Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность
В современном мире понятие «экология» стало популярным, данный термин нередко употребляют в сочетании с такими словами, как мир, общество, культура, семья, здоровье. Но мало кто знаком с таким понятием, как «экологическая культура», благодаря которому у людей формируются представления о проблемах экологии и их решения. Для того чтобы общество нашей страны заинтересовалось экологическим развитием, 5 января 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая в себя систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.
Общество поставило перед школой задачу не только по воспитанию экологической культуры, но и в её повышении. В решении данной задачи важную роль играет школа, где одним из основных направлений работы, прописанное в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, является формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. Также в примерной программе воспитания и социализации, обучающихся 1- 4 классов «Мир детства» в задачах воспитательной работы прописано «Экологическое воспитание», в котором указано: - развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни; - элементарный опыт природоохранительной деятельности; - бережное отношение к растениям и животным.
Экологическую культуру прививают человеку с дошкольного возраста. Ее фундаментальная основа закладывается в младшем школьном возрасте, по мнению многих ученых и педагогов «все дети обладают «природолюбивыми» задатками, которые можно развивать в устойчивые нравственные качества» и знания, приобретенные в это время, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Теоретическими аспектами особенностей формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах
Н.Ф.Виноградовой, А.В. Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др.
Большой вклад в разработку проблемы формирования экологической культуры внесли такие учёные как: А. А. Алдашева, О. М. Барковская, Д. В. Владышевский, А. X. Гимазетдинова, С Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Г. Н. Кароп, Б. Т. Лихачёв, В. И. Медведев, И. П. Сафронов, Л. П. Симонова. Многие исследователи придерживаются мнения, что экологическая культура способна вывести общество на новую ступень развития. В качестве показателей экологической культуры выделяют: экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности. В исследованиях Ж. К. Кениспаева были предприняты попытки анализа проблемы формирования общей культуры, одной из составляющей которой является экологическая культура. В работах А. В. Усовой и А. А. Боброва определены формы учебного взаимодействия обучающихся и учителя с объектами природы для реализации программного содержания экологического образования.
А. Ф. Лиходиевский рассматривал экологическую культуру как процесс сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно-природных ценностей; также Шпанёва Ирина Владимировна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин, писала, что: «По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — человек — общество».
Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействия общества (человека) и природы, остро поставив вопрос о формировании экологической культуры и выявлении ее роли в улучшении социоприродного взаимодействия». Этим и обусловливается актуальность темы нашей курсовой работы:
«Повышение уровня экологической культуры учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира».
Противоречия
Между социальным заказом общества в формировании всесторонней развитии личности, в том числе формирование экологической культуры у учащихся младшего школьного возраста и недостаточной разработанности проблемы формирования экологической культуры у учащихся младшего школьного возраста.
Проблема
Каковы педагогические условия формирования экологической культуры у учащихся младшего школьного возраста.
Объект – процесс формирования экологической культуры у учащихся младшего школьного возраста.
Предмет – педагогические условия формирования экологической культуры у учащихся младшего школьного возраста.
Цель - выявление педагогических условий формирования экологической культуры у учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Задачи:
1. Выявить и описать сущность понятия экологической культуры, её структурные компоненты, составляющие.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
3. Выявить компоненты экологической культуры, формирующиеся у учащихся младшего школьного возраста.
4. Провести экспериментальную работу по повышению уровня экологической культуры учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
5. Подтвердить экспериментальным путем эффективность выбранных педагогических условий для повышения уровня экологической культуры учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Методы исследования
Исследование было проведено с использованием следующих методов: теоретический – анализ методической и учебной литературы в рамках исследования, сравнение, обобщение; эмпирический – педагогическая диагностика, обработка данных (количественная и качественная), педагогическое проектирование.
