Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время существует огромное множество УМК, каждый из которых проявляет коммуникативную направленность и личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку. Изучение английского языка рассмотрим на примере учебника Биболетовой М.З. Enjoy English-3 [4].
УМК «Enjoy English» – это завершенный курс английского языка, предназначенный для общеобразовательных школ и обеспечивающий преемственность между начальной, средней и старшей ступенями обучения. Он включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки к использованию в общеобразовательных учреждениях, и соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам.
Учебник «Enjoy English-3» построен по тематическому принципу, темы и ситуации отобраны с учетом возрастных и психологических особенностей и интересов учащихся на начальном этапе обучения.
Уроки в «Enjoy English-3» – это отдельное приключение. Например, когда изучаем животных – играем в журналистов, готовящих репортаж с фермы; когда изучаем диких животных – играем в поход в зоопарк. У каждого урока – свой сюжет. Каждый урок – небольшое приключение или представление артистов «театра».
Основные принципы УМК Enjoy English-3 такие как приоритет коммуникативной цели, соблюдение деятельностного, личностно-ориентированного характера обучения, социокультурная направленность процесса обучения английскому языку позволяют использовать современные эффективные технологии обучения, среди которых в рамках данной работы мы выделяем проектную методику.
Имея в своем составе учебник, книгу для учителя, рабочую тетрадь, аудиоприложение (аудиокассеты, CD MP3), сборник песен «Game-Songs» с аудиокассетой, обучающие компьютерные программы «Enjoy Listening and Playing», этот курс дает возможности применения проектной методики, но не достаточно широко. Учебник имеет четыре раздела. Каждый раздел заканчивается уроком «Project», где предлагается выполнить задания в рабочей тетради [4]. Четыре проекта в год это очень мало и не эффективно.
В связи с этим роль внедрения проектной методики, по нашему мнению, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного рода упражнений, предложенных в данном УМК, на активную мыслительную деятельность учащегося, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами. Это позволит не только активизировать деятельность учащихся 3 класса по овладению английским языком, развить их инициативность, но и поможет преодолеть языковой барьер, возникающий из-за боязни совершить ошибки в процессе говорения.
Мы считаем эффективным и необходимым использование проектной методики, поскольку информативный и образовательный материал этого учебника ориентирован на развитие личной активности учащихся и их вовлечение в творческую деятельность.
В методике обучения и воспитания термин «технологическая карта» трактуется как проект учебного процесса, в котором рассматривается конструирование урока от цели до результата. При сравнении с такими документами отчетности, как план или конспект урока, которые оформляются в виде традиционного текстового описания урока, технологическая карта будет представлять собой способ графического конструирования учебного процесса, систему, которая дает возможность смоделировать урок по выбранным учителем компонентам (этапность, целевые установки, содержание учебного материала, методические приемы обучения иностранному языку учащихся и др. Какие возможности дает процесс проектирования урока в виде технологической карты?
1) урок тщательно детализирован на стадии разработки;
2) проанализирована эффективность и рациональность содержания, методических приемов, средств, видов учебной деятельности на каждом этапе урока [1].
Технологическая карта является эффективным инструментом овладения основными положениями системно-деятельностного подхода, ФГОС, а также овладения умением конструирования урока иностранного языка, отвечающего современным требованиям к обучению. В структуре технологической карты заявлены следующие блоки (рис. 1):
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Адрианова, С. А. Использование метода проектов в обучении школьников / С. А. Адрианова // Технология (Основа). – 2016. - № 10. - С. 6-8.
2. Антоненко, В. У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов / В. У. Антоненко // Вестник КГУ – 2016. – №9 . - С. 21-27.
3. Баимбетова, Л. Р. Новые методы обучения / Л. Р. Баимбетова // 12-летнее образование.– 2017. – №10, - С. 4-9.
4. Биболетова, М.З. Enjoy English -3: Учебник англ. яз. для нач. шк / М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.В.Добрынина, Н.Н.Трубанева.- Обнинск : Титул, 2014.— 224 с.
