Фрагмент для ознакомления
2
Туризм традиционно является одним из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению и в области молодежного туризма. Молодежная аудитория представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям.
Туризм активно влияет на развитие хозяйства, на структурную перестройку экономики и смену приоритетов, в том числе социальных, увеличивая вклад в общее экономическое благосостояние населения.
В системе мирового туристского развития особое и значительное место на сегодняшний день отводится молодежному туризму. Во всей системе мирового туризма доля молодежного туризма ежегодно увеличивается на 1,5%.
Молодежный туризм – особый вид путешествий, индивидуальный или коллективный по форме, когда молодые люди предпочитают отдыхать большими компаниями, объединенными общей целью познания мира и проведения досуга. Он оказывает весомое влияние на развитие молодого человека как достойного и гармонично развитого гражданина своей страны.
Молодежный туризм вляется перспективной сферой путешествий. Главной целью молодежного туризма является познание мира. Перспективы, раскрывающиеся в путешествии, дают возможность познать историю и культуру.
В настоящее время наблюдается повышенная потребность у молодёжи в доступных оздоровительных, рекреационных, развлекательных услугах.
Решение этой проблемы наряду с духовным оздоровлением нации является одной из стратегических задач, как на федеральном, так и на региональном уровне. В этой связи является актуальной задача анализа подходов к проектированию туров с учетом мнения молодежи, а также программ Дальневосточного федерального университета в аспекте молодежного туризма.
Объектом исследования является молодежный туризм как вид туризма.
Предмет исследования – проектирование туров с учетом мнения молодежи. Цель исследования: проанализировать содержание и сущность молодежного туризма как вида туризма и выявить подходы к проектированию туров с учетом мнения молодежи.
Реализация поставленной цели обусловила выполнение следующих задач исследования:
1. Поанализировать молодежный туризм как вид туризма.
2. Выявить подходы к проектированию туров с учетом мнения молодежи.
3. Проанализировать программы ДВФУ в аспекте молодежного туризма.
Исследование проводилось с помощью основных методов: анализ имеющихся материалов, представленных в виде периодических изданий о туризме, путеводителей, электронных публикаций в сети Internet, сообщений в средствах массовой информации.
1. Теоретические основы проектирования туров для молодежи
1.1 Молодежный туризм как вид туризма
В качестве одной из важнейших форм воспитания молодежи, организации ее свободного времени можно считать туризм и экскурсии. Возможность путешествовать приводит человека, независимо от его возраста и социального статуса, к физическому и психическому здоровью, восстанавливает и повышает уровень работоспособности, развивает и усиливает познавательные, интеллектуальные и коммуникативные способности личности.
Правильная организация туристско-экскурсионной работы способна снять многие молодежные проблемы, с которыми сталкивается общество..
Молодежный туризм – это перспективное направление развития сферы отдыха. Необходимость развивать его обусловлена такими социальными качествами молодежи, как активность, высокий уровень потребности в недорогих и приемлемых по качеству туристских услугах, восприимчивость к новым идеям, романтизм, непритязательность.
Высокая туристская активность объясняется и стремлением молодых людей к общению и познанию. Молодым свойственно ощущение радости жизни. Немаловажным является и наличие свободного времени (например, каникулы).
Данный сегмент туристического рынка, выделенный по возрастному признаку, имеет ярко выраженный стереотип поведения и несколько иначе расставляет туристские приоритеты.
А.Дурович и А.Копаев отмечают, что достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения [5]. Наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте от 18 до 30 лет. Неженатые люди более мобильны, чем семейные.
В силу экономических и других причин, большая часть учащейся молодежи не покидает пределов своего регионального пространства, не использует для формирования своего мировоззрения исторические и культурные ценности, сосредоточенные в различных уголках нашей планеты.
И в первую очередь это относится к студентам, чье профессиональное становление и заключается, прежде всего, в постоянном расширении и обновлении своего кругозора. Речь идет о вузах, готовящих кадры для туризма.
В России с каждым годом растет количество лицензий, выдаваемых вузам на право оказания образовательных услуг в области туризма. Существуют также десятки техникумов, колледжей, лицеев и других образовательных структур, которые разрабатывают модели подготовки специалистов в данной сфере.
