Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация. Каждый ребенок индивидуален и уникален. Именно поэтому проблема индивидуального обучения становится одной из наиболее важных. Основная задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальность учащихся, помочь ей развиться, устояться, проявиться. То обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям, наиболее ценно.
В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с детьми, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни. Проблема индивидуальных различий детей и их индивидуального обучения является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой. В педагогической практике индивидуальный подход дан как синоним понятию «индивидуализация процесса обучения».
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе обучения. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А. Коменский, Н.К. Крупская, Д.Ж Локк, А.С. Макаренко, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие.
За последние годы проблеме индивидуализации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, И.Э. Унт, С.Д. Шевченко и других авторов.
Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов В.П. Беспалько, А.Н. Конева, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.
Цель исследования: охарактеризовать педагогические условия реализации индивидуального подхода в начальной школе и опытным путем доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс обучения.
Предмет исследования: педагогические условия индивидуализации процесса обучения в начальной школе.
Задачи:
1. Раскрыть роль индивидуального обучения младших школьников в образовательном процессе.
2. Рассмотреть психологические и возрастные особенности реализации индивидуального подхода в обучении младших школьников.
3. Охарактеризовать педагогические условия реализации индивидуального подхода в начальной школе.
4. Выявить индивидуальные познавательные особенности младших школьников.
5. Разработать и реализовать комплекс индивидуализированных заданий на уроках окружающего мира.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы;
- диагностические методы по определению познавательных особенностей младших школьников;
- организация и проведение опытно-экспериментальной работы;
- методы качественной обработки данных.
База исследования: МБОУ……..
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс индивидуализированных заданий для уроков может быть использован учителями начальной школы.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы, насчитывающий 21 источник, три приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль индивидуального обучения младших школьников в образовательном процессе
Проблема индивидуализации процесса обучения не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии.
Советские психологи А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода к формированию личности. Задавая своеобразные ориентир, современная психология предлагает следующее определение понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей.
Учет индивидуальных особенностей для определения характера обучения необходим уже в начальной школе. Каждому ученику должна быть предоставлена возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин [21].
Основными элементами индивидуальной образовательной деятельности ученика являются следующие:
- определение смысла деятельности (зачем я это делаю);
- постановка личной цели;
- составление плана деятельности в достижении цели;
- реализация плана;
- рефлексия (осознание собственной деятельности и ее результатов);
- оценка результатов деятельности.
А.В. Хуторской отмечает, что любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению [20].
Учитель может и должен предлагать ученикам различные виды эмоционально-образовательной и логической деятельности. Но следует предоставить каждому ребенку право выбора этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В таком случае будет обеспечиваться не общая образовательная траектория для всех учеников, а индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся объемом, содержанием, формой исполнения. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах индивидуальные образовательные продукты учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень развития отличаются.
По мнению Б.Т. Лихачева, цель индивидуально-личностного взаимодействия взрослых и детей имеет два одинаково важных аспекта: внешний – деловой, лежащий в основе общения, и внутренний, скрытый, духовно-нравственный, педагогический [16].
Атмосфера взаимной симпатии и расположения взаимодействия позволяет эффективно влиять на мотивы обучения, пробуждать личные стимулы, раскрывать жизненную перспективу ученика, удерживать его от необдуманных действий.
По мнению педагогов-психологов, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает организацию педагогического взаимодействий не только с учетом особенностей ребенка, но также условий его жизнедеятельности [10].
Индивидуальный подход предполагает также побудительных причин поступков школьников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося [12].
1.2. Психологические и возрастные особенности реализации индивидуального подхода в обучении младших школьников
Младший школьный возраст – это особый период жизни ребёнка. В него входит возраст 7-10-летних детей, обучающихся в I-IV классах современной отечественной начальной школы.
По мнению Л.И. Ковальчук [13], в младшем школьном возрасте появляются важные психологические новообразования в познавательной сфере ребёнка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Кроме того, в этот период идёт интенсивное формирование приёмов запоминания. От наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в старшем возрасте ребёнок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материал.
М.В. Занков отмечал [12], что в области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребёнка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. Дети уже могут не только рассматривать объект, но и управлять своим восприятием. Для этого должно возникнуть предварительное представление, предварительный поисковый образ того, что нужно увидеть. В этом возрасте формируется произвольность внимания, т.е. способность сосредоточиться на мало интересных вещах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщённый характер.
Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщённый характер.
Учебная деятельность способствует развитию воли и произвольности. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе же вся деятельность по своему характеру является произвольной.
Проектируя будущие результаты обучения, надо помнить о потенциальном снижении возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов [5].
В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников, то есть должен обладать качествами отличного психолога. Рассмотрим этот фактор более подробно, затронув типы темперамента учеников, а также некоторые индивидуальные особенности.
Так, холерик обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью, сильно подвижной выразительной мимикой, он суетлив, жесты его порывисты, вспыльчив и нетерпелив. Если ярко выраженный холерик сидит за партой, он всегда готов вскочить. Если ребенок с данным типом темперамента выполняет интересную или важную для него работу, он весь во внимании, все его мысли, эмоции, движения сконцентрированы на ней. Но потом ребенок испытывает упадок сил и, пока не восстановит их, организовать его очень трудно.
Сангвиник говорит быстро, громко, отчетливо, сопровождает речь выразительными жестами и мимикой, он весел, энергичен, деловит. Ребенок с таким темпераментом сидит за партой обычно непринужденно. Необходимо постоянно поддерживать интерес сангвиников. Если им скучно, они начинают играть с ручками, карандашами и т.д. или заниматься посторонними делами.
Речь флегматика равномерна, спокойна, с остановками, без резко выраженных эмоций, мимики, жестикуляции. Ребенок спокоен, рассудителен, молчалив, медлителен. За партой сидит непринужденно, спокойно, не вертится, даже когда прозвенит звонок встает как бы нехотя, не сразу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников по русскому языку / Л.И. Айдарова. – М.: Просвещение, 2011. – 28 c.
2. Акимова, М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.П. Козлова. – М.: Просвещение, 2002. – 158 c.
3. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! [Текст] / Ш.А. Амонашвили – пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000. – 362 с.
4. Беспалько, В.П. Психологические парадоксы образования. Журнал «Педагогика», – 2000, – № 5, – с.13-20.
5. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Просвещение, 2009. – 138 c.
6. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Божович. – М: Просвещение», 2001. – 300 с.
7. Болотникова, О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста / О.П. Болотникова. – М.: Педагогика, 2003. – 24 с.
8. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 159 с.
9. Волочков, А.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте / А.А. Волочков, Б.А. Вяткин. – М., 2009. – 10 с.
10. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2003. – 378 с.
11. Еремеева, В.Д. Нейропсихолог о дифференциации обучения / В.Д. Еремеева. – М., 2007. – 108 с.
12. Занков, М.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников / М.В. Занков. – СПб.: Питер, 2011. – 281 с.
13. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2008. – 115 с.
14. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – Спб.: КАРО, 2006. – 368 с.
15. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев – М: «Просвещение», 2005. – 345 с.
16. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
17. Макаренко, Е. Н. Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир». Педагогический проект [Текст] / Е. Н. Макаренко – Молодой ученый. – 2015. – №12. – С.23–26.
18. Петрова, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании младших школьников / Л.И. Петрова. – М.: Феникс, 2007. – 336 с.
19. Самоненко, Ю.А. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 277 с.
20. Хуторской, А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
21. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2010. – 350 с.