База исследования: 2 «в» класс Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №3 (МОУ СОШ №3) г. Углича Ярославской области.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Глава 1 Формирование экологической культуры учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира
1.1 Сущность понятия «экологическая культура»
Экологическое образование как сложный процесс, включает в себя:
- экологическое сознание – совокупность экологических идей, взглядов, теорий, преобладающих в обществе на данный момент;
- экологическое мышление – основа правильного отношения к окружающей среде, требование включения знаний о живой природе в систему общего образования;
- экологическую культуру (ЭК) – качество личности, которое включает в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природы, систему научных понятий связанных с экологическими проблемами;
- экологическое воспитание – формирование у каждого человека определенных норм поведения по отношению к природной среде, стремление к гармонии с ней к оптимизации биосферы на благо человечества.
И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Л. П. Симонова считают главной целью экологического образования становление экологической культуры личности и общества [14]. Овладевший такого рода культурой человек, может подчинять свою деятельность требованиям рационального природопользования, заботиться об улучшении окружающей среды и не допускать её загрязнения и разрушения. Вопрос о формировании основ экологической культуры младших школьников, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой [45]. Она определяет ЭК как качество личности, компонентами которой являются:
– интерес к природе и её охране;
– знания о природе и способах её защиты;
– нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
– экологически грамотная деятельность в природе;
– мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природе [1].
В обобщённом виде, по мнению множества исследователей (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Л. П. Симонова) основными компонентами экологической культуры можно считать:
- Экологические знания и умения;
- Эмоциональную отзывчивость.
- Экологическую деятельность.
Именно на улучшение и повышение данных компонентов ЭК мы будем ориентироваться при выборе, разработке и внедрении педагогических условий для эффективного формирования экологической культуры младших школьников. Экологические знания и умения являются основными компонентами экологической культуры человека. Так как получение и усвоение знаний и умений формируют образованность человека [33].
Эмоциональная отзывчивость к природе, посредством сострадания и сопереживания, помогает ребёнку войти в жизнь другого живого существа изнутри, прочувствовать чужую боль как свою собственную. Именно чувство сострадания и сопереживания определяют действенное отношение младших школьников к природе, которое в свою очередь выражается в готовности проявить заботу об окружающем мире.
Экологическая деятельность способствует осознанию своих возможностей воздействия на природу для её сохранения. Данная деятельность может выражаться в учебно-исследовательской, информационной, просветительской, природоохранной формах [15].
Формирование ответственного отношения к природе – сложный, длительный, целенаправленный социально-педагогический процесс. Осуществляя его, нужно учить детей понимать себя, и всё что происходит вокруг. Ведь зачастую отсутствие знаний, является причиной выбора неправильной линии поведения. Формирование экологической культуры происходит постепенно и должно пройти 3 взаимосвязанных этапа становления:
1этап – мотивационный. Он характеризуется созданием мотивации у детей к приобретению экологических знаний и развитием интереса к природоохранной деятельности. Потребность в получении новых экологических знаний должна стать результатом данного этапа. На данном этапе целесообразно использовать такие формы познавательной деятельности, которые активизируют обучающихся. Это могут быть, различные праздники, игры, викторины, конкурсы, экскурсии, походы экологической направленности.
2этап – познавательный. На данном этапе необходимо поддерживать познавательный интерес детей на получение новых экологических знаний и умений. Младшие школьники получают необходимые представления об экологических проблемах, учатся оценивать состояние природы и прогнозировать последствия человеческой деятельности для природы, так же у них формируются основные экологические понятия, усваиваются ценности, нормы и правила поведения, формируется мировоззрение. Главной целью в развитии познавательной активности является развитие самостоятельности у ребёнка, так как нужно что бы ученик стремился сам увеличивать количество знаний. В этом педагогу могут помочь такие формы работы как создание исследовательских лабораторий, научных обществ.
3этап – деятельностный. Данный этап характеризуется овладением умениями поведения в природной среде на основе полученных знаний. У младших школьников происходит накапливание опыта по уходу и охране за природными объектами, местными экосистемами. Главным новообразованием деятельностного этапа является высокий творческий уровень интереса. У ребёнка возникает потребность сделать что-то свое полезное для окружающей среды. Чтобы поддерживать такой уровень
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Алексеев, С. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников [Текст] / С. В. Алексеев // Начальная школа. – 1999. – № 1. – С. 19-22.
