Фрагмент для ознакомления
2
Коммерческая информация - это информация о текущей ситуации на рынке различных товаров и услуг.
Цель коммерческой информации заключается в том, что она позволяет торговым фирмам анализировать свою коммерческую деятельность, планировать ее и отслеживать результаты этой деятельности (т.е. прибыль).
Источниками коммерческой информации могут быть маркетинговые исследования по конкретным продуктам. Однако, прежде чем вкладывать деньги в проведение исследований, сбор и анализ информации, необходимо провести сравнительную оценку затрат и значимости (ценности) возможных результатов. Если увеличение прибыли от использования коммерческой информации превышает увеличение затрат на ее получение, то целесообразно проведение маркетинговых исследований [12].
Важным источником коммерческой информации также являются внутренние материалы и документы торговой компании, в частности, информация об объеме оборота, затратах на продажу, запасах, прибыли компании, расходах на рекламу и т.д.
Другим источником коммерческой информации является внешняя статистика и информация, публикуемая в средствах массовой информации о состоянии рынка [1].
В последнее время все большее распространение получает покупка информации у различных компаний, основной деятельностью которых является "производство и продажа чистой информации". Например, в настоящее время в Российской Федерации создано Международное бюро информации и телекоммуникаций (МБИТ), которое специализируется на создании информационных ресурсов, способствующих развитию информационной инфраструктуры рынка. На базе Международного бюро информации и телекоммуникаций создана база данных российских экспортеров и импортеров. На рынке предлагается база данных под названием "Партнер-2", в которую входят 3,5 тысячи крупнейших экспортеров и импортеров (указаны адрес, факс, телефон, полный ассортимент товаров, которые продает компания) [24].
Переход к рыночным отношениям неизбежно приводит к усилению конкуренции между предприятиями (фирмами). Зарубежный опыт показывает: те, кто не заботится о защите своей коммерчески ценной информации, теряют до 30% и более возможного дохода или становятся банкротами. Ежегодный ущерб американскому бизнесу от потери коммерчески ценной информации превышает 40 миллиардов долларов. Поэтому предприятие (фирма) должно приложить все усилия для обеспечения защиты собственной информации [18].
В самом широком смысле этого слова собственную информацию компании можно определить как "коммерчески ценные идеи". В то же время не обязательно, чтобы это было что-то новое на уровне изобретения. Важно, что эта информация не является общеизвестной, а состоит из знаний, которые способствуют прибыльности предприятия (фирмы), т.е. знания, которые могут быть проданы, обменены или проданы на рынке, являются конфиденциальной информацией. Бывает, что такая информация может показаться очень незначительной, т.е. его можно получить практически бесплатно или с небольшими затратами, или даже случайно, как набор или комбинацию известных знаний. Тем не менее, владение им дает то или иное преимущество перед конкурентами, и очень важно своевременно извлечь из этого выгоду. Существует два типа конфиденциальной информации: технологическая и деловая.
Эти понятия используются не только потому, что они просты и имеют определенный смысл, но и потому, что каждое из них имеет свои разновидности и особенности. Такое разделение особенно полезно, когда конфиденциальная информация идентифицируется как коммерчески ценная и разрабатываются эффективные способы ее защиты и реализации [7].
Технологическая информация может быть определена тем или иным оборудованием, конструкцией, химическим составом (формулой) или способом производства. Кое-что из этого можно запатентовать. Все это подпадает под категорию "технология" и не может иметь обратной интерпретации, т.е. не вся технологическая информация может быть запатентована. Технологическая информация также отличается от бизнес-информации сферой своего применения, поскольку она гораздо шире, например, способ приготовления раствора, рецепт, электронная схема, программный продукт и т.д. Деловая информация более непосредственно связана с бизнесом и борьбой с конкурентами, например, список клиентов, маркетинговый план компании, финансовые отчеты и т.д. [15].