Все они нуждаются в обмене опытом, а студенты - в полноценных знаниях и практическом овладении навыками по оказанию различных туристских услуг. Различные регионы России имеют и разные условия для решения таких задач.
Туристические фирмы уделяют достаточно большое внимание таким аспектам, как реклама, исследования собственного турпродукта, изучение конкурентов, участие в различных выставках и ярмарках. Но достаточно глубокого исследования молодежного сегмента туристического рынка пока не проводилось.
Большинство туристских предприятий ориентированы на отправку туристов за рубеж. Они не желают специализироваться на молодежном туризме, считая его экономически нерентабельным, убыточным. Данная категория потребителей отдает предпочтение недорогим путешествиям с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта. В свою очередь, значительная часть молодежи не имеет возможности пользоваться дорогостоящими туристическими услугами.
Исходя из этого, можно сказать, что рынок молодежного туризма развивается недостаточно. Туристические фирмы не желают заниматься организацией экономичных молодежных туров. Существующий ассортимент молодежных туристических программ представлен весьма скудно. Высокая туристская активность молодых людей остается не реализованной. Цена на туристический продукт должна соответствовать уровню платежеспособности потребителей.
Политика в сфере организации туризма должна ориентироваться на реальные потребности и возможности молодежи, не должна быть лишь пассивным отражением сложившейся ситуации.
Молодежный туризм – это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для раскрытия способностей молодого человека, а так же закрепление в молодежной среде общенациональных гражданско-правовых и нравственно-культурных ценностей, основанных на патриотизме [8].
Путешествия для молодежи – это стиль жизни. Существует концепция, что молодые люди на этапе своего жизненного пути до 25 лет, пока не завели семью и детей, должны посмотреть мир, совершить путешествия, узнать, как живут другие народы.
Это поможет им выбрать правильный путь в жизни, сформировать собственные жизненные принципы.
Существует концепция, что у молодежи более свободный режим жизни в смысле наличия времени на отдых и путешествия, они имеют продолжительные каникулы в зимнее и летнее время. Студенты путешествуют группами в сопровождении преподавателя или работника образовательного учреждения. Нередко студенты объединяются в небольшие группы 3-5 человек и самостоятельно совершают достаточно протяженные путешествия по стране и за рубежом.
Туризм является одним из путей воспитания молодого поколения. Для того чтобы уважать, любить и ценить природу, страну, свой народ нужно, как можно ближе, познакомиться в её культурой, историей, своими глазами увидеть всю красоту окружающего мира.
Создание и развитие направления молодёжного туризма поможет справиться и решить многие проблемы современной молодёжи. Посредством проведения экскурсий, посещения выставок, фестивалей повышается уровень образованности молодых людей, создание туристических секций и клубов ведёт к привлечению молодого поколения в спорт.
Многие молодые люди получают возможность путешествовать по миру, пользуясь весьма ощутимыми скидками, предоставляемыми участникам туристических групп.
Спорт не только укрепляет здоровье, но и пропагандирует вести постоянный здоровый образ жизни, уважать и заботиться друг о друге, что так необходимо современному обществу.
Молодёжный туризм представляет интерес для любителей активных видов отдыха, например, одним из вариантов, может быть отдых в горах. Но, не нужно путать обычный отдых на горнолыжных курортах с экстримом и риском, в основном, сопровождающие молодёжный туризм. Наладиться величием и красотой горных пейзажей, катаясь по горним хребтам на мотоциклах или велосипедах, вдыхать кристальный горный воздух, режущий как стекло, во время прыжка с парашютом с высоты птичьего полёта - вот, что подразумевает молодёжный отдых в горах.
Достичь своей цели, пробиться вперёд, победить свои страхи и сомнения, и доказать окружающему миру свою силу и целеустремлённость - этому учит туризм.
Молодёжный вид отдыха предусматривает велосипедные, конные, водные, горные мероприятия и походы. Молодым людям всех времён явно приходятся по вкусу веселье, романтика, приключения, открытия и достижения, а также, знакомство с людьми из разных стран мира. В туристических походах, можно в полной мере насладиться природой, посетить красивейшие места, проявить свою храбрость и смекалку.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балакина Д.Н., Лебедева Т.Е. Проблема развития экстремального туризма в России // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации 2014. С. 4-6.
