Фрагмент для ознакомления
2
Программа школьного курса технологии с 5-го по 9-й классы позволяет реализовать несколько образовательных траекторий. Это является сегодня принципом построения общеобразовательного курса технологии. Примерная программа по технологии предусматривает следующие уровни освоения технологии:
1.Уровень обучения.
2.Уровень пользователя.
3.Уровень когнитивно - продуктивный.
Программа рассматривается в модульном варианте. Для начала необходимо рассмотреть инвариантный блок. Он содержит следующие разделы, или модули:
1.Производство и технологии.
2.Технологии обработки материалов, пищевых продуктов.
3.Робототехника.
4.3D-моделирование, прототипирование и макетирование.
5.Компьютерная графика, черчение.
6.Автоматизированные системы.
7.Животноводство.
8.Растениеводство.
Нас интересует раздел «Растениеводство». Этот раздел входит в блок «Сельскохозяйственные технологии». Раздел «Растениеводство» знакомит школьников с классическими и современными технологиями в сельскохозяйственной сфере. Сферой деятельности здесь являются природные объекты, поведение которых часто неподвластно человеку. В подобных случаях при реализации технологии существенное значение имеет творческий фактор или умение при необходимости скорректировать технологический процесс. Под образовательными результатами, то есть, по завершению обучения при реализации раздела «растениеводство» школьник должен:
-соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
-характеризовать основные направления растениеводства;
-осуществлять полный технологический цикл получения наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона;
- характеризовать способы переработки и хранения растениеводческой продукции;
- характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями и их востребованность на рынке труда. В каждом из разделов технологии есть своя специфика и особенности. Поскольку это совершенно различные области деятельности человека. Содержанием программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям. Школьники изучают культуру и эстетику труда. Есть тема по получению обработке, хранении и использовании информации. В разделе предусмотрено изучение основ черчения, графики и дизайна.
Достаточно глубоко представлена ученая тема по элементам домашней и прикладной экономики и предпринимательству. Школьников также знакомят с миром профессий в этой области и помогают рассмотреть вероятные жизненные планы обучающихся. связанные с этим направлением. Рассматривается влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека. Предусмотрена в обязательном порядке творческая и проектная деятельность школьников. Учитель при подготовке данной темы к изучению должен каждый конкретный учебный материал отбирать с учётом следующих положений. Необходимо рассматривать распространенность изучаемых технологий в сфере сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах. Особо следует отмечать вероятность отражения в них современных научно-технических достижений. Учителем должна быть предусмотрена возможность познавательного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического и физического развития школьников.
Каждый раздел учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Под теорией имеется в виду в освоении основных понятий, относящихся к технологиям сельского хозяйства. Понимание сортов растений. Урожайность, продуктивность и др. Основной формой обучения будет является учебно-практическая деятельность школьников. Приоритетным здесь будет постановка сельскохозяйственных опытов и лабораторно-практических работ. Обязательным является использование метода проектов.
Учителя технологии практические работы связывают с выполнением и демонстрацией различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторно-практических работах школьники изучают свойства почвы и удобрений. Разные школы имеют в этих вопросах разные возможности и учителя в соответствии с этими возможностями выбирают объекты и темы для практических работ. Для школьников важно как можно более полно представлять те сельскохозяйственные технологии, которые они рассматривают на уроках. Безусловно, педагог должен учитывать посильность объектов труда для школьников различного возраста. Практическая деятельность детей при обучении данного раздела включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов по теме. Практическая деятельность подразумевает включение школьников в поисковую и исследовательскую деятельность, связанную с выполняемыми работами. В каждой теме перечисляются возможные виды практической деятельности. Как уже было замечено, обязательной работой школьников будет являться разработка проекта или проведение исследования.
Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует достаточно значительного времени. Продолжительность разработки проекта будет определяться биологическими особенностями выращиваемых растений. Чаще всего, проектная деятельность здесь организуется не как завершающий этап, а осуществляется в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Значительная часть проектных работ выполняется во внеурочное время, в том числе и во время летней практики. Целесообразно разрабатывать проекты, имеющие социальную направленность. Это требует от школьников активной поисковой деятельности за пределами школы. В сельской школе уменьшается объем учебного времени на освоение направлений «Технический труд» и «Обслуживающий труд». Темы творческих работ и проектов школьников сельских школ должны носить комбинированный характер.
