты исследований моделирования как средства формирования представлений о времени (А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.А. Венгер, А.М. Вербенец, Н. Локоть, Т.Д. Рихтерман, О.А. Фунтикова, Е.И. Щербакова и др.).
Методы, используемые в ходе исследования: системно-структурный анализ и обобщение научно-исследовательской и научно-методической психолого-педагогической литературы, диагностирование детей, планирование образовательного процесса, методы количественной обработки и качественного анализа результатов.
База исследования: МБДОУ детский сад №150 г. Москвы «Город Детства».
Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке педагогического диагностического инструментария, позволяющего оценивать сформированность представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста, а также в разработке перспективного плана формирования представлений о времени (частях суток) у детей старшей группы.
Структура работы: во введении раскрывается актуальность проблемы, цель, задачи и методы исследования. В первой главе мы рассматриваем психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования временных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию временных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Работа завершается заключением, в котором мы подводим итоги.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6328.— ЭБС «IPRbooks»
2. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения / Вопросы психологии. 1976 №4.
3. Большой психологический словарь/ под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М., 2014. – 98 с.
5. Братухина, М. Н. Устное народное творчество как фактор развития способностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. Н. Братухина // Одаренный ребенок. – 2016. – № 4. – С. 105-117. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=26562314.
6. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2014 г. –120 с.
7. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память, внимание. – 3-е изд., – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с.
8. Гриценко, З. А. Литературное образование дошкольников [Текст] : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / З. А. Гриценко. – М. : Академия, 2012. – 346 с.
9. Детство [Текст]: пример. основная общеобразоват. программа дошкол. образования / Акулова О. В. [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; науч. ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – СПб. : Детство-Пресс, 2013. – 524 с.
Зотова, И. В. Развитие лексической стороны речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества [Электронный ресурс] / И. В. Зотова, А. П. Гимранова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2015. – № 1. – С. 87-91. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25849498.
10. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7440.— ЭБС «IPRbooks»
Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество [Текст]: учеб. для вузов / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М. : Альянс, 2014. – 448 с.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]. – М.: ТЦ Сфера. – 2001. – 464 с.
12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика. – 2005– 144 с.
13. Осипова, Л.Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое пособие. - Челябинск : Цицеро, 2012. – 46 с.
14. Осипова, Л.Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое пособие. - Челябинск : Цицеро, 2012. – 46 с.
15. Павлова Т.В. Психологические особенности развития совместной мыслительной деятельности у дошкольников. Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. 21 с.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой
16. Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос. – 2007. – 800 с.
Радуга [Текст]: программа и рук. для воспитателей второй мл. группы дет. сада / Т. Н. Доронова [и др.] ; сост. Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1993. – 225 с.
17. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992. – 256 с.
18. Савинов, А. М. Целеполагание в педагогической деятельности преподавателя рисунка / А. М. Савинов // Искусство и образование. – 2010. – № 3 (65). – С. 30-37.
19. Савинов, А.М. Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: дис. канд. пед. наук/А. М. Савинов – М., 1999. – 240 с.
20. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 1997. – 480 с.
21. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 1997. – 480 с.
22. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – СПб., 1875 - 1908.
23. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – СПб., 1875 - 1908.
24. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций.— Электрон. текстовые данные.— М.: Экзамен, 2008.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1137.— ЭБС «IPRbooks»
25. Чернобровкина С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет, 2010.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24926.— ЭБС «IPRbooks»
26. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштей- на. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001.
27. Яшина, В. И. Речевая среда и дети [Текст] / В. И. Яшина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 8. – С. 111-113