Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день проблема экологии чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Профессиональная деятельность и образ жизни современного общества воздействуют на биосферу и нарушают процесс естественной эволюции. По мнению экспертов, преодолеть экологический кризис с помощью технических средств невозможно. Как следствие, формирование экологической культуры является одним из необходимых условий преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и регулятором взаимоотношений в системе «человек-среда».
Экологическая культура - часть культуры человека, система общественных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, мнений, взглядов и ценностей, касающихся взаимоотношений человека и природы; гармония сосуществования человеческого общества и природной среды; целостный адаптационный механизм человека и природы, достигаемый через отношение человеческого общества к природной среде и экологическим проблемам в целом.
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований, когда формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, устойчивые познавательные потребности и интересы, принятие социальных норм, нравственное развитие и овладение привычными способами поведения.
Для хорошего хода процесса экологического воспитания младшего школьника целесообразно использовать его многопредметную модель, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека и среды, а также осуществлять данную направленность в организуемой с младшими школьниками внеурочной работе, что способствует привлечению учащихся к творческой и практической деятельности.
Проблема формирования экологической культуры у младших школьников занимает видное место в современных психолого-педагогических исследованиях. Решением этой проблемы является непрерывное экологическое образование. Это может постепенно изменить перспективу человечества. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей экологическое мышление и сознание.
Объект исследования: культура природопользования у младших школьников в контексте внеурочной деятельности и его личностной направленности.
Предмет исследования: процесс развития культуры природопользования у младших школьников через курс внеурочной деятельности.
Цель исследования: заключается в разработке методической системы для развития культуры природопользования и её реализация через курс внеурочной деятельности.
Задачи: изучить психолого-педагогические и методические основы магистерской диссертации.
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт и др.), вопрос выживания человечества во многом зависит от уровня экологического образования и воспитания граждан с экологической культурой. Сейчас ни одна отрасль человеческих знаний, экономика не может нормально развиваться без знания экологических законов и нормативов. Нарушение любого звена экологической цепи может привести к самым неожиданным изменениям в природе. Поэтому важно начинать экологическое образование еще в начальной школе и продолжать на протяжении всей последующей жизни человека.
Особенности формирования любви и бережного отношения к природе у детей школьного возраста раскрываются в работах Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Симоновой и других.
В.М. Минаева, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Т.И. Тарасова и другие, показывающие традиционные пути и методы экологического воспитания. В настоящее время в школах широко используются инновационные технологии. Это значительно расширяет возможности внеурочной деятельности в воспитании экологической культуры учащихся. Но методика внедрения их в практику в литературе отражена, на наш взгляд, недостаточно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание школьников // Народное образовнаие. - 2011. - №2. - С. 186-190.
2. Алексеев, С.В. Концепция программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни / С.В. Алексеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 11-14.
3. Алексеев, С.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя [Текст] / С.В. Алексеев. – Самара.: Учебная литература, 2006. – 117 с.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]/ Ш.А. Амонашвили - М.: Просвещение, 2011. – 179с.
5. Ананьев, Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания [Текст]/Б.Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 2010. – 15с.
6. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 27с.
7. Бабаева, А.В. Крашенинников, A.A. Антропологическое измерение пространства современного города // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №2. С. 14.
8. Байбородова, Л.В. Актуальные вопросы развития образования. (учеб. пособие). Печ. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. – 112 с.
9. Бобылева, Л.Д., Бобылева, О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.
10. Бондаревская, Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. 2012. № 7. С. 3-13.
11. Веденин, Ю.А. Культурный ландшафт как хранитель исторической памяти земли // Региональные проблемы. 2018. Т. 21. С. 28-34.
12. Вилейто, Т.В. Повышение уровня экологической культуры учащихся в школах Красносельского района Санкт-Петербурга / Т.В. Вилейто, Н. Н. Седюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5.1 (64.1). — С. 9-11.
13. Винокурова, Н.Ф. Экологическое образование и просвещение школьников Нижегородской области: программно - технологическое обеспечение: учебное пособие / Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова. Нижний Новгород, 2017. – 176 с.
14. Винокурова, Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методика реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения. // Современные проблемы науки и образования. 2018. - № 3. - С. 97.
15. Виситова, Л.С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы / Л.С. Виситова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 15-18.
16. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 228 с.
