Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Осуществленный в РФ переход к рыночной системе экономики сопровождался большим количеством трудностей, формированием большого количества проблем в социально-экономической сфере. Одной из них является проблема занятости, неразрывным образом связанная с людьми, их деятельностью в производственной сфере.
Конкуренция на рынке труда такова, что не всегда имеется реальная возможность найти работу даже довольно квалифицированным специалистам, если предложение превышает спрос.
Актуальность исследования также выражается тем, что мировой кризис экономики привел к обострению (в т. ч. и в РФ) большинства национальных проблем, к категории которых следует отнести и проблемы в сфере национального использования и распределения ресурсов труда. На трудовом рынке оказались большое количество незанятых квалифицированных рабочих, специалистов, соответственно, проблема безработицы вступила в острую фазу.
На данный период времени содействие занятости, в т. ч. по формированию новых рабочих мест, особенно для уязвимых слоев населения, остается основной задачей для каждой страны.
Во время реализации задачи по развитию рынка занятости и труда в период кризиса должна обеспечиваться практическая реализация гражданских прав на защиту от безработицы. Меры социальной защиты безработного, в некоторой мере признающиеся гарантиями его правового положения, поспособствуют росту его активности в поисках работы и участию в специальных программах, связанных с содействием занятости. По этой причине проблема обеспечения занятости граждан в кризисный период требует научной проработки правовых средств, которые направлены на развитие занятости и создание эффективного юридического механизма государственного регулирования, которое включает в себя финансовые, экономические, правовые, кадровые компоненты, политику занятости.
Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов правового статуса безработных граждан.
Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
- рассмотреть понятие и правовое регулирование статуса безработных граждан;
- исследовать права и обязанности безработных граждан;
- определить гарантии безработных граждан;
- изучить дополнительные гарантии социальной поддержки отдельных категорий безработных граждан.
Предметом исследования является совокупность норм трудового законодательства Российской Федерации, посредством которых осуществляется правовое регулирование приобретение правового статуса безработным гражданином.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающее в процессе приобретения правового статуса безработного, реализации прав, обязанностей и предоставление гарантий.
Методологическая основа исследования. В исследовании автор опирается на современные методы познания, разработанные философской наукой и апробированные юридической практикой. В работе использовались частно - научные и специальные методы: диалектический, исторический, системный, сравнительный, формализации, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Структура курсовой работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
1.1. Понятие и правовое регулирование статуса безработных граждан
В части 3 статьи 37 Конституции РФ предусмотрено право каждого гражданина на защиту от безработицы, обязывающее государство проводить политику, которая направлена на реализацию данного права. Обязанность государства осуществлять подобную политику исходит не только из содержания Конституции РФ, но и из содержания актов международно-правового характера. К примеру, в статье 23 Всеобщей декларации прав человека установлено право каждого на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные трудовые условия и защиту от безработицы.
Конвенция МОТ №122 «О политике в области занятости» (1964 г.) предусматривает в качестве целей государственной политики обеспечение того, чтобы была работа для всех, кто желает к ней приступить и ищет работу, чтобы данная работа была как можно более продуктивной, чтобы была свобода выбора занятости и самые обширные возможности для каждого работника получить подготовку и применять собственные способности и навыки для исполнения работы, к которой он пригоден.
В РФ главным нормативным актом, где регулируется этот перечень вопросов, признается Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Этот акт нормативно-правового характера признается системным, содержащим положения не только трудового права, но и административного, а также других отраслей. Закон РФ «О занятости населения в РФ» предназначен установить комплекс мер, средств и способов осуществления политики государства на трудовом рынке, обладающей целью оказание содействия осуществлению гражданами права на полную, свободно выбранную и продуктивную занятость .
Действующее законодательство, не устанавливая определение понятия безработного, предусматривает условия, когда лицо может получить правовой статус безработного. Так, согласно части 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработными являются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости населения с целью поиска подходящей работы, ищут работы и готовы к ней приступить.
