Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На уроках истории дети часто могут задаваться вопросом: для чего им нужны знания о прошлом. Учитель, отвечая на данный вопрос, приводит множество аргументов, одним из которых является тот факт, что познавая прошлое, мы понимаем настоящее, получаем определенный опыт, который жизненно необходим для нас. Познавая прошлое, мы должны изучать не только политику, и какие-то глобальные аспекты человеческой жизни, но и обыденную, повседневную жизнь людей в определенные исторические моменты. Эта повседневность важна для нас хотя бы потому- что она помогает лучше понять тот период истории который мы изучаем, проникнуться жизнью людей исторической эпохи. Ведь интересно наблюдать преемственность тех или иных явлений и предметов с настоящим временем.
Повседневность и быт в истории изучаются школьниками в узких строго ограниченных рамках, условиями которых являются время продолжительности урока в школе и возможной нагрузкой на ребенка. К тому же этой теме даже учителя зачастую придают второстепенное значение. Естественно, в таких условиях невозможно в полной мере изучить и анализировать повседневность. Порой не под силу это даже известнейшим ученым. Сколькие из них посвятили свои труды данной проблеме, тем не менее, данная тема по-прежнему остается не раскрытой в полной мере. Объяснить это можно лишь сложностью изучаемого объекта. Тем не менее, Историко-культурный стандарт рекомендует изучение повседневности и быта в школе, ведь как в науке был совершен историко-антропологический переворот, так и в методике преподавания истории многое изменилось за последнее время.
Разработка более оптимального метода преподавания повседневности в курсах истории в школах, как и сама тема повседневности, имеют актуальность в современном мире, ведь повседневность может помочь ученикам более адекватно воспринимать исторический процесс, который не сводится к глобальным вопросам (экономика, политика, социальная история государства). А также, обращение к истории повседневности облегчает усвоение исторического материала, приближая школьника к историческому процессу, создавая эффект соучастия.
Историко-культурный стандарт, призванный повышать качество школьного исторического образования, тоже не оставил без внимания данную проблему. Наряду с большим вниманием к политической истории особое место в нём уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы.
Теоретическая изученность темы.
Парадокс сегодняшнего дня состоит в том, что в педагогике накоплен обширный материал по применению повседневной истории на уроках «Истории» на всех этапах учебного процесса. При чем исследователи отмечают, что повседневная история делает историю более интересным предметам, как на уровне начальной школы. так и в более старших классах, т.е. в средней школе и в старшей школе. Однако проблема состоит в том, что до сих пор нет четкого понимания того, чему и как учить современных детей.
Гуманизация исторического знания предоставляет учителям большое пространство для маневра. В конечном счете, понимание особенности жизни простых людей в ту или иную эпоху позволяет детям лучше понимать особенности тех или иных исторических процессов. Даже самый простой вариант в виде реконструкции быта людей из разных социальных слоев в различные эпохи позволяет детям объективнее взглянуть на суть исторических процессов. Самый наглядный пример – это история крепостного права в России.
Другой пример – это судьба последнего русского императора Николая II. Слабохарактерный монарх желая спасти Россию от социального взрыва сделал все для того что бы этот взрыв произошел. Не продуманная внутренняя политика буквально напитала революционные настроения в среде крестьян и рабочих. Банкиры и купцы так же недовольные внутренней политикой монарха поддерживали социалистические партии деньгами. Итогом этого стала гибель империи в 1917 году.
Причем стоит указать главное действующий стандарт полного среднего образования обязывает педагога использовать изучение повседневной жизни людей на уроках истории. Однако при этом рекомендованного государством стандарта проведения уроков не предоставляет. Каждый педагог может проводить уроки истории и применять изучение повседневной жизни по своему усмотрению. Это может происходить, например, как в виде просмотра выпусков передачи «Колесо истории», так и в виде изучения открытых материалов архивов, экспозиций краеведческих музеев и т.д.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать вопросы изучения повседневной жизни людей в рамках преподавания истории
Задачи:
1) дать определение повседневной жизни людей в истории
2) проанализировать современные аспекты повседневной жизни простых людей;
Объект исследования: повседневная жизнь людей в истории
Предмет исследования: изучение повседневной жизни людей в рамках преподавания истории
Практическая значимость работы – разработка эклетивного курчса по истории России
1. Особенности понимания изучения повседневности на уроках истории
1.1. Понятие о повседневности и историко-антропологическом подходе исследования
Школа во все времена отвечала интересам общества и государства, трансформировалась под меняющееся общество и его запросы. Современное общество развивается в условиях мощного информационного потока и быстро трансформирующегося мира. Сегодня российские образовательные учреждения стремятся меняться под воздействием внешних факторов и руководить процессом изменения общества, поэтому меняются стандарты образования и сама модель образовательного процесса — сегодня особое развитие получает инновационная модель обучения.
