Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Усовершенствование нынешней образовательной системы выражено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образовании (далее ФГОС). В нем отражена главная цель модернизации начальной школы – это, необходимость общества в формировании гармонично развитой личности, способной реализовать себя в обществе.
В настоящее время в России идет процесс формирования новой системы образования. Модернизация образования выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для самореализации личности.
Разнообразные социальные и политические преобразования в стране привели к возникновению такой проблемы, как социальное становление детей и подростков в условиях демократизации общества. Присутствует противоречие между стремлением детей к признанию их роли и значения в обществе и отсутствием каких-либо условий и возможностей в утверждении своей новой социальной позиции. Детские движения являются особым выражением общественно направленной организованной деятельности детей, обладающей огромным социальным и воспитательным потенциалом.
Детские и юношеские общественные организации являются стабильной и структурированной частью детских и юношеских движений и представляют собой своеобразный социальный институт воспитания. Таким образом, проблема реализации детских и юношеских общественных организаций имеет особую актуальность в настоящий момент.
Воспитание в детях таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умения вести за собой, смелости, доброжелательности, креативности, целеустремленности становится не менее ценным, чем овладение конкретной предметной деятельностью. Это объясняется тем, что в современных условиях стал востребован человек, способный: принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себя ответственность; уметь работать в команде, т. е. обладать лидерскими качествами.
Социально-антропологические исследования и практика убеждает в том, что именно детские и юношеские организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции подростков, так как дают возможность участвовать в социально-значимой деятельности. Такая деятельность помогает: научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, проявить свою неповторимость, реализовывать собственную инициативу, получить общественное призвание, уметь вести за собой, а при необходимости быть ведомым.
Современный педагог решает вопросы по формированию и развитию умений учащихся соотносить свои возможностями и желания с потребностями окружающих людей, то есть способности жить и реализовывать себя в коллективе. Сплоченность и единство коллектива младших школьников предполагает собою основное условие, нужное для самоутверждения личности каждого начальной школы. Показателями высокой степени сплоченности детского коллектива – это стремление учащихся заниматься трудом, являющегося, общественно полезным, их желание показывать высокие результаты в разных видах взаимосвязей.
Дети и подростки объединяются с учетом своих интересов как в школе, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях детского или юношеского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временных объединениях. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.
Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских и юношеских объединений.
Анализ психолого-педагогический литературы показывает, что изучением проблемы детских и юношеских общественных организаций занимались многие исследователи. Различные аспекты данной проблемы в своих работах затрагивали Л.В. Алиева [2], Т.А. Безенкова [3; 4], А.В.Волохов [5], Р.А.Литвак [6], С.В. Тетерский [7], И.И. Фришман [8], И.С. Кон [9] и др. Но в тоже время необходимо отметить, что в научной литературе не нашло широкого раскрытия проблема педагогических условий развития воспитательного потенциала детских и юношеских детских организаций. Актуальность данной проблемы определило тему исследования: Педагогические условия развития воспитательного потенциала детских и юношеских детских организаций
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития воспитательного потенциала детских и юношеских детских организаций?
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития воспитательного потенциала детских и юношеских детских организаций.
Объект исследования: процесс развития воспитательного потенциала детских организаций
Предмет исследования: педагогические условия развития воспитательного потенциала детских и юношеских детских организаций
Задачи исследования:
1. Выявить сущность процесса развития воспитательного потенциала детских организация, его назначение и особенности;
2. Определить особенности детских и юношеских детских организации и их роль в процессе развития воспитательного потенциала;
3. Проанализировать процесса развития воспитательного потенциала детских и юношеских детских организации в теории и практике отечественной педагогики;
4. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития воспитательного потенциала детских и юношеских детских организаций.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ педагогической, методической, психологической литературы по теме исследования.