Подобное положение, в общем, соответствует нормам международных актов, в соответствии с которыми безработным признается лицо, которое понесло предусмотренную законодательством государства временную утерю заработка, вызванную невозможностью надлежащего обеспечения лица, способного и готового работать, получить подходящее занятие, действительно ищущего работу.
Рассмотрим каждый признак правового статуса безработного гражданина более подробно.
Безработными не могут считаться граждане:
1) которые не достигли возраста 16 лет;
Фактическая способность трудиться представляется собой материальное условие правосубъектности безработного в качестве потенциального работника и считается одинаковым, как для работника, так и для безработного. Формирование трудоспособности связано с достижением определенного возраста. Так, статья 2 Закона РФ «О занятости населения», предусматривая критерий достижения определенного возраста, не дает возможность считать безработным гражданина, который не достиг 16 лет. Между тем, статья 63 Трудового кодекса РФ при некоторых условиях допускает возможность заключения трудового соглашения с лицами, достигшими пятнадцати лет. По этой причине исследователями неоднократно было обращено внимание на несоответствие положений Закона РФ «О занятости населения» и ТК РФ и предлагалось определить единый возрастной ценз для заключения трудового соглашения и признания гражданина безработным – пятнадцать лет.
Однако, имеется и противоположная позиция. Так, М.В. Филиппова возможность признания гражданина безработным с момента достижением им шестнадцатилетнего возраста связывает с тем, что главной формой занятости для лиц, не достигших совершеннолетия, является подготовка к будущей профессиональной деятельности, так как «обучение призвано обеспечить конкурентоспособность данных лиц на трудовом рынке в будущем, соответственно, улучшает перспективы их трудоустройства и снижает шансы на безработный статус» .
С позиции И. В. Храновского, это не может выступать достаточным основанием для определения разного возрастного критерия, так как профессиональное обучение в равной мере сохраняет собственное значение как в пятнадцать-шестнадцать лет, так и в более позднем возрасте. Помимо этого, в условиях коммерциализации образования, проживания в отдаленных местностях, где отсутствуют учреждения профессионального образования, признание гражданина безработным иногда является его единственность возможностью получить специальность (профессию) в рамках профессионального обучения по направлению службы занятости населения, т.к. Закон РФ «О занятости населения» устанавливает предложение со стороны органов службы занятости вариантов профессионального обучения как приоритетного для лиц, не имеющих профессии (специальности) .
2) которым согласно законодательству РФ определена трудовая пенсия по старости, в т. ч. в досрочном порядке, или пенсия, установленная пунктом 2 статьи 32 Закона «О занятости населения в РФ», или пенсия по старости либо за выслугу лет по пенсионному обеспечению государством;
В пенсионной системе Российской Федерации на федеральном уровне существует два типа пенсий, которые следует различать по источнику их финансового обеспечения:
- страховые пенсии, которые получает большинство пенсионеров в России вследствие уплаты в течение определённого периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Основной источник выплаты - средства, формируемые за счёт указанных страховых взносов. Установление пенсий данного вида производится в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» .
- пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые выплачиваются за счёт средств федерального бюджета; системы (необязательное пенсионное страхование). Право на эти пенсии в силу других обстоятельств, определённых в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .
Право граждан РФ на обеспечение пенсией при достижении определенного возраста гарантируется нормами Конституции РФ. В соответствии с этим актом каждый житель РФ обладает правом на получение государственной пенсии, под которой понимаются денежные выплаты на ежемесячной основе, призванные возместить гражданам заработок, утерянный при достижении предусмотренного законодательством возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по иным основаниям .
3) отказавшиеся в течение десяти дней с момента их регистрации в органах занятости населения с целью поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, в том числе временные работы, а впервые ищущие работу (которые раньше не работали) и вместе с тем не обладающие соответствующей профессией (специальностью) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки либо от предложенной работы оплачиваемого характера, в том числе временные работы. Гражданину нельзя предлагать одну и ту же работу два раза;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.05.2022.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995
3. Конвенция № 122 Международной организации труда О политике в области занятости [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 09.07.1964) // Ведомости ВС СССР. 8 ноября 1967 г. № 45. Ст. 608.