Согласно новым инновационным образовательным технологиям, акценты учебного процесса смещаются: целью образовательного процесса ставится сам процесс обучение — научить ребенка учиться, а знания использовать в реальных условиях — знания не самоцель, знания как способ достижения цели. В рамках реализации новой модели образовательного процесса в настоящее время российские школы переходят на Федеральный государственный образовательный стандарт преподавания и, в частности историки, на историко-культурный стандарт.
Длительное время для российского образования актуальным являлось преподавание и изучение исторических фактов, событий, понятий и явлений, поскольку изучение исторического процесса с точки зрения структурализма и глобализма являлось необходимым условием для успешного прохождения итоговой аттестации. Согласно новому Стандарту, на уроках истории должны также развиваться исследовательские компетенции учащихся и, кроме того, должно постепенно формироваться в сознании учащихся единое культурно-историческое пространство России [2, с. 2–6].
Для достижения поставленных задач необходимо внедрять в образовательный процесс достижения исторической науки. Для формирования исследовательских компетенций у учащихся недостаточно изучения истории с точки зрения глобализма и структурализма — изучения истории России как части мирового исторического процесса, рассматривать линейный исторический процесс, показывать исторический процесс как совокупность усилий множества поколений жителей России [2, с. 5].
Для успешного развития у учащихся мыслительных, аналитических навыков необходим комплексный подход к преподаванию истории, который включает в себя внедрение в педагогический процесс заимствований из исторической науки. Кроме того, глобализм и структурализм перестают быть верными точками зрения на исторический процесс.
Сегодня для мировой исторической науки, российской исторической науки в частности, характерна тенденция активного развития исторической антропологии, тенденция отказа от глобальных теорий и структурализма в пользу микроанализа, тенденция замены анализа глобальных исторических проблем на микроанализ. Историческая антропология, включающая в себя историю ментальностей, микроисторию, историю повседневности, историческую психологию, имеет своей главной целью реконструкцию истории человека, а не человечества в целом.
Историческая антропология привлекает внимание к роли маленького человека в историческом процессе, призывает отказаться от истории политических организаций и «великих мужей», вершивших историю, от изучения глобальной истории. При этом историческая антропология подчеркивает, что локальная история также является всеобщей историей [5, с. 24–26].
Историки также развивают идею децентрализации истории, согласно которой акцент с изучения государствообразующих столиц и крупных городов переносится на небольшие городки, жизнь в которых не менее важна для исторического процесса: «появилась новая парадигма, признающая альтернативность в истории, множественные формы, в которых протекают важнейшие процессы в различных точках земного шара» [3, с. 29].
В современных школьных учебниках сохраняется оформленная в советской школе тенденция преподавания политической истории. Такой подход имеет сильные стороны — учащиеся постепенно учатся анализировать современные политические процессы, формируется активная гражданская позиция, однако эта тенденция доминирования политической истории теряет эффективность в современном обществе.
Преподавание только политической истории приводит к тому, что роль маленького человека в историческом процессе, социальные и культурные процессы и повседневность человеческой жизни отходят на второй план, ограничивая тем самым понимание исторического процесса. Кроме того, в современной российской школе не наблюдается повышенного интереса учащихся к изучению политической истории, какие бы новые, необычные формы преподавания учителя ни применяли на уроках. Эта тенденция касается не только российского школьного образования, но и высшего образования, и исторической науки.
После падения советской власти крах потерпели также формы исторической науки, существовавшие в советской исторической школе: история, которую ранее писали «сверху», история о «великих мужах», творивших историю, история о политических институтах утратили популярность. В противовес начали развиваться и сегодня успешно продолжают новые формы исторической науки, появляются новые области научного интереса исследователей, и среди них — интерес к маленькому человеку, к локальной истории. Эта тенденция показала свою эффективность: применения междисциплинарного подхода, историко-антропологического подхода в частности, способствует формированию более целостной картины исторического процесса.
Тенденции, существующие в исторической науке, являются «ответом» на социальный и государственный заказ и неизбежно оказывают влияние на форматы преподавания истории в школе. Существовавший в советской школе акцент на преподавании политической истории был продолжением курса развития академической науки.
Современная историческая наука развивается под эгидой иного социального заказа — обращение к роли маленького человека в масштабном историческом процессе. Поэтому в российской школе акценты неизбежно будут смещаться в соответствие с государственными и общественными интересами. Внедрение исторической антропологии в преподавание истории в школе необходимо в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.
Изучение повседневности, ментальности маленького человека рассматриваемой эпохи, изучение макромира является необходимым условием для формирования целостной картины изучаемой эпохи и, вместе с тем, облегчает процесс изучения и усвоения материала. Применение историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе необходимо для развития у учащихся исследовательских компетенций — логико-мыслительных, аналитических навыков.
