Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема духовно-нравственного становления и развития личности волновала человека с давних времен. В настоящее время, не взирая на различные трудности, происходящие в нашем обществе, будь то экономический кризис, проблемы политического и правового характера, вопрос о духовно-нравственной составляющей не теряет своей актуальности.
В работах ряда авторов (Г.С. Абрамовой, Н.В. Архангельского, Н.М. Болдырева) отмечено, что в настоящее время в обществе отмечается некий кризис проявления жестокости и насилия. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа [3].
На современном этапе развития образования сложилась ситуация, которая характеризуется, с одной стороны, тем, что на первый план выходит активизация человеческого фактора как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, с другой стороны - существует ряд проблем, связанных с резким падением духовно-нравственного здоровья российского общества. Ухудшение духовно-нравственной обстановки в российском обществе связано, в том числе, с отсутствием у подрастающего поколения четких положительных жизненных ориентиров.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно образовательное учреждение создает условия для реализации программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации требований ФГОС НОО
Объект исследования: процесс особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации требований ФГОС НОО
Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать понятия «духовно – нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе
2. Рассмотреть роль внеурочной деятельность в развитии духовно-нравственных понятий у младших школьников
3. Провести первичная диагностика уровня развития нравственного воспитания младших школьников.
4. Разработать комплекс мероприятий направленных на формирование духовно-нравственного воспитания младших школьников
Методы исследования:
• теоретические (сравнение, моделирование, обобщение) для выяснения современного состояния теории и практики исследуемой проблемы, учета отечественного и зарубежного опыта;
• педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы)
База исследования: МОУ № 123
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
1.1 Анализ понятия «духовно – нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе
Современный период в истории России и образовании является временем смены многих ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого века в России произошли как очень весомые положительные перемены, так и негативные явления, которые всегда неизбежны во время крупных социальных и политических изменений. Многие их этих явлений, конечно, оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское сознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. Во время изменения ценностных ориентиров происходит нарушение и духовного единства народа и общества в целом, размываются жизненные ориентиры молодых людей, происходит нуллификация ценностей старшего поколения, а также деформируются многие традиционные для страны моральные нормы и привычные нравственные установки. В обществе стал чувствоваться недостаток осознанно принимаемых многими гражданами принципов, норм и правил жизни, согласия по вопросам корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни [20].
Образованию в России отводится главенствующая роль в духовно-нравственном укреплении российского общества, его интеграции перед различными внутренними и внешними вызовами, в повышении доверия человека к жизни в России, к жителям страны, государству и обществу в целом, а также настоящему и будущему своей страны. Стоит отметить, что ценности личности развиваются не только в семье, а так же еще и в некоторых неформальных сообществах и группах, в сфере отдыха, массовой информации и искусства. Но, конечно, наиболее системно, комплексно и последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка происходит в сфере школьного образования, где развитие и воспитание детей обеспечено всем укладом жизни.
В литературе вопрос духовно-нравственного воспитания школьников разобран довольно-таки подробно. Изучением данного вопроса занимаются такие ученые, как: А. Я. Данилюк, Захарченко М. В., Миронова И. Ю. и другие [11,18].
Следуя логике концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования понятие духовно-нравственное развитие личности интерпретируется как: «…осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [1, с.4].
А. Д. Солдатенков трактует духовно-нравственное воспитание как: педагогическую деятельность, целенаправленную на формирование духовного мира подрастающего человека, которая, в свою очередь, включает в себя все компоненты личности, в том числе и ценности религиозной культуры» [5].
И. А. Капрова интерпретирует духовно-нравственное воспитание как деятельность педагога, целью которой является направленность на становление духовности и нравственности через стремление всей человеческой личности к Идеальной Духовной Сущности, в основе которой заложено осмысление собственных мотивов, ценностей и самоопределения личности в духовной сфере [11].
Т. И. Петракова определяет духовно-нравственное воспитание как: «…собственный процесс системного, организованного и комплексного, целенаправленного внешнего и внутреннего воздействия на духовнонравственную сферу личности человека, которая является системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний и мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, которая заложена в содержание образования и актуализированные определенной позицией учителя» [2, с.8]. Его показателями, по мнению автора, могут быть: реакция на педагогическое воздействие и уровень развития самосознания учащихся, богатство духовных запросов, сформированность духовно-нравственных ценностей.
