Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1. Специфика психосоциального развития умственно отсталых младших школьников 6
1.2. Общее представление о коммуникативной и информационной компетентности 12
1.3. Сопровождение психосоциального развития умственно отсталых младших школьников в образовательной организации 17
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДИАГНОСТИКИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Диагностика информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников с умственной отсталостью 25
2.3. Программа психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых младших школьников при нарушении информационно-коммуникативной компетентности 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что численность младших школьников, имеющих умственную отсталость, постоянно растет – как в России, так и во всем мире. Это связано с рядом неблагоприятных социальных и экономических факторов, которые негативно влияют на институт материнства и детства, недостаточно эффективно защищаемый государством и Конституцией.
Умственная отсталость не начинается в младшем школьном возрасте, ее обнаруживают значительно раньше. Однако многие родители и педагоги стараются не замечать отклонений у школьника, списывая их на дурной характер, переходный возраст, плохое окружение, отсутствие учебной мотивации.
Однако зачастую становится уже поздно. Младший школьник с умственной отсталостью, который учится в условиях инклюзивного образования, не может нормально адаптироваться к существующим рамкам, учащимся с нормой психического развития.
Степень изученности проблемы. Проблемой становления информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников с умственной отсталостью занимался ряд исследователей, которые в большинстве своем давали оценку трудности решения данной проблемы и не предлагали собственных путей ее решения. Однако есть ученые, которые сформировали собственные программы развития информационно-коммуникативной компетенции, на основе которых была составлена программа психологического сопровождения становления информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников с умственной отсталостью.
Цель исследования – составить программу педагогической диагностики уровня сформированности информационно-коммуникативных компетенций у младших школьников с умственной отсталостью.
Объект исследования – младшие школьники с умственной отсталостью.
Предмет исследования – сформированность информационно-коммуникативных компетенций у младших школьников с умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Раскрыть специфику психосоциального развития умственно отсталых младших школьников.
2. Охарактеризовать общее представление о коммуникативной и информационной компетентности.
3. Проанализировать сопровождение психосоциального развития умственно отсталых младших школьников в образовательной организации.
4. Сформировать комплекс методик для диагностики информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников с умственной отсталостью.
5. Провести диагностику информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников с умственной отсталостью.
6. Сформировать программу психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых младших школьников при нарушении информационно-коммуникативной компетентности.
База исследования: МБОУ СОШ № 2 г. Екатеринбурга.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, хронологический, моделирование, наблюдение, проективный метод, экспертная оценка, социометрия, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников с умственной отсталостью. Полученные теоретические данные могут быть полезны для проведения научных разработок в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой программы диагностики информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников с умственной отсталостью, которая может быть применена в практической деятельности психологов и педагогов, которые работают с умственно отсталыми школьниками.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Специфика психосоциального развития умственно отсталых младших школьников
Умственная отсталость является серьезной медико-социальной проблемой, которую пытаются решить специалисты на протяжении многих десятилетий. Существует огромное количество подходов к исследованию данного нарушения, однако до настоящего времени не выявлено самых эффективных механизмов, которые позволили организовать профилактику рождения детей с умственной отсталостью и ее медицинскую и психологическую коррекцию .
Как указывают исследователи, у детей с умственной отсталостью наблюдается постоянное снижение ряда (или всех) психических функций. Больше всего при умственной отсталости страдают познавательные процессы, которые фактически всегда оказываются нарушенными .
В этой связи нужно отметить, что психические процессы умственно отсталых детей не просто отличаются (отстают) от существующих норм. Имеют место серьезные личностные отклонения в познании, индивидуальная специфика восприятия окружающего мира и себя самого .
Несмотря на то, что в научной литературе выделяется большое количество типов умственной отсталости, ученые выявили некоторые общие характеристики психического развития таких детей, которые представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Общие характеристики психического развития детей с умственной отсталостью
Данные характеристики присущи всем школьникам с умственной отсталостью, однако они могут отличаться по силе выраженности.
Младшие школьники, имеющие разные степени умственной отсталости, имеют выраженные трудности в социальной адаптации. Им сложно строить коммуникацию, которая будет успешной и приведет к формированию социальных отношений .
Общение со сверстниками у младших школьников с умственной отсталостью обычно бывает поверхностным, они не умеют дружить, у них отсутствует возможность социальной перцепции на должном для данного возраста уровне .
Построение конструктивной коммуникации со взрослыми также является проблемой для младших школьников с умственной отсталостью, поскольку они не любят выполнять требования, не хотят следовать дисциплине, в своем большинстве капризны и требовательны и очень негативно относятся, когда их требования не выполняются.
