Фрагмент для ознакомления
2
Социальные права человека - это набор конституционных прав человека (или применимых только к гражданам конкретной страны), которые позволяют требовать материальной ответственности от страны (при определенных условиях). Вообще говоря, право на социальное обеспечение, право на образование, право на здоровье и медицинскую помощь, право на достаточное жилище, особые права детей и права инвалидов - все это включено в право на социальное обеспечение [5, с. 162-187].
В большинстве случаев данные права декларируются в Конституциях социалистических и постсоциалистических стран. В некоторых развитых странах, а также в развивающихся странах социальные права начали декларировать после Второй мировой войны.
Право на социальное обеспечение является правом человека на получение государственной помощи в виде пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, потери кормильца, безработицы, бедности и т.д. Это положение содержится в статье 12 Европейской социальной хартии, статье 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и статье 39 Конституции Российской Федерации.
Комиссия по экономическим, социальным и культурным вопросам определила следующие элементы права на социальное обеспечение:
а) наличие системы социального обеспечения;
б) охват девяти основных аспектов социального обеспечения (здоровье, болезнь, старость, безработица, трудовые травмы, помощь семье, дети, роды, инвалидность, потеря кормильцев и сироты);
в) размер и продолжительность пособий;
г) взаимосвязь с другими правами.
Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь и защиту от негативных последствий рынка, включают:
а) право на гарантированную минимальную заработную плату;
б) право государства на защиту матерей, детей и семей;
в) право инвалидов и пожилых людей на государственную помощь;
г) право на социальное обеспечение в зависимости от возраста, болезни, инвалидности, потери кормильца и алиментов на ребенка;
д) право малоимущих граждан на бесплатное или доступное жилье;
е) право на здоровье и медицинскую помощь, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;
ж) другие социальные права, которые были сформированы в политических и личных правах и свободах в конце двадцатого века.
Появление социальных прав связано с повышением активности населения в борьбе за создание адекватных и справедливых условий для работы и жизни. Основные социальные права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, следующие [1, с. 142-164]:
а) в области труда (освобождение от работы, вознаграждение за труд, работа в безопасных и гигиенических условиях и т.д. - статья 37);
б) отдых (статья 37, часть 5);
в) социальное обеспечение (статья 39);
г) государственная поддержка и защита семьи, матери, отца и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1);
д) государственная поддержка инвалидов и престарелых (статья 7, часть 2, статья 39);
е) жилье (статья 7 и 40);
ж) благоприятная окружающая среда (статья 42);
з) создание профессиональных союзов и других общественных объединений, защищающих социальные и экономические интересы (статья 13, 30 и 42).
Статья 37 Конституции Российской Федерации подробно определяет содержание трудовых прав, что означает систему частных прав, свобод и возможностей [1, с. 44-67]:
а) право на свободу труда (работа в Российской Федерации бесплатна), что означает, что каждый имеет право свободно распределять свои собственные возможности для работать и самостоятельно выбирать работу и род занятий;
б) запрещение принудительного труда;
в) право на труд в безопасных и гигиенических условиях;
г) право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже минимальной заработной платы, предусмотренной федеральным законом (с 1 июня 2022 года ожидается внеочередное увеличение МРОТ на 9% до 15 140 рублей);
д) право на защиту от безработицы;
е) право на индивидуальную и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
Таким образом, социальные права имеют универсальную гражданскую направленность и являются важным инструментом подтверждения гуманитарной и социальной справедливости. Особенностью этих прав является то, что они являются необходимыми гарантиями человеческой жизни и деятельности и, по сути, обеспечивают их «физическое» воспроизводство. Социальные права гарантируют, что люди живут достойной жизнью, защищены от негативных последствий экономической деятельности и гарантируют нормальное развитие людей.
1.2 Социальная защита и реализация социальных прав и свобод лиц с ограниченными возможностями
По данным Министерства труда России, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн инвалидов, из которых более 2,5 млн человек трудоспособного возраста, но число безработных инвалидов составляет около 1,75 млн (68,1% от общего числа инвалидов трудоспособного возраста). 70% всех людей с ограниченными возможностями составляют люди пенсионного возраста, около 15% людей, ставших инвалидами в результате военных травм. По другим данным, в стране насчитывается 1,115 млн инвалидов, из которых более 30% составляют люди в возрасте от 20 до 55 лет, и из этого населения около 50% составляют молодые люди, поэтому наблюдается тенденция к качественному изменению его состава. Анализ структуры распределения инвалидности показывает, что заболевания сердечно-сосудистой системы - это сначала злокачественные опухоли, затем травмы, респираторные заболевания и туберкулез, а также психические расстройства.
Социальная защита инвалидов - это система экономических, социальных и правовых мер, гарантированных государством для обеспечения того, чтобы инвалиды преодолевали, заменяли (компенсировали) жизненные ограничения и давали им возможность участвовать в жизни общества наравне с другими гражданами [10, с. 23-64].
Установление статуса «лица с ограниченными возможностями» в Российской Федерации осуществляется органами медико-социальной инспекции. Это медицинская и юридическая процедура. Установление группы инвалидности имеет юридическое и социальное значение, поскольку это означает определенные особые отношения с обществом: благосостояние инвалидов, пенсии по инвалидности и ограничения их способностей и трудоспособности.
