Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Здоровый образ жизни как педагогическая проблема 5
1. 1. Сущность понятий «здоровье», «культура здоровья», «здоровый образ жизни» 5
1. 2. Роль школы в формировании здорового образа жизни 12
Глава 2. Воспитание у школьников установок здорового образа жизни 16
2. 1. Педагогические аспекты формирования представлений о здоровом образе жизни у учащихся 16
2. 2. Формы и методы воспитания ценностного отношения школьников к здоровью в образовательной организации 21
2. 3. Разработка комплекса мероприятий по формированию у школьников установок здорового образа жизни 25
Заключение 29
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. На сегодняшний день состояние здоровья населения России, в том числе и детского, не является удовлетворительным. Для решения проблемы (а это процесс медленный и продолжительный) необходима интеграция и координация усилий, включения в здоровье-сберегающую деятельность абсолютно всех представителей социальной структуры общества. Понимание школьниками значимости здоровья и безопасности связано с получением знаний и навыков по этой проблеме. Без усвоения определенных знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровье-формирующая деятельность способна быть действительно творческой, способна позволять человеку искать собственные пути поддержания здоровья, формировать личный стиль здоровой жизни.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования установлено, что школьник должен осознавать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; применять знания о строении и функционировании организма человека для сбережения, поддержания и укрепления собственного здоровья.
В исследование и решение проблемы здоровья детей, формирования здорового образа жизни у детей внесли вклад в различное время ученые различных наук: философы: К. Гельвеций, Дж. Локк, М.В. Ломоносов и др.; психологи и физиологи: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский и др.; ученые-медики: Н.А. Амосов, В.Ф. Базарный, И.И. Брехман, И.И. Буянов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицин, Б.Н. Чумаков и др.; педагоги: Ш.А. Амонашвили, В.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Я. Корчак, С.В. Попов, В.А. Сухомлинский и др.
Объект работы: процесс воспитания здорового образа жизни младших школьников.
Предмет исследования: формирование здорового образа жизни школьников как направление воспитательной работы педагога школы.
Цель работы – рассмотреть процесс воспитания у школьников установок здорового образа жизни.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность понятий «здоровье», «культура здоровья», «здоровый образ жизни»;
- выявить роль школы в формировании здорового образа жизни;
- рассмотреть педагогические аспекты формирования представлений о здоровом образе жизни у учащихся;
- изучить формы и методы воспитания ценностного отношения школьников к здоровью в образовательной организации;
- провести разработку комплекса мероприятий по формированию у школьников установок здорового образа жизни.
Методологию работы составили метод сравнения, классификации и анализа теоретических источников.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Aбульxaнoвa- Cлaвacкaя К.A. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова – Славаская. - М.: Наука, 1980. - 335 c.
2. Алямовская В.Г. Физкультура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий / В. Г. Алямовская. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 20015. – 236 с.
3. Андреев А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высшее образование в России. -2015. - №2. - С.3-11;
4. Андреева А.Э. Проблемы формирования здоровья учащейся молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма / А.Э. Андреева // Наука-2020. – Орел: Межрегиональная общественная организация академия безопасности и выживания, 2016. - №2 (8). – С. 44-48.
5. Артюнина Г.П. Основы Медицинских Знаний: здоровье, болезнь и образ жизни 1 том. / Г.П. Артюнина, Н.Т. Гончар, С.А. Игнатькова. - М.:Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова, 2013. – 10 с.
6. Багнетова Е.А. Образ жизни и факторы риска здоровью учащихся / Е.А. Багнетова. – Сургут: Дефис, 2018. – 178 с.
7. Баль Л.В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни / Л.В. Баль, А.Н. Михайлов, И.А. Гундаров // Гигиена и санитария. – М., 2014. – С. 70-72.
8. Баранов А.А., Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М., 2016. – 412 с.
9. Бахтин Ю.К. Формирование культуры здоровья – ответственная задача учреждений народного образования / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2017.- № 4 – С. 445-448.
10. Белкина А.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольных образовательных учреждений / А.В. Белкина - Воронеж.: ТЦ «Учитель», 2014. - 233с.
11. Богина Т.И. Современные методы оздоровления дошкольников / Т. И. Богина. – М.: из-во МИПКРО, 2011. – 187 с.
12. Боровкова Е.В. Формирование нравственного здоровья дошкольников / Е. В. Боровкина. - М., Сфера, 2003. – 162 с.
13. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КНОРУС, 2017. – 240 с.
14. Воронов Н.А. Рациональный режим дня человека / Н. А. Воронов // В сборнике: Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». Сборник избранных статей. - 2018. - С. 141-143.
15. Долгова Н.В. Волшебные правила здоровья / Н. В. Долгова // Начальная школа. – 2017. –№3. – С. 21– 22.
16. Ермилова В.В. Физкультурно-оздоровительная деятельность и ее роль в реализации национальных ценностей устойчивого развития отрасли физической культуры / В. В. Ермилова // Глобальный научный потенциал.- 2020. -№ 2 (107). -С. 43-47.
17. Зенькова С.А. Инновационные технологии обучения школьников основам здорового образа жизни / С. А. Зенькова // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 19-21.
18. Иванникова Е. С. Роль школы в формировании представлений о здоровом образе жизни / Е. С. Иванникова // Философские науки. – 2019. - № 19. – 23 с.
19. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. пед. Наук / Л. Г. Касьянова. – Шадринск. - 2014. – С.94-98.
20. Косинова А.Г Современные технологии обучения школьников основам здорового образа жизни / А. Г. Косинова // Сборник научных статей по итогам научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Редакционно-издательский центр «КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС». 2017. – 1097 с.
21. Литвинова М.Ф. Физическое воспитание детей раннего возраста: третий год жизни / М. Ф. Литвинова. - М .: Айрис-Пресс, 2015. - 285 с.
22. Макарова Э.В. Роль физической культуры в жизни человека / Э. В. Макарова // Современные проблемы и технологии развития физической культуры и спорта в вузах минсельхоза России. -2020. - С. 36-39.
23. Малафеева С.Н. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников / С.Н. Малафеева, Вершинина Н.А. // Специальное образование. -2014. -№2. - С. 30-39.
24. Метелев, Ю. А. Здоровый образ жизни: мониторинг / Ю. А. Метелев // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2016. — № 2. — С. 57-59.
25. Мокроусова Г. В. Формирование у младших школьников представлений и понятий о здоровом образе жизни / Г. В. Мокроусова // Сибирский педагогический журнал - 2017. – №6. – С. 196–201.
26. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для работы с детьми 5-7 лет / И. М. Новикова. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010. – 96 с.
27. Ортякова И.М. Роль физической культуры в социуме и пропаганда здорового образа жизни в современном мире / И. М. Ортякова // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества. -2020. - С. 10-15
28. Плещев, А. М. Главные составляющие здорового образа жизни / А. М. Плещев. // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2018. — № 3. — С. 39-43.
29. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления. /А.А. Баранов – М., 2011. – 47 с.
30. Смашная Н.А. Формирование здоровых поведенческих привычек у школьников / Н.А. Смашная, Л.Ю. Апокина // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2019. - № 6-7 (50). - С. 56-60.
31. Синягина Н.Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности / Н. Ю. Синягина // Воспитание школьников. – 2019. – №8. – С. 16–20.
32. Хафизова З.Н. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей школьного возраста / З. Н. Хафизова // Технологии Образования. -2020. -№ 1 (7). - С. 85-88.
33. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. Курс лекций / Б. Н. Чумаков. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – 69 с.
34. Шамова Т.И. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе / Т. И. Шамова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2018. – №1. – 145 с.