Отношение к себе у младших школьников с умственной отсталостью зависит от ее степени и типа, поскольку есть дети, которые считают себя центром мира, а есть такие, которые, наоборот, забывают о собственных интересах ради других людей .
Большие сложности младшие школьники с умственной отсталостью испытывают в процессе обучения. Даже если умственная отсталость не является выраженной на серьезном уровне, младшие школьники все равно отстают от здоровых сверстников, что вызывает ряд не только педагогических, но и психологических проблем .
Именно поэтому инклюзивное обучение таких детей хоть и практикуется, но постоянно ставится под сомнение педагогами, которые вынуждены уделять больше внимания детям с умственной отсталостью в ущерб остальным учащимся.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аганезова, С.М., Полякова, М.И. Коммуникативная компетентность в школьном возрасте / С.М. Аганезова, М.И. Полякова // Вопросы психологии и педагогики. Сборник статей. – Челябинск: Статут, 2020. – 378 с.
2. Бажукова, О.А. Абдуллаева, М.С., Магомедова, П.П. Клинико-психологические особенности формирования межличностных отношений у умственно отсталых младших школьников / О.А. Бажукова, М.С. Абдуллаева, П.П. Магомедова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12. № 3. – С. 15–20.
3. Бахтина, С.Э. Психологические особенности умственно отсталых школьников / С.Э. Бахтина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2014. – URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/11/04/psikhologicheskie-osobennosti-umstvenno-otstalykh-shkolnikov (дата обращения: 02.05.2022).
4. Виноградова, Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации / Т.С. Виноградова // Киберленинка. Научный портал. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-problemy-interpretatsii/viewer (дата обращения: 19.05.2022).
5. Инденбаум, Е.Л. Сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии: проблемные аспекты / Е.Л. Инденбаум // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 37–52.
6. Инденбаум, Е.Л. Коробейников, И.А. Дети с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников. – М.: Просвещение, 2019. – 47 с.
7. Куликова, Н.С. Психолого-педагогические особенности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием / Н.С. Куликова // Киберленинка. Научный портал. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov-s-intellektualnym-nedorazvitiem/viewer (дата обращения: 04.05.2022).
8. Лунёва, О.В. Концепция социального интеллекта личности / О.В. Лунёва // Знание. Понимание. Умение. – М., 2012. – № 2. – С. 46–51.
9. Лунёва, О.В. Социальный интеллект и социальная адаптация. Что общего? / О.В. Лунёва // Прикладная юридическая психология. – Рязань, 2016. – № 2. – С. 21–32.
10. Мардасова, Е.В., Хлебников, Д.А., Воробьева, С.И. Специальное воспитание и обучение младших школьников с умственной отсталостью / Е.В. Мардасова, Д.А. Хлебников, С.И. Воробьева // Вестник Омского государственного университета. – 2019. – № 6. – С. 99–119.
11. Недбаева, С.В., Недбаев, Д.Н., Ткаченко, В.В. Коммуникативная компетентность: содержание и структура / С.В. Недбаева, Д.Н. Недбаев, В.В. Ткаченко // Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – Т. 19. № 12. – URl: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-soderzhanie-i-struktura/viewer (дата обращения: 19.05.2022).
12. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно-отсталых школьников: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.Г. Петрова, И.В, Белякова – М.: Академия, 2002. – 160 с.
13. Петровская, Л.А. Развитие компетентности общения как одно из направлений социально-психологической помощи. Социальная психология в трудах отечественных психологов / Л.А. Петровская. – СПб.: Питер, 2011. – 489 с.
14. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б.И. Пинский. – М.: АПН СССР, 1962. – 312 с.
15. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
16. Сулейманова, И.В., Патрикова, Г.А., Шевченко, О.С. Методы исследования коммуникативной компетентности в современной науке / И.В. Сулейманова, Г.А. Патрикова, О.С. Шевченко // Вестник Кубанского федерального университета. – 2020. – № 10. – С. 97–116.
17. Устинова, Е.Н., Ваганова, С.И., Петровская, А.Я. Принципы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умственной отсталостью в условиях инклюзивного обучения / Е.Н. Устинова, С.И. Ваганова, А.Я. Петровская // Педагогический вестник. – 2019. – № 6. – С. 33–46.
18. Царева, М.И. Информационная компетентность: теория и технология развития / М.И. Царева // Молодой ученый. – 2015. – № 17(97). – URL: https://moluch.ru/archive/97/21838/ (дата обращения: 19.05.2022).
19. Яблочкина, Г.А. Психологические особенности детей с ОВЗ / Г.А. Яблочкина // Дефектология Проф. – 2021. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/psixologicheskie_osobennosti_detej_s_ovz/ (дата образования: 02.05.2022).