Фрагмент для ознакомления
2
грамматики, лексики, звукопроизношения. Дети ограничиваются перечислением действий. Например, воспитатель просил Даниил Р. Пересказать сказку: «Коська ловит мыску. Кот лезет в ботинок, стоб мыску помать. Он посмотел, ее там нет, убежал. Мыска в тапок побежяла, потому за ней кот бегает. Он хочет ее свалить и скусать». Речь детей ситуативна, они не могут связно излагать свои мысли собеседнику. Для многих детей, таких как Мирослава Л., Марианна К., Давид И., характерны односложные ответы, разрозненные предложения взамен связного высказывания
Диагностическое задание 2.
Цель: выявление умение вступать в контакт, эмоционального общения. В процессе исследования было проведено наблюдение по выделенным критериям: коммуникабельность ребенка, экспрессивность общения, использование помощи, степень самостоятельности, связность и логичность высказывания, полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала, речевые средства. На основе данных показателей были определены уровни диалогической речи
Оценка результатов:
Высокий уровень (5 баллов) – высказывание составлено с учетом предметного содержания всех иллюстраций, представляет собой логичное по смыслу, грамматически правильно составленное, довольно информативное высказывание. Ответ дается быстро, без запинок. Выполнены все варианты задания.
Средний уровень (4 балла) – у дошкольника есть некоторые недостатки в построении предложения, хотя ответ дается довольно быстро.
Недостаточный уровень (3 балла) – дошкольник составляет предложение на основе только двух иллюстраций. После указание на пропуск предметного содержания одной из картинок дошкольник составляет логичное по содержанию предложение.
Низкий уровень (2 балла) – дошкольник так и не составляет фразу с использованием всех трех иллюстраций, даже после того, как ему была оказана помощь экспериментатором.
Задание выполнено неадекватно (1 балл) – ребенок не дает ответов на задаваемые ему вопросы
Анализ полученных результатов представлены в таблицу 3.
Таблица 3 Результаты диагностического задания сметодика Р.Е. Левиной «Изучение уровня вступать в контакт».
Уровень Количество детей (процент)
Высокий 0 (0%)
Средний 0 (0%)
Низкий 3(30%)
Недостаточный 2(20%)
Неадыкватно 5(50%)
У 0 детей выявлен высокий уровень уровень развития умения составлять предложения по картинкам выявлен – 0%.
У 0 детей средний уровень – 0%.
У 2 детей недостаточный уровень – 20%.
У 3 детей – низкий уровень – 30% . Детям данной группы так и не удалось составить грамматически правильное предложение
У 5 детей – 50% задание выполнено неадекватно, дети не ответили не на один поставленный вопрос.
Диагностическое задание 3.
Цель методики: направлена на обследование ведущий формы общения дошкольников.
Содержание: Ребенка приводят в комнату, где заранее на столе разложены игрушки и книги, после чего у ребенка спрашивают, чем он хочет заняться поиграть, поговорить или почитать. После чего ребенку предлагают выбрать из двух оставшихся видов деятельности.
Высокий уровень (4 баллов) – ребенок составляет пересказ самостоятельно, полностью передавая содержание текста. Ребенок не делает пауз, составляет пересказ довольно быстро. Средний уровень (3 балла) – ребенок составляет пересказ с помощью экспериментатора. Ему необходимо побуждение или стимулирующие вопросы. Содержание текста ребенок передает полностью. Изредка делает паузы, подбирает слова.
Недостаточный уровень (2 балла) – в пересказе ребенка отмечаются пропуски отдельных моментов повествования, ребенок постоянно запинается и делает большие паузы.
Низкий уровень (1 балла) – пересказ ребенок составляет по наводящим вопросам экспериментатора, связность изложения нарушена. Ребенок делает большие паузы, иногда требуется повторно задать наводящий вопрос экспериментатора. Задание выполнено неадекватно (0 балл) – ребенок отказался или так и не смог составить пересказ. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 Результаты диагностического задания
Уровень Количество детей (процент)
Высокий 0(0%)
Средний 0(0%)
Низкий 1(10%)
Недостаточный 3(30%)
Неадыкватно 6(60%)
Анализ данного диагностического задания показал нам, что высокий уровень 0 детей – 0%
Средний уровень был выявлен у 0 человек 0%. Недостаточный уровень выявлен у 3 человек (30%). К низкому уровню мы отнесли 1 детей (10%).
Детей, выполнивших задание неадекватно – 6 60%
После проведения 3 диагностических заданий все баллы суммируются, для того, чтобы отнести ребенка к тому или иному уровню развития связной монологической речи:
дети, набравшие от 15 до 18 баллов, относятся к высокому уровню развития речи;
дети, набравшие от 9 до 14 баллов, относятся к среднему уровню развития речи; дети,
набравшие от 0 до 8 баллов, относятся к низкому уровню развития речи;
Качественные результаты констатирующего эксперимента представлены ниже в таблице 8.
Таблица 8 – Результаты проведения диагностики развития речи на
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 2011.256 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей : курс лекций для студентов пединститутов [по специальности «Дошкольная педагогика и психология»]. М. : Просвещение, 1974. 288 с.
3. Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб.-метод. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений ; под ред. Т. В. Волосовец. М. : Академия, 2010. 201 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – [5-е изд., испр.]. М. : Лабиринт, 2019. 352с.
5. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 2013. 121 с.
6. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. М. : Просвещение, 2018. 211с.
7. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии // Главы I, II, III,
VIII. М. : Просвещение, 1967.
8. Мельникова И. И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. Ярославль : Академия развития, 2012. 144 с.
9. Ронин Д. Б. Развитие связной речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2019. 343 с.
10. Сергеева О. А., Шульга А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Научно методический электронный журнал Молодой учёный. 2015. №6. С 682684. URL: https://moluch.ru/archive/86/16396/ (дата обращения: 18.02.2020).
11. Смирнова Е. А., Ушакова О. С. Использование серии сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников. Психолого педагогические вопросы развития речи в детском саду ; под редакцией Ф. А. Сохина., О. С. Ушаковой. М. 2017. С 40–62.
12. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1976. 224 с.
13. Тихеева Ю. Е. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : учеб. пособие для воспитателей детского сада / Ю. Е. Тихеева [5-е изд.] ; под ред. Ф. А. Сохина. М. : Просвещение, 2011. 159 с.
14. Усова О. Л. Развитие речи дошкольников. М. : Институт психотерапии, 2011. 322 с.
15. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. М. : Сфера, 2011. 210 с.
16. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : ВЛАДОС, 2014. 288 с.
17. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М. 2019. С. 8798., С. 137250.
18. Фомичева М Ф., Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений; под редакцией Т. В. Волосовец. М. : Академия, 2012. 201 с.
19. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М. : АРКТИ, 2010. 55 с
20. Шашкина Г. Р. Исторический аспект проблемы недоразвития речи детей. / Материалы шестого международного теоретико-методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология : современные проблемы теории, истории, методологии». М. 2014. С. 248–253