Н. И Болдырев на видит духовно-нравственное воспитание как: «…педагогический процесс, который направлен на привитие и усвоение учащимися многих нравственных норм и правил, формирование их духовных, нравственных и эстетических чувств, а так же систематическое формирование высоконравственного сознания, чувства нравственного и умственного превосходства, выработку навыков, привычек и умений нравственного поведения» [8, с.21]. Его основной целью автор считает переход личности ребенка с низшего уровня на уровень нравственного саморазвития и самосовершенствования.
Теснейшим образом с когнитивным компонентом нравственности выступает интеллектуальная сфера личности. Одной из наиболее актуальных проблем современной психологии является проблема интеллекта. Несмотря на наличие мощных теоретических разработок в этой области психологической науки, как в отечественной (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, В. Н. Шадриков, М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова и др.), так и в зарубежной (Г. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Р. Кэттел, Ж. Пиаже, К. Спирмен, Л. Терстоун и др.), фундаментальные вопросы, связанные с раскрытием психологической сущности интеллекта, его детерминации и структуры, процесса и условий формирования по сей день не имеют однозначного решения. Однако единого мнения о том, что означает этот термин, среди специалистов до сих пор еще не выработано. Чаще всего под интеллектом подразумевают некоторую совокупность отдельных способностей, к которым могут быть отнесены, в частности, способности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаркова, Н. Г. Основная образовательная программа начального общего образования «Школа России» [Текст] / Н. Г. Агаркова. – М. : Академкнига, 2015. – 224 с.
2. Алавидзе, Т. А. Социальная психология в современном мире [Текст] / Т. А. Алавидзе. – М. : Издательство АСТ, 2002. – 277 с.
3. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н. В. Архангельский. – М. : Изд-во Просвещение, 1979. – 236 с.
4. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н. И. Болдырев. – М. : Просвещение, 1979. – 245 с.
5. Болотина, Л. Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов [Текст] / Л. Р. Болотина. – М. : Просвещение, 1978. – 145 с.
6. Васильева, З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности [Текст] / З. Н Васильева. – М. : Просвещение, 1978. – 456 с.
7. Выготский, Л. С. Избранные психологические труды [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Астрель, 1986. – 296 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
9. Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств [Текст] / Т. П. Гаврилова. – М. : Знание, 1984. – 256 с.
10. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности [Текст] / О. Г. Дробницкий. – Л. : Ленинград, 1977. – 156 с.
11. Захарченко М. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный ресурс] // Дети и школа. 2011. URL: http://www.spbda.ru/news/a-551.html (дата обращения: 18.09.2017).
12. Капрова, И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / И. А. Карпова. – М. : Просвещение, 1979. – 169 с.
13. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691. Изд. : Норматика, 2017. – 60 с.
14. Контарбаев, И. А. Нравственные развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / И. А. Контарбаев. – М. : Просвещение, 1996. – 126 с.
15. Левчук, Д. Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы [Текст] / Д. Г. Левчук, О. М. Потаповская. – М. : Планета, 2003. – 63 с.
16. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника [Текст] / И. С. Марьенко. – М. : Просвещение, 1990. – 475 с.
17. Матвеева, Л. И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. Изд.2-е доп. и перераб. [Текст] / Л. И. Матвеева. – М. : Цифра, 2009. – 126 с.
18. Миронова И. Ю. Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС [Электронный ресурс] // Дети и школа. 2009. http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228 (дата обращения: 01.05.2017).
19. Неводова, Д. П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности [Текст] / Д. П. Неводова // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С.25-27.
20. Петракова, Т. И. Святоотеческое наследие и проблемы духовнонравственного воспитания учащихся в современной школе [Текст] / Т. И. Петракова. – М. : Мартенс, 1999. – 296 с.
21. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001 – 460 с.
22. Столяренко, Л. Д. «Основы психологии» [Текст] / Л. Д. Столяренко. – М. : «Феникс», 2008. – 703 с.
23. Тарасова, Г. И. Нравственная значимость современного урока. [Текст] / Г. И. Тарасова // Начальная школа. – 2010. – № 1. – С.4-5.
24. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ. Издательство: Проспект, 2017. – 53 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Редактор: Казакова А. А. Издательство: Просвещение, 2018 г. Серия: Стандарты второго поколения, 2017. – 48 с.
26. Чиндилова, О. В. К проблеме восприятия художественного произведения читателями разного возраста [Электронный ресурс] // О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс: до и после. – 2009. – №7. – С.50 –54. – URL: 87 http://www.school2100.ru/upload/iblock/3bb/3bbd722d6cf2441ca4308510d62c62 38.pdf (дата обращения: 02.09.2017).
27. Эльконин, Д. Б. Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Наука, 1987. – 156 с.