5. Боева, Л. Л. Проектное развитие / Л. Л. Боева // Библиополе. – 2017. - № 3 – С. 35.
6. Владыко, О.А. Проектная методика - эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка / О.А. Владыко // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал учредители: Министерство образования и науки Российской Федерации [и др.]; гл. ред. Н.П. Каменецкая.— М. — 2017.— № 4 .— С. 60-63.
7. Волков, Б.С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям : в 2 ч. / Б. С. Волков Н.В. Волкова ; под ред. Б.С. Волкова. - М.: Владос, 2018.
8. Глусова, Е. Е. Теоретическое обоснование проектной деятельности в начальной школе / Е. Е. Глусова // Классный руководитель – 2016. – № 6. – С. 54-58.
9. Горшкова, О.А Современный урок в свете введения ФГОС второго поколения, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа:// URL: http://www.school2rezh.ru/ (дата обращения 02.06.2022)
10. Гузеев, В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев //Директор школы – 2017. – №6. – С. 95-99.
11. Дубовкин, В. А. Потенциал проектной деятельности в начальной школе / В. А. Дубовкин // Начальная школа – 2017. – № 9 –С. 51-55.
12. Казачкова, О. С Современный урок иностранного языка в условиях перехода на ФГОС II поколения / О.С. Казачкова. - 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: /URL:http://частнаяшкола1.рф/to_teachers/for_work/article4 (дата обращения 02.06.2022).
13. Кривова, Л. П. Значимость проектной деятельности в формировании познавательных интересов и действий / Л. П. Кривова // Молодой ученый – 2016. – №9. – С. 50-57.
14. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. –М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с.
15. Михайлова М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения 01.06.2022).
16. Мускин, В. С. Теоретические аспекты проектной деятельности в начальной школе / В. С. Мускин // Современное образование – 2016. – №6. – С.63-69.
17. Негневицкая, Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра / Е.И. Негневицкая // Иностранный язык в школе. 2017. - № 6. – 26.
18. Онищук, В. А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. - 2 - е изд. , перераб. / В.А. Онищук. - М. : Просвещение, 2016. – 96 с.
19. Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, [Электронный ресурс]. Режим доступа: //URL:https://infourok.ru/osobennosti_sovremennogo_uroka_v_ramkah_vvedeniya_fgos-556320.htm (дата обращения 02.06.2022)
20. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова .— 2-е изд. — М.: Просвещение, 2016.— 175 с.
21. Ратина, Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе / Н. Ф. Ратина // Иностранные языки в школе. - 2019. - № 4. - С. 55-60.
22. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе общеобразовательных учреждений: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.3-е изд. Текст / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 2016.
23. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие / М.Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2016. – 160 с.
24. Сокол, И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку / И.А. Сокол // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал / учредители: Министерство образования и науки Российской Федерации [и др.]; гл. ред. Н.П. Каменецкая .— М. , 2018.— № 1.— С. 16-21.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./ Министерство образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М. : Просвещение. – 2019. - 31 с.
26. Финкельштейн, В.М. Заинтересовать учеников / В.М. Финкельштейн // Английский язык в школе. – 2018. - № 2. - С. 17 – 21.
27. Ципелков, У. Е. Перспективы использования метода проектов в начальной школе / У. Е. Ципелков // Вестник КГТУ – 2016. – №10. – С. 50-55.
28. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А.Н.Щукин. – М.: Фломатис, 2016. – С.480
29. Экскузян, Г. Г. Современный урок иностранного языка / Г.Г. Экскузян // Иностранные языки в школе. - М., 2017. - № 5. - С. 43 - 46.
30. Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. - М., 2016. – 344 с.
31. Якупов, В. А Роль педагога в образовательном процесса: опыт применения проектной деятельности в школе / В. А. Якупов // Вестник КГУ – 2016. – №9. - С. 54.