Таким образом, собственная информация компании является коммерчески ценной информацией для данного предприятия (фирмы), хотя она может принадлежать ему не полностью. В некоторых случаях несколько хорошо известных идей, взятых вместе, составляют уникальную комбинацию коммерчески ценной информации, о которой известно данному предприятию (фирме).
Некоторые исследователи этой проблемы называют собственную ценную информацию компании, например, предпринимательской тайной, разделяя ее на:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Баранова, Е.К. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие. - М.: Риор, 2020. - 400 c.
2.Бессонов А. Б. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности организации // Науч.-техн. информ. - 2020 .- N 9 .- С. 16-28
3.Бузов, Г.А. Защита информации ограниченного доступа от утечки по техническим каналам / Г.А. Бузов. - М.: ГЛТ, 2018. - 586 c.
4.Быкова А. Тот, кто владеет информацией..., или Персонал как слабый элемент системы безопасности компании // Кадровик. - 2021. - N 5 .- С. 12-14.
5.Волчинская Е. К. О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации // Информационное право. - 2020. - № 4. - С. 3.
6.Дьякова, Л. А. Об охране сведений, составляющих коммерческую тайну // Молодой ученый. - 2020. - № 42 (228). - С. 102-104.
7.Жук, А.П. Защита информации: Учебное пособие. - М.: Риор, 2019. - 480 c.
8.Иванов В. П. К вопросу о создании основания теории защиты информации как внутренне совершенной и внешне оправданной научной теории// Защита информ. Инсайд. - 2021 .- N 5 .- С. 28-31
9.Ищейнов В. Я. Организация защиты коммерческой тайны на объектах информатизации // Делопроизводство. - 2020 .- N 1 .- С. 49-54
10.Ключко Н. В. Закладываем фундамент информационной безопасности предприятия // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2019. - N 5. - С. 44-55
11.Кондрашин М. Проблемы корпоративной информационной безопасности : взгляд // КомпьютерПресс. – 2018. - N 3. - С. 12-16
12.Краковский, Ю.М. Защита информации: учебное пособие. - РнД: Феникс, 2019. - 347 c.
13.Максимович Г. Ю. Современные информационные технологии хранения информации и организация доступа к ней // Секретарское дело. – 2019. - N 1. - С. 30-36
14.Малюк, А.А. Защита информации в информационном обществе: Учебное пособие для вузов. - М.: ГЛТ, 2019. - 230 c.
15.Мелехина, В. С. Коммерческая тайна организации и способы ее обеспечения // Молодой ученый. - 2021. - № 47 (285). - С. 215-217.
16.Мельников, В.П. Защита информации: Учебник. - М.: Академия, 2021. - 320 c.
17.Москвитин, Г.И. Комплексная защита информации в организации / Г.И. Москвитин. - М.: Русайнс, 2019. - 400 c.
18. Пескова, Д.Р. Коммерческая тайна. О критерии эффективности коммерческой тайны // Российской предпринимательство. – 2019. – Вып. 6(1). – С. 35 – 40.
19.Пескова, Д.Р. Экономические основы коммерческой тайны // Экономический анализ: теория и практика. – 2021. – Вып. 12. – С.33 – 37.
20.Рахимова, Г. А. Информационная безопасность для бизнес-организаций // Молодой ученый. - 2018. - № 9 (113). - С. 77-79.
21.Самсонова, О.А. К вопросу о понятии и правовом регулировании института коммерческой тайны // Известия Байкальского государственного университета. – 2020. – С.83 – 87.
22.Северин, В.А. Правовая защита информации в коммерческих организациях: Учебное пособие. - М.: Академия, 2021. - 656 c.
23.Хорев, П.Б. Программно-аппаратная защита информации: Учебное пособие / П.Б. Хорев. - М.: Форум, 2020. - 352 c.
24. Ягудина Н.Л. Защита коммерческой тайны – Екатеренбург, 2020 – 114 с.
25.Официальный сайт ПАО «Магнит» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.magnit.com/ru/