Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня современная педагогика занимается вопросами учебно-исследовательской деятельности школьников. Современные исследования в области психологии и педагогики убедительно показывают, что дети лучше всего усваивают материал, когда они приходят к знаниям опытным путем.
Кроме этого государственный стандарт утверждает идею о том, что без проектной деятельности школьное образование не сможет решить задачи формирования полноценной личности. Однако проблема состоит в том, что сегодня педагогика так и не смогла разработать единого представления о том как эффективно можно развивать проектные навыки у школьника.
Цель исследования – выявить особенности формирования проектных умений у младших школьников на уроках технологии.
Объект исследования – проектные умения у младших школьников.
Предмет исследования – формирование проектных умений у младших школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1. Дать определение проектных умений у младших школьников.
2. Дать характеристику урокам технологии в начальной школе.
3. Выявить особенности проектных навыков у младших школьников.
4. Выявить особенности формирования проектных умений у младших школьников на уроках технологии.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Сущность и содержание организации проектной деятельности в начальном общем образовании
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) заложены результаты образования, которыми должны овладеть выпускники начальной школы, такие как передача, поиск, преобразование и хранение информации, нахождение решения творческих задач, использование компьютерной техники; самостоятельное добывание информации в словарях, библиотечном каталоге; умение работать в команде, умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Как видно из перечисленных результатов, одной из основных задач начального общего образования является формирование у младших школьников конкретных способов деятельности, применимым к реальным жизненным ситуациям. При такой организации процесса обучения приоритетным является взаимодействие обучающегося и учителя, где субъектом учебной деятельности становится обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника.
В связи с тем, что новая модель образования предполагает активную самостоятельную творческую деятельность учащихся, наибольшая востребованность и популярность отмечается у методов и приемов, формирующих самостоятельность в приобретении новых зна-
ний, сборе необходимой информации, способствующих выдвижению гипотез, формулированию выводов и умозаключений. Использование элементов проектной деятельности, на наш взгляд, в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в условиях современной начальной школы, так как младшие школьники уже имеют достаточный уровень сформированности психических процессов, познавательную и творческую активность и определенный уровень устойчивости интересов и внимания.
В современной школе методу проектов отводится одно из ведущих мест. Его сущность, место в образовательном процессе рассматривали Дж. Дьюи [1], В. Х. Килпатрик, Е. Кол-лингс, Н. Ю. Пахомова, Е. А. Пеньковских, Е. Н. Землянская, Н. В. Матяш, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др.
На современном этапе проектная деятельность рассматривается как личностно ориентированная технология, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и другие методики, поэтому актуальным становится использование таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
При организации проектной деятельности младших школьников основное внимание уделяется творческому подходу к личностно ориентированной деятельности обучающегося и учителя как двух субъектов данной деятельности, так как проблема, лежащая в основе каждого проекта, требует совместного исследовательского поиска, сотрудничества и сотворчества учителя и ученика. Естественно, что переход к сотворчеству происходит постепенно: от наблюдения за деятельностью учителя, через эпизодическое в ней участие, к сотрудничеству. В процессе овладения элементами проектной деятельности младшие школьники постепенно приобретают опыт жизнедеятельности, учатся планированию, сотрудничеству, самодеятельности, взаимодействию с окружающим миром.
Основные сложности в данном процессе заключаются в том, чтобы научить младших школьников действовать самостоятельно, не подавлять и не сдерживать их инициативу, стараться избежать соблазна давать прямые инструкции.
При организации проектной деятельности в начальной школе важно учитывать психолого-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. В связи с этим тематика проектов младших школьников должна:
опираться на содержание учебных предметов или близкие к ним;
проблематика проекта должна быть интересна младшему школьнику (находиться в зоне его познавательных интересов и ближайшего развития);
при расчете времени, затраченного на выполнение проекта, важно ограничиться одной-двумя неделями (если проект выполняется в режиме внеурочных занятий, в рамках урочных занятий - 1-2 сдвоенными уроками);
в процессе работы над проектом желательно использовать активные формы работы, такие как экскурсии, прогулки-наблюдения, включать работу с различными источниками информации, приглашать к сотрудничеству и работе над проектом старших школьников, родителей, коллег-педагогов;
объект проектирования должен быть несложным и небольшим по объему;
в связи с недостаточной сформированностью у младших школьников навыков самостоятельной работы проектные задания лучше выбирать исходя из возможности их выполнения в микрогруппах.
