Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Формирование активной, творческой и
самостоятельной личности сегодня начинают с детского сада. Дошкольный возраст можно рассматривать как уникальный при формировании ребёнка как личности. Развитие ребёнка в детстве происходит очень быстрыми темпами. У него велика потребность быть самостоятельным. Проблему формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста рассматривали многие исследователи. Формирование трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста осуществляется под воздействием окружающего мира.
Семья и дошкольная организация играют очень большую роль в развитии ребёнка. Их совместные усилия способствуют всестороннему развитию и формированию трудолюбия у младших дошкольников. C педагогической точки зрения, необходимо чтобы формирование трудолюбия проходило в ненавязчивой обстановке и в игровой форме. Для этого необходимо использовать соответствующие дидактические и методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Объект исследования: воспитательно-развивающий процесс в ДОУ.
Предмет исследования: формирование трудолюбия у младших
дошкольников в ДОО.
Цель работы: проанализировать процесс трудового воспитания детей раннего возраста в ДОУ.
Задачи:
1.Описать значение трудового воспитания в развитии личности детей раннего возраста в ДОУ.
2.Раскрыть Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
3. Рассмотреть методические основы организации трудового воспитания детей в условиях требования основной образовательной программы.
4. Проанализировать влияние игровой деятельности на детей и рассмотреть её как средство трудового воспитания детей раннего возраста в ДОУ.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, работа с документами.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение.
Глава 1: Теоретические основы трудового воспитания детей раннего возраста в ДОУ
1.1. Значение трудового воспитания в развитии личности детей раннего возраста в ДОУ
В воспитательном процессе, независимо от того, какого возраста дети, всегда имеется достаточно много различных резервов. Над этими процессами работало и работает много исследователей в области педагогики и психологии. В психологии отражены психологические закономерности обучения и воспитания, позволяющие формировать личность ребенка на его разных возрастных этапах. Радость труда – это могучая воспитательная сила. Ребёнок должен с детства глубоко пережить это чувство. Труд является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование. Осмысленный и полезный человеческий труд – это одна из многих сфер жизнедеятельности субъекта. В труде реализуется богатство человеческих отношений.
Воспитать любовь к труду достаточно сложно. В трудовой деятельности развивающийся субъект видит важнейшее средство самовыражения и самоутверждения. Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи и педагоги. К.Д. Ушинский, П. Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и многие другие учёные внесли большой вклад в изучение активности и самостоятельности детей раннего возраста. ученые Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова и др. изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей посредством трудового воспитания.
К.Д. Ушинский говорил о том, что Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажигать в человеке жажду серьёзного труда. В.А. Сухомлинский писал о том, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников. Именно созидательный труд дает радость дружбы и товарищества. Полезный труд развивает пытливость и любознательность. В процессе труда происходит преодоление всех трудностей и открывает новую красоту окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте труд возникает в игре. Именно в игре дети подражают трудовым действиям взрослых. Учёные П.И. Пидкасистый и А.Г. Хрипкова работали над структурой структуры и соотношением компонентов трудолюбия в дошкольном возрасте. Исследованием этапов, условий и методов развития трудолюбия дошкольников занимались З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская и др.
Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда всегда осуществляется эстетическое и физическое воспитание. Педагог определяет содержание и формы труда с поставленными педагогическими целями. Он направляет трудовую деятельность детей таким образом, чтобы она требовала от детей проявления их лучших личностных качеств, которые лишь находятся в стадии формирования. Одна из главных задач педагога сформировать и направить высокую активность ребёнка в правильное русло. Даже у самого маленького человека есть свои потребности, стремления и интересы. Если случается, что планы взрослых и детей не совпадают, здесь и начинают возникать проблемы в воспитании. Но педагог кроме всего прочего должен ещё обращать внимание на самовоспитание и саморазвитие ребёнка. К примеру, самообслуживание имеет большее воспитательное значение для младших дошкольников.
