Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция в условиях рыночных отношений - важнейшая движущая сила. Благодаря конкуренции между продавцами и покупателями, желаниям покупателей удовлетворить свои потребности с максимальной полезностью и выгодой, желаниям продавцов реализовать предлагаемые товары или услуги с максимальной прибылью, на рынках устанавливается цена, возможно, не удовлетворяющая продавцов, однако, обоснованная с точки зрения производственного процесса.
В экономическом словаре конкуренция (от лат. Concurrencia - до коллизии) определяется как соперничество между производителями товаров и услуг за рынок, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей.
Очень немногие отрасли сегодня способны противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную потребность в конкуренции. За последние десятилетия усиление конкуренции наблюдается практически во всем мире.
Несмотря на это, в конкуренции можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны влияния на экономику. К положительным факторам относятся: развитие научно-технического прогресса, удешевление себестоимости продукции, балансировка нормы прибыли и уровня заработной платы. Негативные факторы: импульсивность бизнеса, создание условий для безработицы и инфляции. Стимулом, который мотивирует конкуренцию, является желание опередить других.
XXI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Основной целью работы является конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение конкуренции.
2. Показать место и роль конкуренции в современном механизме рынка.
3. Изучить современное состояние конкуренции в Российской Федерации.
Объектом исследования являются рыночные отношения, субъектом - конкуренция на рынке.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие конкуренции и условия возникновения
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению к друг другу как конкуренты.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации.
По сути дела, доступность понятия «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке.
Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция - экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства [12].
Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.
Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлен то на рынке определенною порядка, гарантирующего производство достаточною количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции, стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба.
Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур) [7].
1.2 Виды конкуренции
Конкуренция (в экономике) - это соперничество в системе рыночных отношений между разнообразными производителями, товарами (и т.п.) за возможность самого эффективного и выгодного использования отдельных факторов. Производители-конкуренты заинтересованы в достижении одинаковых целей.
Принято выделять три основных формы конкуренции:
- прямая;
- косвенная;
- фантомная.
Прямая конкуренция
1. Рынок сбыта: общий, одинаковый.
2. Целевая аудитория: общая, одинаковая.
3. Разница товаров и/или услуги: отсутствует, товары идентичны или максимально схожи.
Разновидностью прямой конкуренции может быть межфирменная, когда покупатель выбирает того или иного производителя определенного товара. Здесь наиболее существенно со стороны производителя обращать внимание на уровень обслуживания, сервиса, поддержки.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Пример
Конкуренции между разными кондитерскими по уровню качества низкокалорийных десертов.
Косвенная конкуренция
1. Рынок сбыта: общий, одинаковый.
2. Целевая аудитория: общая, одинаковая.
3. Разница товаров и/или услуги: принципиальна, но не кардинальна.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Проспект, 2018. - 360с.
2. Городецкий А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике // Вопросы экономики. - 2020. - № 11. - С. 48-57.
3. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Под ред. А.Г. Цыгановой - М.: Логос, 2019. - 368 с.
4. Макконелл К.Р. Экономикс - М., 1999 - 984 с.
5. Пиндайк Р. Микроэкономика. - СПб., 2018 - 608 с.
6. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. - 2020. - №3 (21). - С. 38 - 67.
7. Харвей Дж. Современная экономическая теория - М.: Юнити-Дана, 2019. - 730 с.
8. Швандар К.В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты // Вестник московского университета, 2021. - №2. - С. 127-135.
9. Шиханов А.В. Многообразие форм межстрановых конкурентных отношений // Финансы и кредит. 2021. - №6. - С. 91-96.
10. Экономическая теория / Под ред. А.А. Кочеткова - М.: Дашков и К., 2021 - 696 с.
11. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой - М.: Юнити-Дана, 2020-1056 с.
12. Экономическая теория. Макроэкономика. / Под ред. Г.П. Журавлевой - М.: Дашков и К., 2021 - 919 с.
13. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2011.-253c.
14. Яковлева Ю.А. Роль конкуренции в рыночной экономике // Молодой ученый. - 2019. - №3. - С. 610-613.
15. Яновский А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Машиностроитель. 2021. - №9. - С. 33-34.