Необходимо, чтобы дети осваивали не только сельскохозяйственные технологии, но и технологии обработки различных материалов. Чтобы в учебно-воспитательном процессе реализовать обязательный минимум
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Белкин, Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения [Текст] /Е.Л. Белкин. - Начальная школа. — М., 2001. - № 4. — С. 11-20.
2. Григорян, Н.В. О проблеме преемственности в обучении математике между начальной и основной школой [Текст] / Н.В. Григорян. - Начальная школа: плюс. До и После. Н.В. Григорян, Л.А. Жигулев, Е.Ю. Лукичева, Е.В. Смыкалова — М., 2002. — № 7. С. 17—21.
3. Гордеева, С. И. Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы / С. И. Гордеева. — Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10901/ (дата обращения: 23.05.2022).
4. Гузеев, В.В. К построению формализованной теории образовательной технологии: целевые группы и целевые установки [Текст] /В.В. Гузеев. - Школьные технологии. В.В. Гузеев – 2002. — № 2. — С. 3—10.
5. Дмитриенко, З.И. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа) [Текст] / З.И. Дмитриенко - Изд-во «Академкнига-Учебник», Москва. – 2010. – 184 с.
6. Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить [Текст] / А.А. Ивин – М.: Просвещение, 2010. – 184 с.
7. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса [Текст] / С.С. Кашлев – Мн.: Университетское. — 2001. — 95 с.
8. Костюкович, Н.В. Методика обучения решению простых задач. [Текст] / Н.В. Костюкович, В.В. Подгорная – Мн.: Бестпринт. — 2001. — 50 с.
9. Кондрашкина, Е. Г. Сущность и нормативные характеристики технологического образования школьников / Е. Г. Кондрашкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2929/ (дата обращения: 23.05.2022).
10. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии. [Текст] / Г.Ю. Ксензова – М.: Педагогическое общество России. — 2000. — 224 с.
11. Кравцова, Т. Р. Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации / Т. Р. Кравцова, М. А. Кузнецова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62284/ (дата обращения: 23.05.2022).
12. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? [Текст] / А.А. Леонтьев. - Начальная школа плюс До и После.— 2001. — № 1. — С. 3—6.
13.Матюшкина, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие [Текст] / Под ред. А.А. Матюшкиной. М.: КДУ, 2009. – 160 с.
14. Молокова, А.В. Современный урок в условиях информатизации [Текст] / Учебно-методическое пособие // А.В. Молокова – Новосибирск, Изд-во ГЦИ «Эгида», 2010. – 102 с.
15. Погребняк, Е.В. Здоровьесохраняющие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиции учителя [Текст] /Е.В. Погребняк. - Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №3. – С. 26–29.
16. Речицкая, Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у школьников: монография [Текст] / Е.Г. Речицкая — М.: Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2011. — 188 с.
17. Серекурова, Е.А. Модульные уроки в начальной школе [Текст] /Е.А. Серекурова. - Начальная школа: плюс-минус. — 2002. — № 1. — С. 70—72.
18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
19. «Школа 2100». Приоритетные направления развития образовательной программы. [Текст] / Выпуск 4. М., 2000. — 208 с.
20. Шутикова, М. И. Технология. 5–9 классы: методическое пособие для учителя [Текст] / сост. М. И. Шутикова. — М.: Просвещение, 2021. — 160 с.
21. Якиманская, И.С. Технология личностно–ориентированного обучения в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская – М.: Сентябрь, 2000. – 137 c.
22. Янгирова, В.М. Теория воспитательных систем [Текст]: монография / В.М. Янгирова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. - 174 с.
23. Янгирова, В.М. Контрольно-измерительные материалы как средство развития коммуникативных умений [Текст] / Янгирова В.М. // В сборнике: Педагогика современного образования: состояние, проблемы и перспективы развития материалы IV Международной научной конференции. 2016. С. 296-301.