3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: инновацион. курс : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2012. – 608 с.
4. Бианки, В. В. Лесная газета [Текст]: сказки и рассказы / В. В. Бианки. – М.: АСТ: Астрель, 2017. – 591 с.
5. Валуева, Н. Н. Моделирование процесса формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / Н. Н. Валуева // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 6. – С. 273-280. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessaformirovaniya-ekologicheskoy-kultury-uchaschihsya-v-sisteme-dopolnitelnogoobrazo (дата обращения: 11.05.2022).
6. Визерская, Т. А. Экологическая культура детей: прогноз ее влияния на состояние природы [Электронный ресурс] / Т. А. Визерская. – URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2412/26338 (дата обращения: 02.05.2022).
7. Воробьева, А. Н. Экологическое образование младших школьников [Текст] / А. Н. Воробьева // Начальная школа. – 1998. – № 6. – С. 63-64.
8. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина ; Моск. пед. гос. ун-т. – М. : Прометей, 2013. – 252 с.
9. Гвездослав П. О. Стихи [Текст] / П. О. Гвездослав. – М.: Гослитиздат, 1960. – 150 с.
10. Глазачев, С. Н. Экологическая культура учителя [Текст]: исслед. и разраб. экогуманитар. парадигмы / С. Н. Глазачев; Моск. гос. открытый пед. ун-т. – М.: Соврем. писатель, 1998. – 431 с.
11. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 253 с.
12. Дмитриева, Е. А. Методические условия формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / Е. А. Дмитриева, А. С. Ландырева // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 2. – С. 137-142.
13. Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития [Текст] / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, В. А. Грачев. // Вопросы современной науки и практики. – 2012. – № 39 – С.55-59.
14. Зверев, И. Д. Экологическое образование школьников [Текст] / И. Д. Зверев. – М.: Педагогика, 1983. – 159 с.
15. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении [Текст]: новый аспект образования / И. Д. Зверев. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
16. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
17. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н. В. Ипполитова // Generak and Professional Education. – 2012. – № 1. – С. 8-14.
18. Использование экологических задач в начальных классах [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/material.html?mid=123147 (дата обращения: 10.04.2022).
19. Каленчук, М. Л. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для учащихся общеобразоват. шк. : в 3 ч. / М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига, 2006. – Ч. 2: Развитие речи. Словари. – 160 с.
20. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. шк.: в 3 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2015.
21. Килина, И. В. Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] / И. В. Килина. – URL: https://www.scienceforum.ru/2013/171/5628 (дата обращения: 08.05.2022)
22. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М.: Академия, 2008. – 496 с.
23. Кондаурова, Т. И. Педагогические условия формирования экологической культуры учащихся [Электронный ресурс] / Т. И. Кондаурова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2006. – № 1. – С.122-124. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskieusloviya-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-uchaschihsya (дата обращения: 08.05.2022).
24. Концепция общего среднего экологического образования [Текст] / И. Д. Зверев [и др.] // Зеленый мир. – 1997. – № 14. – С. 49-72.
25. Кросби, Э. Г. Л. Н. Толстой как школьный учитель [Текст]: пер. с англ. / Э. Г. Кросби. – М.: Тип. И. Н. Кушнерев и К, 1908. – 80 с.
26. Кузьмина, С. А. История экологического образования в России [Электронный ресурс] / С. А. Кузьмина, С. А. Лубенникова, Л. А. Попова. – URL: http://ext.spb.ru/skype/5892-2014-09-05-13-39-50.html (дата обращения: 19.04.2022).
27. Микерова, Г. Г. Проверка и контроль планируемых результатов обучения русскому языку в начальной школе [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г. Г. Микерова. – Краснодар: Алекс Принт, 2016. – 80 с
28. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] / Л. В. Моисеева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2004. – 168 с.