4. Конвенция № 168 Международной организации труда «О содействии занятости и защите от безработицы» (Заключена в г. Женеве 21.06.1988) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2171 - 2184.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Российская газета. - № 113. - 18.06.1996.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации // Российская газета. - № 247. - 20.12.2001.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 08.03.2022) О страховых пенсиях// Российская газета, N 247, 20.12.2001
9. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Российская газета. - № 84. - 06.05.1996.
10. Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, - 15.11.2021.- № 46. - Ст. 7707.
Научная и учебная литература:
11. Агеева А.С. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития // Журнал «Мировая наука». - 2019. - № 5 (26). - С. 119-123.
12. Гарина И.С. Проблемы занятости и безработицы в российской экономике // Современный этап мирового научного развития. Сборник научных статей. - 2019. - С. 36-45.
13. Григорьев И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. - С. 220-221.
14. Желябовская К.В. Безработица в современной России: проблемы и тенденции развития // Журнал «International Journal of Student Research». - 2019. - № 4 (5). - С. 36-44.
15. Кдлян Е.Л., Магдесян Г.А. Система социально-правовой защиты безработной молодежи // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2019. - № 49-6. - С. 45-47.
16. Логачева А.В. Особенности выплаты пособия по безработице // Журнал «Финансовый вестник». - 2016. - № 3 (34). - С. 138-140.
17. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - С.123-125
18. Панова Е.А. Современная система обучения и переобучения безработных: точки роста // Государственное управление РФ: повестка дня власти и общества. Сборник научных статей. - 2019. - С. 1047-1051.
19. Попандопуло К.Д., Блохина И.М. Социальные гарантии безработным / К.Д. Попандопуло, И.М. Блохина // В сборнике: Научные исследования и современное образование Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков. 2017. - С. 283-287.
20. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.]; под редакцией М. В. Филипповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – С. 132-134
21. Радонова А. В. Правовое регулирование занятости в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2021. – С.79-81.
22. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. : учебник / Сулейманова Г.В. - Москва : КноРус, 2019. - С.68-69
23. Тарасова Е.С. Проблема занятости и безработицы в современной России // Концепция национальной экономической безопасности РФ и ее реализация на современном этапе. Сборник научных статей. - 2020. - С. 261-265.
24. Токолова А.Ю., Наумочкина О.А. Эффективность профессионального переобучения безработных граждан – как фактор трудоустройства // Журнал «Научно-практические исследования». -2020. -№ 11-7 (34). - С. 53-55.
25. Токсанбаева М.С. Социальная защита трудоспособного населения в условиях современной нестабильности // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2021. – С. 222-224
26. Трудовое право: учебник / В. Л. Гейхман [и др.] ; под редакцией В. Л. Гейхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 382 с.
27. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов / В. В. Векленко [и др.] ; под общей редакцией В. В. Векленко. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - С. 73-74.
28. Филиппов И.А., Рузаева Е.М. Актуальные проблемы пособия по безработице в РФ // Студенческий научный журнал. – 2019. - № 1 (45). – С. 153-154
29. Храновский И. В. К вопросу о понятии безработного в трудовом праве // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2013. – С. 79-83.
30. Худякова С.С., Собянина М.Д. О принципах правового регулирования отношений по содействию занятости и социальной защите от безработицы в России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2009. – С.115-117.
31. Шин Е.В. Теоретико-концептуальные основы изучения профессионального обучения безработных граждан // Журнал «Студенческий». - 2019. - № 19-3 (63). - С. 19-21.
Судебная практика:
32. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 14.11.2018 по делу № 33-12136/2018 [Электронный ресурс] - режим доступа URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 15.05.2022).
33. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 04.05.2018 по делу № 11-5479/2018 [Электронный ресурс] — режим доступа URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 15.05.2022).