17. Дагбаева, Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета // Воспитание школьников. - 2005. - № 1. - С.22-23.
18. Данилина, А.М., Овчаренко А.В., Кирюшкин А.В. Изучение культурных ландшафтов в процессе туристско-краеведческой деятельности со школьниками. // Проблемы региональной экологии. – 2010. – № 5.
19. Данилова, М. Занимательная экология // Воспитание школьников. - 2005. - № 5. – С.25-33.
20. Демидова, Н.Н., Зулхарнаева, А.В. Технология кейс-стади в изучении экологических проблем. Учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2018. – 176 с.
21. Дежникова, Н.С., Иванова, Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
22. Евсикова, Н.И. Опыт изучения некоторых аспектов эмоционально-личностного развития младших школьников, обучающихся в различных педагогических системах [Текст]: Серия 14 / Н.И. Евсикова.- М.: Психология, 2013. – 68с.
23. Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2011. – № 8 (87). – С. 3-14.
24. Игнатьева, О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8. - С.57.
25. Киселева, Е.В. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО / Е.В. Киселева, Т. М. Советова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 560-562.
26. Кириллова, С.Н. Формирование экологической культуры младших школьников / С.Н. Кириллова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 124-126.
27. Куприянова, С.Г. Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии / С.Г. Куприянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 115-117.
28. Лескова, С.В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа. 2003 - №7.
29. Макарова, Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / Л.М. Макарова. - Самара: Самарский государственный университет, - 2014. – 123 с.
30. Мамедов, Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 6.
31. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова.- М.: Просвещение, 2011. – 36с, – 270с.
32. Минаева, В. М. Развитие отечественной методики преподавания природоведения: Хрестоматия / В. М. Минаева. – Витебск : Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 66 с.
33. Остапенко, И.Г. Формирование позновательных интересов у младших школьников [Электронный ресурс] 2018г. режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-formirovanie-poznavatelnih-interesov-u-mladshih-shkolnikov-3324728.html.
34. Панов, В.И. Психологические аспекты экологического образования // Педагогика.-2015. - № 5. - C. 59-69.
35. Пономарева, И.Н. Школьный учебник как система целей и содержания биологического образования [Текст] / И.Н. Пономарева. – Красноярск.: Изд-во КГПУ, 2012. – 49 с.
36. Развитие представлений о региональном компоненте содержания образования и его месте в современных школах Московской области: Коллект. монография. – М.: АСОУ, 2013. – С. 201–208.
37. Рудых, С.Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада / С.Г. Рудых. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 65-67.
38. Садовская, В.С., Ремизов, В.А., Бруккауф, З.Л. Культура научного творчества : о чём не пишут в учебниках. Москва : Наука, 2012. – С. 87.
39. Садохин, А.П., Толстикова, Н.И. Культурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям. Москва : ЮНИТИ, 2011. – С. 101.
40. Сатуева, Л.Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания / Л.Л. Сатуева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 27-30.
41. Сергеева, А.А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности / А.А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 66-71.
42. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности / И.В. Сидорова, А.В. Ананьева // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. 2011. – №1. – С. 32-35.
43. Тарасова, Т.И. Деятельностный подход в экологическом образовании учащихся младших классов// Начальная школа. 2006. – № 9.
44. Телицына, Г.В. Ценностный компонент образования как основа профессиональной педагогической подготовки студента // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 7. – С. 56–59.
45. Тесленко, В.И., Залезная, Т.А. Профессиональное становление будущего учителя по предметам естественнонаучного цикла (бакалавра, магистра): монография. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. – С. 129.
46. Федорова, Т.А. К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников / Т.А. Федорова, М.А. Богачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 634-637.
47. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов : учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / Научно-образовательное культурологическое общество, Научная коллегия, Московский государственный университет культуры и искусств, Высшая школа культурологии. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Согласие, 2010. 671 с.
48. Фокина, М.В. Условия реализации успешного учебного проекта / М.В. Фокина // Справочник классного руководителя. – 2014. - № 1. – С. 43-51.
49. Чернышова, М.Л. «Национально – региональный компонент в начальной школе». [Электронный ресурс] 2017г. режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/natsional-no-rieghional-nyi-komponient-v-nachal-no.html?login=ok.
50. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой. 2011. – №12. – С.5-12.