29. Мокиенко, В. М. Большой словарь русских пословиц [Текст] / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. – М.: ОЛМА Медиа Групп», 2010. – 1024 с.
30. Моро, М. И. Математика. 1-4 классы [Текст]: предмет. линия учеб. системы «Шк. России»: рабочие программы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2015. – 124 с.
31. Моро, М. И. Математика. 2 класс [Текст]: учеб. для четырехлет. нач. шк. : в 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова. – М.: Просвещение, 2013.
32. Моро, М. И. Математика. 4 класс [Текст]: учеб. для четырехлет. нач. шк. : в 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова. – М.: Просвещение, 2013. – Ч. 2. – 110 с.
33. Николаева, Л. А. Экологическая психология [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Николаева; Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2013. – 102 с.
34. Ногтева, Е. Ю. Развитие экологической культуры учащихся [Текст]: монография / Е. Ю. Ногтева, И. Д. Лушников. – Вологда: Вологод. ин-т развития образования, 2004. – 218 с.
35. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1-4 классы [Текст]: предмет. линия учеб. системы «Шк. России»: рабочие программы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015. – 205 с.
36. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 2 класс [Текст]: учеб. для нач. шк. : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.
37. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2015. – 325 с.
38. Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни [Электронный ресурс]. – URL: http://schoolrussia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=44776 (дата обращения: 24.04.2022).
39. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. 65 № 273-ФЗ: [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. – URL: http://www.consultant.ru/document/- cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.04.2022).
40. Российская Федерация. Закон. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ: [принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г. ; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2001 г.]. – URL: http://www.consultant.ru/document/- cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 06.04.2022).
41. Российская Федерация. Президент. О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 19 апр. 2017 г. № 176. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71559074/ (дата обращения: 06.04.2022).
42. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы [Электронный ресурс]: постановлении Правительства Рос. Федерация от 15 апр. 2014 г. № 326. – URL: http://base.garant.ru/70643488/.(дата обращения: 06.04.2022).
43. Российская Федерация. Министерство образования. Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации [Текст]: постановление М-ва образования Рос. Федерации и М-ва охраны окружающей среды и природ. ресурсов Рос. Федерации от 30 марта 1994 г. № 4/1-6 // Вестник образования. – 1994. – № 4. – С. 11-12.
44. Русский язык. 1-4 классы [Текст]: предмет. линия учеб. системы «Шк. России»: рабочие программы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина [и др.]. – М.: Просвещение, 2011. – 208 с.
45. Салеева, Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. П. Салеева ; Акад. пед. наук СССР. НИИ содерж. и методов обучения. – М., 1978. – 22 с.
46. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. П. Симонова. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
47. Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе [Текст] / Т. И. Тарасова // Начальная школа. – 2000. – № 10. – С. 61-68.
48. Токмакова, И. П. Крошка Вилли Винки [Текст]: лучшие стихи / И. П. Токмакова. – М.: Эксмо, 2011. – 104 с.
49. Топор, А. В. Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников [Текст] / А. В. Топор, Н. Д. Черней // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. – М., 2014. – С. 138-139.
50. Узорова, О. В. Диктанты и изложения по русскому языку. 1-4 классы [Текст] / О.В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М.: Аквариум, 2017. – 356 с.
51. Узорова, О. В. 500 контрольных диктантов по русскому языку. 1-4 классы [Текст] / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М.: АСТ, 2013. – 280 с.
52. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст]: в 11 т. / К. Д. Ушинский. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. – Т. 5: Методические статьи и материалы. – 591 с.
53. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст]: в 11 т. / К. Д. Ушинский. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. – Т. 11: Материалы биографические и библиографические. – 727 с.
54. Федьков, Г. С. Некоторые вопросы экологического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства [Текст] / Г. С. Федьков // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 28-31.
55. Человек и природа [Текст]: афоризмы, изречения, цитаты / сост. Ю. А. Овсянников. – Екатеринбург: [б. и.], 2014. – 161 с.