Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В связи с введением ФГОС второго поколения у детей после окончания начальной школы, должны быть сформированы определенные личностные качества: анализировать, обобщать, выделять главное, умение сотрудничать.[37]
Ученики начальной школы часто не могут чётко выражать свои мысли, их речь недостаточно выразительна, образна. Одни из них боятся вступать в беседу, не могут правильно задать вопрос или аргументировано отстоять свое мнение. Другие – не умеют слушать собеседника. Часто обучающиеся много времени проводят в сети Интернет, которая стирает пространственный барьер, но при этом ограничивает реальное общение.
В качестве основного результата образования, согласно Федеральному образовательному стандарту второго поколения, ученик должен овладеть набором универсальных учебных действий (УУД), которые в будущем позволять решить важные жизненные и профессиональные задачи.
Согласно, Федеральному образовательному стандарту, универсальные учебные действия можно разделить на личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Для школы значимое место занимают познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия – это ряд действий, которые обучают самостоятельному поиску информации, процессу обработки информации, систематизации и обобщению.
Проблемой формирования общее учебных универсальных учебных действий занимались такие ученые как: Ю.К. Бабанский, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные составляющие общеучебных умений и методику их формирования изучали А.Г. Асмоловым Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
За последнее столетие Россия претерпела колоссальные изменения. Но самые большие перемены начались с Перестройки, что негативным образом отразилось на всех сферах жизни общества.
Постепенно произошла утрата культурного наследия нашего многовекового народа. К сожалению, это привело к моральному упадку общества и отдалению человека от культурной жизни.
Как известно, приобщение к искусству способствует формированию духовно-нравственного воспитания. Посещение театра, выставок и музея дает возможность узнать историю своего народа, его традиции, а также проследить, как происходило развитие и преображение многих известных нам предметов и вещей.
Во времена СССР поощрялось посещение школьниками театров, библиотек и музеев, потому как, все это является образовательной системой. В то время, даже младшие школьники знали, кто изобрел радио, и кто такой В.И. Ленин.
Современные люди, в том числе и дети, отдалились от культурной жизни. В театр ходят единицы, музеи и библиотеки пустуют, все это отразилось на духовно-нравственном облике общества, произошла деградация. Подрастающее поколение не понимает смыла образования, не умеет самостоятельно добывать знания, испытывают сложности в поиске необходимой информации, безоговорочно доверяют сказанному с экранов телевизора и Интернета, даже не пытаясь найти подтверждение или опровержение данной информации.
Как говорит Асмолов А.Г.: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». «Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно воспитательного процесса в начальной школе» [23].
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развития познавательных универсальных учебных действий школьников посредством музейной педагогики
Объект – музейная педагогика как средство развития познавательных УУД.
Предмет – процесс развития познавательных универсальных учебных действий школьников посредством музейной педагогики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать уровень познавательных УУД
2. Роль музейной педагогики в развитии познавательных УУД
3. Диагностика познавательных УУД
4. Модель формирования музейной педагогики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Методы исследования: анализ международных, национальных, региональных, городских и школьных номенклатурных документов, научных статей отечественных и зарубежных исследователей, анализ фундаментальных работ, проведение опроса в форме анкетирования.
Методологическая база исследования: Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Гальперин П. Я. «Методы обучения и умственного развития ребенка», Фомина Н.Н. «Художественно-творческое развитие детей по А.В. Бакушинскому», Мичурина Ю.Д. «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения».
База исследования: МБОУ №123
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1 Анализ понятия познавательные УУД в психолого-педагогической литературе
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного и успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей, включая умение учиться [13]. Универсальный характер учебных действий появляется в том, что они обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся.
В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД), соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный; регулятивный, познавательный, коммуникативный.
Познавательные УУД являются основополагающими среди всех универсальных учебных действий, выделенных в ФГОС, так как это один из ведущих видов деятельности человека, направленный на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности и конкретных знаний.
В Федеральном государственном стандарте выдвигаются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоение учащимися основной образовательной программы. В состав метапредметных и входит понятие «познавательные универсальные учебные действия». Существуют несколько подходов к определению понятия «познавательные универсальные учебные действия».
Глоссарий, составленный на основе ФГОС [29], выделяет пять видов универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, который включает в себя действия саморегуляции, познавательный, коммуникативный. Пятым видом УУД выделяют знаково-символические учебные действия, которые обеспечивают, конкретные способы преобразования учебного материала. В глоссарии даются определения личностным, регулятивным, коммуникативным видам универсальных учебных действий и критериям их сформированности. Определения термина «познавательные универсальные учебные действия» отсутствует [32].
Рассмотрим определения данного понятия авторов, работы которых посвящены изучению познавательных универсальных учебных действий. Л.И. Боженкова [1] раскрывает понятия «познавательные действия» через понятие «познание», которое характеризуется как умственный творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. Действия, входящие в состав познавательных универсальных учебных действий, не отражены в данном определений.