Глава1. Теоретические основы процесса развития воспитательного потенциала детских и юношеских детских организации
1.1.Сущность процесса развития воспитательного потенциала детских организация, его назначение и особенности
Основной ценностью образования является личностное развитие человека. Перед обществом стоит цель не только научить подростка основным знаниям и умениям, но и воспитать его как активную, самостоятельную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за результаты своей деятельности. Проблема сохранения и укрепления нравственности становится проблемой сохранения нации и государства. В современных условиях возникает необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В связи с этим значительно возрастает значимость деятельности общественных институтов, направленной на создание условий для воспитания и развития социальной активности подрастающего поколения. Среди этих институтов особое место занимают детские общественные организации, работа которых строится прежде всего с учётом интереса детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. Внутри таких объединений подросток растет нравственно: рождается культура межличностных отношений и совместной деятельности, осуществляемой в групповых и коллективных формах; происходит гармонизация индивидуальных, групповых и коллективных интересов; вырабатывается активная жизненная позиция: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самореализация, творческое саморазвитие. Обладая активной жизненной позицией, личность станет полноценной составляющей общества.
Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в признании, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному нравственному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка нравственную культуру, стремление служить людям, нести добро [10].
Совершенствование структуры и содержания общего образования направлено на преодоление ряда деструктивных тенденций, в их числе: устранение школы от реализации воспитательных функций, организации воспитательного процесса во внеурочное время, свертывание деятельности органов детского самоуправления, детских общественных организаций в результате крайностей деидеологизации и деполизации школы, что привело к ценностной дезориентации учащихся, открыло доступ в подростковую среду националистических, религиозно-сектантских и других антигуманных идеалов, сужению педагогически организованного пространства социализации личности.
Совершенствование технологий воспитания в соответствии с возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного человека, преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ; развитие игровых методик, технологий, обеспечивающих расширение позитивного социокультурного опыта школьников как основы, формирования у них готовности к жизненному самоопределению [14].
Подготовка педагогических кадров к организации воспитательного процесса, направленная на формирование у педагогов позиции воспитателя, внутренней психологической установки на решение воспитательных задач :
• представлений о педагогическом профессионализме, связанных с воспитывающим влиянием собственной личности на социально-нравственное становление ученика;
• знаний о сущности, содержании, критериях эффективности воспитательного процесса, методах воспитания и навыках практической реализации воспитательных технологий;
• осуществление мониторинга воспитательного процесса, культурных ценностей разных групп детей и молодежи, влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное, эмоционально-чувственное, деятельностное развитие личности, ее духовно-нравственное становление [21].
Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении является одной из ведущих задач реформирования структуры и содержания общего образования.
Формы деятельности общественного объединения: клуб, обучающие занятия, сессии, дискуссии, социальное проектирование, реализация социального проекта, общественно значимые события, экспедиции. Среди наиболее привлекательных форм деятельности в этом возрасте — молодежный клуб. Реализация воспитательного потенциала детского-юношеского общественного объединения в старшей школе проявляется в формировании у его участников навыка принятия трудных решений, способности делать сложный нравственный и социальный выбор. При организации деятельности ДОО в образовательной организации видится актуальным использовать договорные формы взаимоотношений между ребенком и объединением, объединением и школой. Этот вид организации деятельности детского объединения почти не распространен в сегодняшней практике. Однако, понимая, что вся система жизни сегодняшней молодежи определяется договорными обязательствами, мы настаиваем на этой форме взаимодействия детского объединения и образовательной организации как «закрепляющей и определяющей позиции, обязательства и правила действия всех сторон (детей, родителей, педагогов и администраторов», образовательной организации и детского объединения [12].
Договор между образовательной организацией и детским объединением является не только механизмом взаимодействия разных социальных институтов, но актуальной культурной нормой сотрудничества равноправных социальных партнеров в демократическом обществе. Организационно-правовая форма и особая социальная миссия ДОО позволяют актуализировать ситуацию, в которой участники объединения осознают смысл договора и его возможности для реализации собственного жизненного проекта, видят и планируют дальнейшее использование техник переговов и договора. Для этого в деятельности ДОО создаются образовательные ситуации, в которых ребенок приобретает опыт договорного взаимодействия через участие в переговорах и реализацию договоренностей внутри самого детского объединения, смену ролей участников ДОО в отношении переговоров от наблюдателя до переговорщика. Поэтому договор является предметом целенаправленной педагогической деятельности руководителя детского объединения, для чего необходимо формирование особой профессиональной компетенции руководителя ДОО [6].
