Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Школьное образование является основным этапом обучения, при получении которого у ученика формируются базовые знания, умения и навыки. Однако действующим учителям приходится сталкиваться с упадком стремления к получению знаний у большинства учащихся, т.е. со слабой мотивацией.
Мотивация – психофизиологический процесс, управляющий поведением, активностью, устойчивостью, а также направлением деятельности человека. Изучить мотивацию – означает проанализировать факторы и причины, которые активизируют деятельность человека, направляют и завершают некоторый поведенческий акт.
Одним из подвидов мотивации является учебная мотивация, которая проявляется в активности учащихся, направленной на достижение целей обучения. Решение проблемы мотивации учебной деятельности сегодня является актуальной задачей, так как приводит к решению вопросов мотивации деятельности в целом.
Требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обеспечения новых образовательных результатов, отражающих перспективные потребности личности и общества актуализировало необходимость решения проблемы поиска эффективных средств достижения этих результатов средствами предметной области «Математика». Одним из перспективных средств, на наш взгляд, выступает исторический материал. Использование элементов историзма в обучении математике позволяет прогнозировать ситуации, создание которых достигается путем постановки перед учащимися соответствующих задач.
Одной из задач математического образования является культурное развитие учащихся. Дети учатся ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну, а с точки зрения мотивации можно сказать, что «человек, не получивший достойного математического образования, не может считаться культурным». Использование исторического материала на уроках позволит учащимся познакомиться с различными интересными фактами, связанными с математикой, и принять математику как часть человеческой культуры. При изучении определенной темы стоит делать акцент на то, как было сделано это открытие, и как оно повлияло на жизнь людей. Это еще раз поможет убедиться ученикам, что математика является важнейшей наукой, возникшей из жизненных потребностей людей.
Проблему использования исторического материала на уроках математики можно решать различными способами, методами, приемами, технологиями обучения. В нашей работе мы будем затрагивать вопросы использования исторического материала на уроках математики.
Цель исследования: изучение возможностей использования исторического материала на уроках математики как средство повышения мотивации обучающихся.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Провести анализ понятий мотив и мотивация.
2. Рассмотреть приемы повышения мотивации обучающихся.
3. Определить роль исторического материала в повышении мотивации учащихся к обучению.
Объект исследования – процесс обучения математики.
Предмет исследования – использование исторического материала на уроках математики
Глава 1. Теоретические основы повышения мотивации обучающихся в образовательном процессе
1.1. Анализ понятий мотив и мотивация
Успех человека в любой деятельности во многом зависит от его способности и желания достичь определенных результатов, т.е. от мотивации. Проблема мотивации, мотивов поведения и действий является одной из самых актуальных в образовании и психологии.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и далее до высших учебных заведений. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Во многих сферах жизни поведение и благополучие определяются внутренней мотивацией, которая характеризуется выполнением действий, которые важны и доставляют удовольствие. Чем более внутренне мотивированными являются ученики, тем больше у них интереса к обучению, концентрации, настойчивости, усилиям, участию и благополучию, тем более позитивными они являются, предпочитают более сложные задачи и с большей вероятностью будут физически активны вне уроков.
Человеческий разум стал высокоразвитым и двигался в сторону изменений и изобретения все новых преимуществ, совершенствования языка, речи и трудовых навыков. В то время мотив считался движущей силой.
Древняя философия считала, что овладеть истиной может та душа, которая активна (вполне "огненная") и всегда бодрствует ("горит"), а не дремлет, в постоянном поиске и страхе с желанием проникнуть в неведомое, сокровенное и труднопостижимое. Стремления и мотивы определяются условиями жизни, каждое желание человека покупается ценой "психики" .
Вопросы по изучению сущности и проблемы мотивации были предметом многих ученых в их исследованиях. Рассмотрим понятие «мотивация» с точки зрения разных ученых.
Таблица 1
Понятие «мотивация», рассматриваемое с точки зрения разных ученых в своих исследованиях
Л.И. Божович «Мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой»
Г.Г. Зайцев «Мотивация – это побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности»
А.К. Маркова «Мотив – это направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность»
Э.А. Уткин «Мотивация – это состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации»
Понятие мотивации используется для объяснения движущих сил поведения человека, описания причин его деятельности. Важно отметить, что мотивационная определяет не только осуществляемую деятельность, а также включает в себя перспективу ее последующего развития и направления.
Зарубежная и отечественная психология рассматривает основные понятия, которые составляют категориальный аппарат теории мотивации. В них включены: мотив, мотивация, мотивационная сфера личности. Однако на сегодняшний день ученые так и не пришли к единому определению данных понятий.
В современной психологии до сих пор точно не определены объем и содержание понятия «мотив» (от лат. moveo – двигаться) по причине его многозначности. Зарубежная психология трактует понятие "мотив" в соответствии с концептуальными положениями той или иной теории. Ряд исследователей соотносит это понятие с потребностью (драйвом) (Ж. Ньютенн), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), соотносят мотив с функциональными переменными (Г.Мюррей).
Представители психоаналитической теории определяют мотив как силу, бессознательное влечение, в то время как представители гуманистической теории представляют "мотив" как установки. Другой точкой зрения является понимание мотива как устойчивого свойства личности. Дж. Аткинсон определяет мотив как некоторое «нормативное состояние», противопоставляемое состоянию актуально действующего
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмедов О.С. Преимущества историко-генетического метода при обучении математики / О.С. Ахмедов // Scientific progress. – 2021. – Volume 2. – Issue 4. – С. 523 – 530.
2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан Удэ : Изд во ВСГТУ, 2004
3. Бахтина О.В. Формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников / О.В. Бахтина, Н.А. Иванова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2016. – №1. – С. 21–25
4. Безенкова Е.В. Инновационные технологии в работе с историческим материалом при обучении геометрии школьников 7–9 классов [Текст] / Е.В. Безенкова // Вестник ПГГПУ. – 2021. – Серия №3. Гуманитарные и общественные науки. – С. 78 – 86.
5. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. – Москва : Педагогика, 2010
6. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : Питер, 2008
7. Денисова А.А. Организация школьного научного общества с целью повышения учебной мотивации младших школьников / А.А. Денисова, О.Ю. Стеблева // Евразийский союз ученых. – 2016. – №2–1. – С. 86–88
8. Зайцев, Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент [Текст] / Г. Зайцев, С. Файбушевич. – Санкт-Петербург : Питер, 2008
9. Зверева, Л. Г. Проблемы преподавания математики в современной школе / Л. Г. Зверева, А. Н. Власова, Г. И. Решетникова // Аллея науки. - 2018. - Т. 4. - № 9(25). - С. 51-54
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2004
11. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 14-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2014
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2011
13. Ильина, Т. К. Педагогика [Текст] / Т. К. Ильина. – Москва : Просвещение, 2005
14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики : Монография / А.Н. Леонтьев. – 4-е издание. – М.: Издательство Московского университета, 1981
15. Малошонок Н.Г, Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121
16. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Москва : Просвещение, 2011
17. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014
18. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание [Текст] / А. В. Мудрик. – Москва : Сентябрь, 2007
19. Семенова Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 185–194
20. Уткин, Э. А. Мотивационный менеджмент [Текст] / Э. А. Уткин. – Москва : Экнос, 2007
21. Файдевич Е.В. Особенности проектирования ситуации успеха как средства мотивации учебной деятельности у младших школьников // Психология и педагогика на современном этапе. – 2015. – №6. – С. 85–89
22. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М.: Смысл, 2003
23. Шайдурова О.В., Гончаревич Н.А. Профессионально-личностное самоопределение молодежи. Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. № 6. С. 283– 286