В работе А.Г. Асмолова представлено следующее определение: «Познавательные универсальные учебные действия – это сложные формыопосредствования познавательной деятельности; переработка и структури-рование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления» [30, С.11].
Заявленные ФГОС результаты обучения согласуются с моделью выпускника начальной школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе и обеспечивающих «умение учиться»; личность, способная к совместной деятельности с учителем и одноклассниками [27, с. 10].
А.А. Леонтьев под умением учиться в первую очередь понимает «обучать деятельности» и отмечает: «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [16, с. 5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин, В. А. Психология личности : учеб.пособие / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В. А., 2019. – 89 с. – Текст : непосредственный.
2. Бакушинский А.В. Музейно-эстетические экскурсии. Москва 1919г. https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/21/7
3. Александрова, Г. В. Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. В. Александрова ; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2018. – 21 с. – Текст : непосредственный.
4. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили. – Москва : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2012. – 320 с. – Текст : непосредственный.
5. Андреева, И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста / И. В. Андреева // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. – 2013. – № 2. – С. 21-24. – Текст : непосредственный.
6. Анохина, Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. В. Анохина // Классный руководитель. – 2010. – № 3. – С.63-80. – Текст : непосредственный.
7. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – Москва : Просвещение, 2018. – 151 с. – Текст : непосредственный.
8. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова. – Москва : Просвещение, 2011. – 120 с. – Текст : непосредственный. 78
9. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько. – Москва : Педагогика, 2012. – 192 с. – Текст : непосредственный.
10. Богдан, О. В. Музей-мастерская как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / О. В. Богдан. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 161-165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7520/ (дата обращения: 13.05.2022).
11. Божович, Е. Д. Процесс учения : контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е. Д. Божович. – Москва : МПСИ, 2011. – 226 с. – Текст : непосредственный.
12. Виноградова, Н. Ф. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и их оценка / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. – Москва : Русский журнал, 2011. – № 2.
13. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе : методические рекомендации / А. Б. Воронцов. – Москва : ВИТАПРЕСС, 2011. – 172 с. – Текст : непосредственный.
14. Давыдов, В. В. Определение мышления / В. В. Давыдов // Культурно-историческая психология. – 2016. – № 2. – С. 3-16. – Текст : непосредственный.
15. Данилов, Д. Д. Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся / Д. Д. Данилов // Образовательные технологии : сб. статей. – Москва :Баласс, 2018. – С. 90-115. – Текст : непосредственный.
16. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 173 с. 80
17. Дьяченко, В. К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. – Москва : Народное образование, 2011. – 496 с. – Текст : непосредственный.
18. Занков, Л. В. Обучение и развитие (экспериментальнопедагогическое исследование) / Л. В. Занков. – Москва : Изд-во МГУ, 2015. – 401 с. – Текст : непосредственный.
19. Землянская, Е. Н. Развивающий потенциал учебных проектов школьников / Е. Н. Землянская // Начальное образование. – 2014. – № 4. – С. 15-23. – Текст : непосредственный.
20. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос», 2016.
21. • Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.
22. Михеева, Ю. В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС начального общего образования / Ю. В. Михеева // Академический вестник / Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – С. 46-54. – Текст : непосредственный.
23. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – Москва : Высшая школа, 2010. – 382 с. – Текст : непосредственный.
24. Онищенко, Э. В. Внедрение процедуры самооценки младшими школьниками как средства повышения качества образовательного процесса (к постановке проблемы) / Э. В. Онищенко // Актуальные проблемы современного образования : опыт и инновации: сб. ст. ; гл. ред. А. Ю. Нагорный. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 207-212. – Текст : непосредственный.
25. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара : Издательство «Учебная литература», 2018. – 208 с. – Текст : непосредственный.
26. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. Шк., 2004 — 216 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://muschkole.ucoz.ru/_ld/0/37__.-M__--..docx
27. Фролова, Л. А. Организация самоконтроля на уроке русского языка в 4 классе / Л. А. Фролова // Начальная школа плюс До и После. – 2016. – № 9. – С. 33-36. – Текст : непосредственный.
28. Царева, С. Е. Учебная деятельность и умение учиться / С. Е. Царева // Начальная школа. – 2017. – № 9. – С. 50-57. – Текст : непосредственный
29. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман. – Москва ; Рига : Педагогический центр «Эксперимент», 2010. – 224 с. – Текст : непосредственный.
30. Чошанов, М. А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы / М. А. Чошанов // Педагогика. – 2010. – № 10. – С. 95-99. – Текст : непосредственный.
31. Тамбовцева, А.В. Развитие музейного дела в учреждениях образования Нижнего Новгорода. [Текст] //Проблемы школьного воспитания. – Н. Новгород, 1999. – № 3. – С.29