Необходимость мер направленных на усиление воспитательного потенциала системы общего образования обусловлена, с одной стороны, интенсивностью позитивных тенденций интеграции России в мировое
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, Г.А. Культурно - досуговая деятельность: Теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов: [Текст] / Г.А.Аванесова , - М.: Аспект Пресс, 2011. - 236с.
2. Александрова, О.Н., Боголюбова, О.Н., Васильева, Н.Л. и др.: Под общей ред. М.А.Гулиной. Психология социальной работы: [Текст] / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева. - СПб.: Питер, 2012. - 352с.
3. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. 2000. №7. С. 48-52.
4. Андриенко О.А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т.8. № 2(27).
5. Безенкова Т.А., Андрусяк Н.Ю., Олейник Е.В. Исследование досуговых предпочтений подростков как показателя оценки качества социально-культурной деятельности (на примере г. Магнитогорска) // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 12. С. 79-83.
6. Бестужев -Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 2012.
7. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А. Бутенко // Социологические исследования. 2011.
8. Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12.
9. Быстрова Н.А., Цыплакова С.А., Чумакова Л.А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // Карельский научный журнал.2018. Т.7.№1 (22) с.73-76.
10. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга -М. издательство «Флинта», 2012.
11. Волохов А.В. Детские организации и объединения в третьем тысячелетии // Воспитание как социокультурный феномен. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24 апреля 2003 г. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. Часть II. С. 23
12. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). Ярославль, 1999 156 с.
13. Выготский Л.С. Педагогика подростка - М., 2012.
14. Голобоков А.С., Савченко Е.С., Хилько А.С. Проблемы и перспективы развития молодежного волонтерского движения в Приморском крае // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23), с.313-316.
15. Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2011, №10.
16. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 2012. - С.7- 17
17. Епхиева М.А., Салказанова М.Э. О некоторых особенностях независимого общественного контроля в образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17), с. 216-218.
18. Ерошенков, И.Н. Культурно - воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: [Текст] / И.Н. Ерошенков. - М.: издательство Московского государственного университета культуры, 2014. - 221с.
19. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Основы социально - культурной деятельности: учебное пособие: [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д.Красильников. - М.: издательство Московского государственного университета культуры, 2011.
20. Клубоведение: Учебное пособие/ Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение,2012.- С. 29-46.
21. Кон И.С. «Психология ранней юности» -М.Просвещение, 2012.
22. Костылева В.Б. К вопросу о роли детских общественных объединений в социализации личности подростка // Социализация и ресоциализация подростков и молодежи: междисциплинарный аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 8 декабря 2011г. Перм. Гос. Пед. ун-т. Пермь, 2011. 375 с.
23. Культурно - досуговая деятельность. Учебник ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 2012.
24. М. Каплан. Основные модели досуга. -М., 2012.
25. Методический сборник по организации летнего отдыха детей и подростков «Лето - 2014» составитель Корсак Е.Н. - Минск 2012.
26. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 4 (321), 2014.
27. Мосалев, Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 2011.
28. Потехина Е.Н. Деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации как ключевое педагогическое условие формирования гражданственности подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21) 171- 174с.
29. Тетерский С. В., Педагогический потенциал детско-молодежных общественных объединений // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 17 октября 2007. URL: https:// portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=11 92625964&archive=1196815384&start_from=&ucat=& (дата обращения: 06.05.2022).
30. Федорова, Н. Н. Детская общественная организация как одна из форм воспитания в школе / Н. Н. Федорова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 100-106.
31. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 23 с.
32.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : по сост. на 2015 г. : с коммент. юристов компании «Гарант» к послед. изм. / [сост.: А.А.Кельцева, С.Е.Прыгунов]. - М. : Эксмо, 2015. - 329 с.