С течением времени самообслуживание становится для детей привычным. Когда дошкольник приобретает определённые умения и навыки, они постепенно становятся автоматическими. В дальнейшем у ребёнка нет необходимости прилагать слишком много усилий к подобным действиям. Оценивая воспитательное значение самообслуживания детей, следует отметить его жизненную необходимость. Она направлена на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых действий, постепенно приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с повседневными потребностями. Со временем это поможет воспитать отрицательное отношение к безделью и лени. Перед работниками дошкольной организации в этих вопросах стоят очень непростые задачи. Сегодня все образовательные организации, от садика до вуза работают в условиях реализации ФГОС . Но говорить о том, что все разрабатываемые дидактические и методические материалы рассматриваются в контексте ФГОС, было бы неверным.
Современный образовательный стандарт регламентирует системно - деятельностный подход на каждой образовательной ступени. Основной аспект этого подхода – это необходимость научить ребёнка учиться. Учиться именно тем видам деятельности, которые для него характерны на том, или ином возрастном этапе. Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано в основном с деятельностью, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Способность умыться, почистить зубы, одеться и др., могут лишь условно рассматриваться в контексте трудового воспитания. Но это имеет большое воспитательное значение для личности ребёнка младшего школьного возраста.
При правильно организованном воспитательном процессе, повседневность труда по самообслуживанию создает наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал жизненно необходимые навыки. Именно благодаря этому ребёнок приобретает практический опыт самостоятельности в своём поведении.
Фрагмент для ознакомления
3
Специальная литература
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А Айдашева. –
М.: Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 384 с.
2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития.
[Текст] / Т.М. Бабунова – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2014. – 251 с.
3. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от
трех до пяти лет [Текст] / А.С. Галанов - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
4. Дошкольное образование в России в документах и материалах:
Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-
методических материалов [Текст] – М., 2014. – 354 с.
5. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-
дошкольника: Программно-метод. пособие [Текст] / Л.В. Куцакова – М. :
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 254 с
6. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы
дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов педучилищ и
колледжей [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2011. - 119 с.
Периодические издания
1. Асланова, З.М. Развитие трудолюбия у детей дошкольного
возраста [Текст] / З.М. Асланова // Дошкольное воспитание. - 2016. - No 9. – С. 74-48.
2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева //
Дошкольное воспитание. - 2015. - No4. – С. 18.
3. Житко, И.В. Педагогическая диагностика в процессе
формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / И.В.
Житко // Педагогика. – 2015.- No6. – С. 36-39.
4. Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании
положительного отношения к труду у детей дошкольного возраст [Текст] /
Г.М. Киселева // Дошкольное воспитание. – 2014.- No11.- С. 12
5. Климон, Н. Л. Влияние семьи на формирование социально-
бытовых навыков у дошкольников [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина
. 2010. No1. С.78-88.
6. Князева, О. Новое направление в дошкольном образовании -
развитие социальной компетентности дошкольников [Текст] / О. Князева //
Дошкольное образование. - 2013. - No 9. - 79-82.
Электронные ресурсы
1. Дидора, О. Н. Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников / О. Н. Дидора. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 21-23. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14835/ (дата обращения: 15.05.2022).
2. Младший дошкольный возраст. [Электронный ресурс] URL:
http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 15.05.2022).
3. Особенности развития детей младшего дошкольного
[Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 15.05.2022).
4. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ - детский сад № 44 на 2021-2022 учебный год. Описание образовательной программы, прошедшей экспертизу. [Электронный ресурс] URL: https://44sdu.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=13& (дата обращения: 15.05.2022).
5. Портал Детский сад. ру [Электронный ресурс] URL:
http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 15.05.2022).
6. Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 15.05.2022).
7. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте //
Дошкольник [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 15.05.2022).
8. Реестр примерных программ на электронных носителях. Функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами. [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya?ysclid=l37in08dfp (дата обращения: 15.05.2022).
9. Соколова О.Г. Формирование социального поведения у детей
раннего дошкольного возраста // Дошкольник (дошкольник.рф) [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 15.05.2022).
10. Тузова Н.А. Формирование у детей дошкольного возраста
социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития
посредством использования ресурсов игровой деятельности (методическая
разработка). [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 15.05.2022).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No 1155.
[Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 15.05.2022).