Однако прежде чем говорить об организации собственно проектной деятельности с обучающимися, необходимо сформировать у них соответствующие умения. «Под проектными умениями будем понимать группу умений, которая выделяется по такому признаку, как их общность по отношению к проектной деятельности» [2, с. 7].
Мы разделяем подход к классификации основных проектных умений, который представлен в исследованиях А. П. Гладковой, Н. В. Горбуновой, Л. В. Кочкиной. Авторы выделяют организационно-практические, поисковые, информационные и рефлексивные группы проектных и исследовательских умений.
К организационно-практическим проектным умениям можно отнести следующие: умение планировать свою дальнейшую работу в соответствии с целями проекта, задавать уточняющие и другие виды вопросов и отвечать на них, выдвигать предположения, представлять результаты и т. п.
Группу поисковых умений составляют умения видеть и осознавать проблему, выбирать тему, определять цель, выбирать из возможных способов решения проектного задания наиболее рациональные, устанавливать причинно-следственные связи.
Информационные умения - это умения выбирать информацию, относящуюся к теме проекта, находить ее источники и представлять информацию, умение понять текст, представленный в устной или письменной форме, и т. п.
В группу рефлексивных умений входят умения выполнять не только адекватную оценку созданного проекта и обосновать ее, но и осуществлять самооценку своих действий, выявлять достоинства и недостатки, формулировать оценочные суждения [3, с. 2].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии [Текст] / Л.Ю. Бритвина // Начальная школа. - 2005. - N 6. - С. 44-47.
2. Варакина, Л. В. Проектная деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения [Текст] / Л.В. Варакина // Начальная школа. - 2010. - N 11. - С. 61-63.
3. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ.учреждений высш. проф.образования [Текст]/Э.М. Галямова, В.В. Выгонов.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 176с., 8с.ил.- (Сер. Бакалавриат).
4. Гладкова А. П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2013. 26 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005531697 (дата обращения: 23.11.2019).
5. Горбунова Н. В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. 2000. № 4. С. 21-27.
6. Денисова, Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования [Текст] / Н.А. Денисова // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - N 10. - С. 14-22.
7. Дьюи Дж. Школа и общество. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/28.php (дата обращения: 19.10.2019).
8. Информационный портал о лошадях. URL: https://www.horses-russia.ru/index.html (дата обращения: 20.10.2019).
9. Калайджян Т. В., Шевцова А. В. Роль и место проектных задач в развитии выразительности речи младших школьников // Гуманитарно-педагогическое образование. 2015. Т. 1, № 2. С. 103-109.
10. Калинина, Н. Н. Формирование универсальных учебных действий в сетевых проектах по технологическому образованию [Текст] / Н.Н. Калинина // Школа и производство. - 2015. - № 2. - С. 10-13. - (Теория и методика обучения технологии).
11. Каневская Ж. О., Авдеева Л. Н., Ширванян А. Э. Методы и приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе межличностных отношений на уроках // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 29. С. 108-113.
12. Коломенцева, Л. А. Социально - педагогический проект "День юных мастеров" [Текст] / Л. А. Коломенцева // Школа и производство. - 2015. - №2. - С. 21-22. - (Теория и методика обучения технологии).
13. Конышева, Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: книга для учителя начальных классов [Текст] / Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011. - 48 с.
14. Крылова, Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования [Текст] / Н.Б. Крылова // Школьные технологии. - 2014. - N 5. - С. 59-63.
15. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст]/Н.Ю. Пахомова.- М.: АРКТИ, 2003 -112 с.
16. Проект «Страница нового учебника» // Библиотека журнала Методист. 2013. № 4. С. 45-54.
17. Роговцева, Н. И. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Перспектива". 1-4 классы [Текст] / Наталья Ивановна Роговцева, Светлана Всеволодовна Анащенкова. - М.: Просвещение, 2014.-74с.
18. Тигров С. В. Личностно ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2004. 23 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003248888 (дата обращения: 25.11.2019).
19. Учебно-методический материал по русскому языку по теме: Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка как средства повышения грамотности учащихся. Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/11/15/differentsirovannaya-rabota-po-russkomu-yazyku (дата обращения: 27.11.2019).
20. Шингалов В. А., Абдряев М. Р., Головачева Я. А., Козлов М. С. Спортивное коневодство. М.: Научная книга, 2013. 160 с. URL: https://www.horses-russia.ru/skins/ice/img/logo.jpg (дата обращения: 20.10.2019).