Уже на этом этапе, со всей нормативной базой, возникают вопросы, требующие дополнительного законодательного подтверждения и разработки: определение стандартов независимой ремонтопригодности физических и других ограничений. Что касается производительности труда лиц с ограниченными возможностями, рекомендации медико-социальной экспертизы не ясны, имеются лишь рекомендации работодателя по организации условий труда работников с ограниченными возможностями, особенно инвалидов второй и третьей групп [2, с. 32-41].
Семьи инвалидов и детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, встают на учет для предоставления жилья. С учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств им предоставляется жилье. Если инвалид страдает тяжелой формой хронического заболевания, ему может быть предоставлено жилье по социальному контракту, размер которого превышает установленную норму на человека (но не более чем в два раза).
Меры социальной поддержки, принимаемые на региональном и муниципальном уровнях, могут быть различными. Прежде всего, они включают финансирование социального обеспечения, особенно финансовую компенсацию инвалидам и их родственникам, включая счета за коммунальные услуги.
Федеральные субъекты предоставляют денежные выплаты, социальные услуги, медицинскую и социальную помощь и лечение лицам с ограниченными возможностями, на основании принятых ими нормативных правовых актов. Разработана большая часть законодательной базы субъектов Федерации, обеспечиваемой из бюджета в области социального обеспечения инвалидов. Она эффективно развивает и дополняет федеральное законодательство.
В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане и должностные лица, ответственные за нарушения прав и свобод инвалидов, будут привлечены к ответственности.
Споры, связанные с определением инвалидности, осуществлением программ индивидуальной реабилитации для лиц с ограниченными возможностями, предоставлением конкретных мер социальной защиты и другими правами и свободами лиц с ограниченными возможностями, рассматриваются судами.
В настоящее время, помимо юридической поддержки, благотворительная помощь также оказывается людям с ограниченными возможностями 1, 2 и 3 специальных групп и общественных организаций. Помощь инвалидам позиционируется как моральная обязанность во имя их здоровья.
В рамках государственной политики были установлены соответствующие социальные обязательства, а на законодательном уровне создана нормативно-правовая база для обеспечения того, чтобы общество поддерживало и защищало этот тип граждан. Кроме того, на федеральном и региональном уровнях разработана программа оказания помощи лицам с ограниченными возможностями [11, с. 98-112].
К числу основных документов, закрепленных в правах инвалидов, относятся Декларация о правах инвалидов и Конвенция о правах инвалидов.
В Декларации о правах инвалидов перечислены принципы, на которых основаны права инвалидов и социальное обеспечение, и официально определено понятие «инвалиды».
Декларация о правах инвалидов является международным документом, принятым Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1975 году. Особенностью этого документа является то, что он не имеет обязательной юридической силы для государств, но позволяет ссылаться на его положения и положения в ходе судебного разбирательства. Судебные органы отметили, что такие ссылки являются законными.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.12.2019) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).
4. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах обязательного социального страхования».
5. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).
6. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019).
7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).
Библиографический список
8. Андреева, Л.А. Социальная защита населения: проблемы и перспективы муниципального уровня / Л.А. Андреева. – М.: Наука, 2019. – 520 с.
9. Бихдрикер, А.С. Информационное обеспечение управления сферой социальной защиты лиц с ограниченными возможностями / А.С. Бихдрикер // Социальная работа: современные проблемы и технологии. — 2020. — № 1. — С. 30-37.
10. Докторова, Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики / Н.П. Докторова // Актуальные проблемы современной экономики Материалы VI международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 161-166.
11. Зуй, К.В. Социальная защита инвалидов в регионе / К.В. Зуй // Сборник научных трудов по материалам ХI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. — 2019. — С. 153-154.
12. Казеева, Ю.Н. Местное самоуправление как гарант в сфере социальной защиты населения / Ю.Н. Казеева. – М.: Наука, 2019. – 366 с.
13. Киселев, И.Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты населения / И.Н. Киселев // Вопросы российского и международного права. — 2021. — № 11-1. — С. 150-163.
14. Палкина, Д.С. Проблемы социальной защиты людей с ограниченными возможностями / Д.С. Палкина // В сборнике: Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий Материалы региональной межвузовской научной студенческой конференции. — 2019. — С. 11-15.
15. Петрова, А.А. Содержание, формы и принципы социальной защиты населения / А.А. Петрова // В Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования материалы Международной научно-практической конференции. — 2021. — С. 326-331.
16. Середа, А.С. Механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения / А.С. Середа // Научный электронный журнал Меридиан. — 2020. — № 5 (39). — С. 24-26.
17. Соснова, А.В. Механизмы формирования социальной защиты населения в современном обществе / А.В. Соснова // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. — 2018. — № 5. — С. 18-24.
18. Тарасова, Л. А. Деятельность органов государственной власти в сфере социальной защиты инвалидов / Л.А. Тарасова // Молодой ученый. — 2021. — №14. — С. 187-189.
19. Федоренко, П.А. Правовая природа и соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» населения / П.А. Федоренко // Проблемы и перспективы современной науки. — 2021. — С. 179-182.
20. Хромойкина, А.Н. Социальная защита населения в механизме реализации социальной политики / А.Н. Хромойкина // Актуальные проблемы и современные тенденции социально-экономического развития региона и страны. — 2021. — С. 125-126.