Фрагмент для ознакомления
2
Ребенок всегда употребляет одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие, в искаженном виде. Например, яблоко всегда будет звучать как "лябако" в любом контексте.
Активный словарный запас довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
Отсутствует навык объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля - это посуда). Объекты, которые похожи каким-либо образом, можно назвать одним словом.
Воспроизведение звука также сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
Характерной особенностью ОНР 2 уровня является появление в речи зачатков грамматических изменений произносимых слов в зависимости от их количества. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание ударение (го - го). Более того, этот процесс нестабилен и не всегда проявляет себя.
В речи активно используются простые предложения, но слова в них не согласуются друг с другом. Например, "папа питя" - папа пришел, "гайай гокам" - гулял на горке и др.
Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или употреблены неправильно.
Связный рассказ - с картинки или с помощью вопросов взрослого - уже получается, в отличие от состояния на 1 уровне ОНР, но он очень ограничен. В основном ребенок использует двухсложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. “Гайай гокам. См. шог. Ипий Сегика. " (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
Слоговая структура многосложных слов нарушена. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, а то и просто выбрасываются. (Сапоги - "бокичи", человек - "тевек").
Общее недоразвитие речи 3 уровня
Данный этап характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь достаточно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.
Проблемные моменты:
Общение с окружающими происходит в основном в присутствии родителей, которые выступают в роли помощников переводчика.
Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить раздельно. В самостоятельной речи они еще звучат невнятно.
Звуки, которые трудно произносятся, заменяются другими. Сложнее протекают свистящие, шипящие, звонкие и аффрикатные звуки. Один звук может заменить сразу несколько. Например, мягкое "с" часто играет разные роли ("сянки" - санки, "сюба" - "шуба", "сяпина" - "царапина").
Заметно расширяется активный словарный запас. Однако ребенок еще не знает малоиспользуемой лексики. Заметно, что в своей речи он преимущественно использует слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
Грамматическая связь слов в предложениях, как говорится, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подходит к построению сложных и сложных конструкций. (“Папа написал и піинеся к Мизе падаик, как Миша хаасе сам вей" - папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша вел себя хорошо. ).
Из таких не правильно сформированных предложений ребенок уже может составить рассказ. Предложения по-прежнему будут описывать только определенную последовательность действий, но проблем с построением фраз уже нет.
Характерной чертой становится несогласованность грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом использовать неправильную форму.
Имеются трудности в правильном согласовании существительных с числительными. Например, "три кошки" - три кошки, "много воробьев" - много воробьев.
Отставание в формировании фонематических способностей проявляется в ошибках при произнесении “трудных” слов (“гинасты” - гимнастки), в наличии проблем в анализе и синтезе (ребенку трудно найти слова, начинающиеся на определенную букву). Это, помимо всего прочего, задерживает готовность ребенка к академическим успехам.
Общее недоразвитие речи 4 уровень
Данный уровень ОНР характеризуется лишь немногими осложнениями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладеть навыками чтения и письма. Поэтому важно не пропустить это состояние и обратиться к логопеду для исправления ошибок.
Типичные признаки:
Проблема неправильного произношения отсутствует, звуки "доставляются", однако речь несколько невнятная, невыразительная и отличается невнятной артикуляцией.
Периодически наблюдаются нарушения слогового строения слова, элиция (опущение слогов - например, "моток" вместо "молоток"), замена одного звука другим, перестановка их мест.
Еще одной характерной ошибкой является неправильное употребление слов, обозначающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, "дом длинный" вместо "высокий", "мальчик невысокий" вместо "низкий" и др.).
Образование новых слов с помощью суффиксов также вызывает трудности. ("Заяц" вместо "заяц", "плати" вместо "одевай").
Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном трудности могут быть вызваны согласием существительных с прилагательными ("Я пишу синей ручкой") или при употреблении существительных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2018. - 285 с.
2. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология, 2002. - № 1. - С. 69 -76.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: ООО "АРТ", 2010. - 236 с.
4. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи /Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова и др. – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2019- 271с.
5. Логопсихология. Методика обучения. пособие / под ред. - сост. С.В. Лоткина. - Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2019.
6. Логопедия. Теория и практика: Уч.пособие/по ред. Филичевой Т.Б., М:Эксмо-2017г.-608стр.
7. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Академия, 2018. – 361 с.
8. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. / Под ред. А.М. Шахнаровича. - М.: Академия, 2017. - 256 с.
9. Преодоление ОНР у дошкольников: методика обучения. пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: НИИ школьных технологий им. В. Секачева, 2021.
10. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: Учебное пособие / Под ред. А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011.
11. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения... - СПб.: Детство - пресс, 2017. - 224 с.
12. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2020.
13. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб .: Нева, 2019. - 315 с.
14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение. - М.: Гном и Д, 2019. - 247 с.
15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи - М.,2016 – 234с.
16. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - СПб.: Питер, 2020. - 361 с.
17. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсаторного типа для детей с нарушениями речи. Коррекция речевых нарушений: учебное пособие. издание. - М.: изд. "Просвещение", 2019. – 328 с.
18. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Академия, 2019. - 298 с.