Таким образом, историческая антропология способствует достижению целей, заявленных в Федеральном государственном стандарте: в ходе обучения по курсу российской и мировой истории у учащихся быть развиты умения «искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего» [4, с. 10].
Кроме того, применение историко-антропологического подхода на уроках истории также способствует привлечению учащихся к предмету «история», стимулирует интерес учащихся к более глубокому изучению истории, что, в свою очередь, отвечает целевому акценту инновационного образовательного процесса — у учащихся через увлеченность предметом формируется навык самообучения. Наконец, вовлечение исторической антропологии в учебный процесс способствует формированию у учащихся понимания важности каждого человека для исторического процесса.
Эмический подход, применяемый в исторической антропологии, — взгляд на событие «изнутри», глазами маленького человека, поможет заинтересовать учащегося предметом и, следовательно, может способствовать закреплению знаний. Изучение макромиров, повседневности, взаимодействия людей, эмоциональной реакции человека увлекает не только исследователя, массового читателя, но и искушенную публику — учащихся, живущих в мире мощного информационного потока. Внедрение истории повседневности в уроки истории активизирует внимание учащихся, поскольку история повседневности анализирует и быт, и жизненные проблемы, и их осмысление людьми [1, с. 125].
Порядок сна, питание, состав продуктовой корзины, мода, ежедневные и праздничные ритуалы, модели труда и отдыха, заботы и мысли простых людей активизируют внимание учащихся к материалу, увлекают школьников и, наконец, способствуют росту интереса учащихся к эпохе в целом и урокам истории в частности. Внедрение истории повседневности в уроки истории помогает учащимся «понять» эпоху «изнутри», прочувствовать эпоху, увидеть эпоху глазами обычного человека-современника.
Изучение материала через конкретную личность делает процесс изучения истории приближенным к реальным событиям обычных людей-современников изучаемой эпохи, что, в свою очередь, привлекает учащихся и увеличивает вовлеченность в процесс изучения наибольшего количества учащихся. Эмический подход полезен также для развития исследовательских компетенций у учащихся. Для достижения цели, решения проблемы — изучения макромира, требуется изучение большой базы разнообразных источников.
Понять персонажа, осознать его проблемы, заботы, познакомиться с жизненным укладом возможно только посредством привлечения к изучению персонажа, эпохи богатой базы источников. Формированию логико-мыслительных, аналитических компетенций у учащихся способствует в целом специфика исторической антропологии. Это направление стоит на стыке нескольких наук, является объектом междисциплинарного исследования, поскольку привлекает в своих наработках данные из других гуманитарных наук. История повседневности, рассматривая внутренний мир человека, анализируя его эмоциональные реакции, переплетается с психологией, поскольку «одним из способов конструирования повседневного мира является изучение потребностей человека» [1, с. 125].
Преподаватель и учащиеся, разрабатывая проблематику определенного исторического периода или места, неизбежно будут привлекать к процессу исследования, изучения данные смежных дисциплин, таким образом, развивая аналитическое, критическое мышление и углубляя познания одновременно в нескольких научных областях. Таким образом, применение историко-антропологического подхода в преподавании истории имеет достаточно преимуществ.
Историко-антропологический подход отвечает целям Федерального государственного образовательного стандарта, поскольку способствует формированию в сознании учащихся целостной картины исторического процесса и развитию у учащихся исследовательских компетенций — логико-мыслительных, аналитических навыков. Включение исторической антропологии в образовательный процесс также способствует развитию интереса учащихся к предмету «история», стимулирует интерес учащихся к более глубокому изучению истории, что, в свою очередь, является способом достижения цели инновационного образовательного процесса обучения — у учащихся формируется навык самообучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. .Азова, А. М. Применение историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе / А. М. Азова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5227/ (дата обращения: 22.05.2022).
2. Белова А.В. «Четыре возраста женщины»: Антропология женской дворянской повседневности в России XVI11 - середины XIX в. - СПб., 2009.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995.
4. Веременко В.А. Дворянская семья и государственная политика России (вторая половина XIX - начало ХХ в.). - 2-е изд. - СПб., 2009.
5. Веременко В.А. Домашняя прислуга в дворянских семьях России во второй половине XIX - начале ХХ в. // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 4. История. № 1. - С. 181-191.
6. Годовова Е.В. Из истории повседневной жизни оренбургских казаков Х!Х века: моногр. - Саарбрюккен, 2011.
7. Годовова Е.В. Повседневность оренбургского казачества: источниковедческий обзор // Пятые Большаковские чт. Культура Оренбургского края: история и современность: научно-образовательный и культурно-просветительный альманах / науч. ред. С.В. Любичанковский. - Оренбург, 2011. - С. 184-188.
8. Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. - М., 1976.
9. Дмитриева О.О., Иванова Т.Н., Минеева Е.К. Исторические юбилеи как церемониальная коммеморативная практика (сравнительный анализ празднования 1000-летия Российской государственности, 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия царствования дома Романовых в Российской империи) // Диалог со временем. 2020. Вып. 72. С. 280-291.
10. Иванова Т.Н. Школьный учебник и историческая память: анализ отечественной учебной литературы по истории в XX веке // Запад - Восток. 2020. № 13. С. 99-114.
11. Касавин И.Т. Щавелев С.П. Анализ повседневности. - М., 2004.
12. Курносов А.А. Воспоминания-интервью в фонде Комиссии по истории Великой Отечественной войны Академии наук СССР // Археографический ежегодник. 1973. - М., 1974. - С. 22-53.
13. Ларионова Н.И., Рокина Г.В. Образ России в странах Европейского Союза: пример стран Вишеградской группы // Гуманитарные чтения «Севастопольская гавань». Севастополь, 2019. С. 330-334
14. Любичанковский С.В. (науч. ред.). Местное управление в пореформенной России: механизмы власти и их эффективность. Сводные материалы заочной дискуссии. - Екатеринбург; Ижевск, 2010.
15. Любичанковский С.В. «Условия повседневности» как базовый элемент исторического анализа повседневной жизни // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. -2012. - № 7. - С. 154-157.
16. Любичанковский С.В. Критерии и параметры повседневной жизни в историческом исследовании: возможные методологические «ловушки» // Повседневная жизнь и общественное сознание в России XIX-XX вв.: материалы междунар. науч. конф. 14-16 марта 2012 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова; отв. ред. В.А. Веременко. - СПб., 2012. - С. 13-17.
17. Любичанковский С.В. Проблема определения субъекта повседневности в историческом исследовании // Изв. Самарского науч. центра РАН. -
18. Любутин К.Н., Кондрашов П.Н. Диалектика повседневности: методологический подход. - Екатеринбург, 2007.
19. Людтке А. «История повседневности» в Германии после 1989 года // Казус-1999. - М., 1999. - С. 121.
20. Патриотизм и гражданственность в повседневной жизни российского общества (XVIII-XXI вв.): материалы междунар. науч. конф. 14-16 марта 2013 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова, отв. ред. В.А. Веременко. - СПб., 2013.
21. Пушкарева И.М. (отв. ред.) Рабочее движение в России. 1895 - февраль 1917 г. Хроника. Вып. 1 «1895 год». - М., 1992; Вып. II «1896 год». - М.; СПб., 1993; Вып. III «1897 год». - М.; СПб., 1995; Вып. IV «1898 год». - М.; СПб., 1997; Вып. V «1899 год». - М., 1998; Вып. VI «1900 год». - М., 1999 год; Вып. VII «1901 год». - М., 2000.
22. Пушкарева Н.Л. «История повседневности» и «история частной жизни»: содержание и соотношение понятий // Социальная история. - 2004. - М., 2005. - С. 93-113.
23. Пушкарева Н.Л. (отв. ред.). Российская повседневность в зеркале гендерных отношений: сб. ст. / отв. ред. и сост. Н. Л. Пушкарева. - М., 2013.
24. Пушкарева Н.Л. История повседневности» и этнографическое исследование быта: расхождения и пересечения // Glasnik Etnografskogo ^йМа SAN (Beograd). - 2005. - № LIII. - З.21-34.
25. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения истории повседневности // Этнографическое обозрение. - 2004. - № 5. - С. 3-19.
26. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения истории повседневности // Социальная история. - 2007. - М., 2007. - С. 9-21.
27. Серто М. Изобретение повседневности. Искусство делать. - СПб.,
28. Словарь русского языка: в 4 т. - Т. 3. - М., 1983.
29. Федорова Н.Г. Учебники по истории средних веков конца XIX - начала XX вв.: от «коммерческого издания» к «научной книге». // В.К. Пискорский и развитие науки всеобщей истории в России: сб. науч. статей / сост. и отв. ред. Г.П. Мягков. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2019. С. 280-290.
30. Фукс А.Н., Ковригин В.В. Проблемы фальсификации истории Великой Отечественной войны и содержание школьных учебников по отечественной истории // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 2 (14). С. 66-70.
31. Lipp C. Alltagskulturforschung, Sociologie und Geschichte. Aufstieg und Niedergang eines interdisziplinaren Forschungskonzepts // Zeitschrift fQr Volk-kunde. - 1993. - № 1.
32. Ullrich V. Entdeckungsreise in den historischen Alltag // Geschichte in Wis-senschaft und Unterricht. - 1985. - H. 6.