2. Беляйкина Н.П., Булганина С.В. Выявление предпочтений пассажиров о качестве услуг ОАО "РЖД" // В сборнике: Актуальные проблемы развития транспорта материалы III Международной студенческой научно-практической конференции. Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, Нижегородский филиал. Нижний Новгород, 2016. С. 78-82.
3. Булганина С.В., Ананьева К.В., Тюмина Н.С., Шутова Ю.Г. Маркетинговое исследование предпочтений молодёжи в области туризма // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №4 (2016)
4. Булганина С.В. Маркетинговые исследования: Практикум / С.В. Булганина. – Н. Новгород: НГПУ, 2012. – 162 с.
5. Булганина С.В. Особенности менеджмента туристической деятельности в сфере клубного отдыха // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. №21. С. 49-51.
6. Булганина С.В., Зубарева Н.А. Маркетинговое исследование выявления наиболее популярных мест отдыха в России // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 117- 120.
7. Булганина С.В., Кургузикова И.Ю. Совершенствование рекламных кампаний туристической фирмы // Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (12 ноября 2014 г.). – Н. Новгород: Мининский университет, 2014. – С. 51-54.
8. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Варивода В.С. Создание ресурсной базы расширения сектора гостиничных услуг в регионе // Вестник Мининского университета» №4. 2014 (http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/ vestnik/archive/4).
9. Булганина С.В., Лопаткина Н.С. Событийный туризм: история и перспективы развития // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. №3 (28). С. 6.
10. Дмитриев Д.В. Специфика событийного туризма как сегмента регионального рынка туристских услуг // Мир экономики и права. – 2011. №10. – С. 52-55.
11. Егоров Е.Е., Казарин И.Е. Некоторые аспекты управления информатизацией туристской отрасли // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 19-22.
12. Зверева Н.А., Егоров Е.Е. Проектирование природно-этнографического туристического комплекса в современных условях // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 75-78.
13. Казарина А.С., Лебедева Т.Е. Событийный туризм как актуальное направление туризма // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации Нижний Новгород, 2014. С. 13-16.
14. Киселева Н.А., Шилова С.В. Молодежный туризм в современной туриндустрии // В сборнике: Вестник Уральского международного института туризма Уральский международный институт туризма. Екатеринбург, 2009. С. 25-27.
15. Крайнова О., Егоров Е.Е. Менеджмент в туристской индустрии Учебное пособие / Москва, 2015.
16. Крайнова О.С. Инновационные аспекты разработки логистического подхода к управлению предприятиями индустрии туризма и гостеприимства: монография. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; ф-л Моск. ун-та им. С.Ю. Витте в г. Н. Новгород. М.: изд. «МУ им. С.Ю. Витте». 2015. 148 с.
17. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е. Разработка и реализация целевых программ развития внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области: потенциал для формирования конкурентоспособной туристской индустрии региона // Вестник Национальной академии туризма. 2014. №3 (31). С.37-40.
18. Лебедева Т.Е., Булганина С.В. Комплексная оценка состояния гостиничного сектора: региональный аспект // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. №5 (30). С. 65.
19. Палаткина Г.В. Молодежный туризм: учебное пособие / Г.В. Палаткина / Астраханский государственный университет. - Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет», 2012.
20. Романова И.А., Анисимова В.В., Рововая Т.А. Событийный туризм как перспективное направление интеграции России в мировой туристский рынок // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. – 2015. Т. 1. №1. – С. 415-419.
21. Серов А.А., Фомина Ю.В. Основные методические подходы к оценке конкурентоспобности предприятия // Вестник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. Т. 3. С. 478-482.
22. Теплова Д.С. Молодежный туризм как объект научного исследования // Вестник Российского нового университета. 2015. №5. С. 121-124.
23. Чечулин П.А., Сахарова А.И. Молодежный туризм в России и его основные аспекты // Чечулин П.А., Сахарова А.И. В сборнике: Молодежный туризм в россии: ресурсы, тенденции, перспективы Сборник статей по материалам 1-й международной студенческой научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Институт экономики и управления при поддержке: Комитета по развитию туризма СанктПетербурга, Российской гостиничной ассоциации, Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристской индустрии. 2015. С. 89- 91.