Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение........................................................................................................................3
1. Анализ социального явления «терроризм»……...................................................5
1.1. Понятие «терроризм» и его соотношение с понятием «террор» и «террористический акт» в Российской Федерации .............................................5
1.2. Средства, цели и методы терористической деятельности ................................9
2. Основные направления противодействия терроризму в международных правовых актах и в законодательстве Российской Федерации.........................15
2.1. Характеристика международных праовых актов в борьбе с терроризмом....15
2.2. Противодействие терроризму в Российской Федерации.................................23
Заключение..................................................................................................................30
Библиографический список.......................................................................................33
Фрагмент для ознакомления
2
заставить правительство или международную организацию совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия.
Группа экспертов ООН 17.03.2005 г. охарактеризовала терроризм как любое действие, «направленное на причинение смерти или серьезных телесных повреждений гражданским лицам или не комбатантам с целью запугивания населения или принуждения правительства или международной организации к совершению или воздержанию от совершения какого-либо действия».
Европейский союз определяет терроризм в юридических/официальных целях в статье 1 Рамочного решения Совета о борьбе с терроризмом (Рамочное решение Совета от 13.06.002 г. (2002/475/JAI).
Это предусматривает, что террористические преступления являются определенными уголовными преступлениями, перечисленными в перечне, состоящем в основном из серьезных преступлений против лиц и имущества.
Резолюция 2253 Совета безопасности ООН утвердила основные положения глобальной контртеррористической стратегии и была принята 17 декабря 2015 года. Она стала обязательным положением для всех государств-членов Организации Объединенных Наций, связанных с «Аль-Каидой» (организация запрещена на территории РФ).
Резолюцией ГА ООН А/71/291 15 июня 2017 года был создан новый департамент по борьбе с терроризмом, а 21 июня 2017 года российский дипломат Владимир Воронков был назначен заместителем Генерального секретаря. Создание новых руководящих должностей и структур в Секретариате ООН доказывает, что международное сообщество обеспокоено угрозой международного терроризма.
В настоящее время существует глобальная круглосуточная система связи Интерпола (I-24/7) с обширной базой данных боевиков-террористов (более 18 000 человек). Целевая группа по финансовым мероприятиям (далее - ЦГФМ) по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма представляет собой эффективную и связующую глобальную сеть, объединяющую 9 региональных групп, в том числе 198 юрисдикций.
В феврале 2016 года ЦГФМ приняла совместную стратегию борьбы с финансированием терроризма. Группа «Эгмонт» (неформальное объединение подразделений финансовой разведки (ПФР) мира) объединяет и координирует службы финансовой разведки в 151 юрисдикции. Подписано более десятка региональных конвенций по предотвращению финансирования терроризма. Группа «Эгмонт» объединяет подразделения финансовой разведки (ПФР) 165 юрисдикций и предоставляет своим членам возможность обмена информацией по специальному защищенному каналу связи. Вступление в это объединение подтвердило соответствие российской финансовой разведки международным стандартам, что предоставило дополнительные возможности взаимодействия в сфере ПОД/ФТ.
Были созданы различные информационные сети, аналитические и научные учреждения (глобальный международный антитеррористический форум Гаагского Центра борьбы с терроризмом, Альянс цивилизаций), а также регулярно организуются встречи и мероприятия по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
В рамках системы ООН в отсутствие универсально согласованного определения этого термина в его мероприятиях можно найти различную терминологию, описывающую понятие «терроризм». Они, как правило, не предназначены для того, чтобы предположить наличие согласованного определения терроризма (хотя, в конечном счете, это одна из искомых, но в настоящее время труднодостижимых целей проекта всеобъемлющей конвенции о международном терроризме (Всеобъемлющая конвенция).
Вместо этого они призваны выступать в качестве руководящих ориентиров для оказания государствам помощи, например, в осуществлении мер, запрашиваемых или требуемых конкретными мероприятиями и инструментами. Различные примеры рассматриваются здесь в качестве иллюстрации, опираясь на ряд различных источников.
Первым примером является резолюция 49/60 ГА ООН, в которой делается попытка криминализировать ряд вооруженных действий, считающиеся «террористическими» по своему характеру. Особая сила этого подхода заключается в том, что он был принят ГА ООН консенсусом, то есть без голосования. Однако в качестве результата работы ГА ООН он не имеет обязательной силы. Об этом выводе свидетельствует еще и тот факт, что пока не удалось согласовать универсальное определение в контексте продолжающихся переговоров по проекту всеобъемлющей конвенции. Другим примером терминологии, связанной с «терроризмом», является резолюция 1566 (2004), цель которой заключается в оказании государствам помощи в выполнении их обязательств по резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности ООН по принятию внутренних законодательных мер.
Рисунок 2.3. - – Резолюции ООН, принятые с 2014 г.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты
1. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 года) // Сборник международных договоров СССР. - 1990. — Выпуск ХМУ. - С. 218.
2. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 года) // Собрание законодательства РФ. - 1994. — № 2. — Ст. 1064.
3. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 года) // Собрание законодательства РФ. - 1999. — № 7. - Ст. 3012.
4. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 года) // Собрание законодательства РФ. - 1999. — №7. — Ст. 3018.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1; 2019. №12. Ст. 1216.
7. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; 2015. №48 (Часть I). Ст. 6680.
8. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; 2018. №17. Ст. 2431.
9. Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ (утратил силу) «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.
10. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Опубликовано 31 декабря 2015 года на Интернет-портале "Российской Газеты".
Научная литература
11. Бошков Д.А., Зардинов М.Р., Куликов С.В., Осипов А.В. Уголовно-правовая политика государства в сфере противодействия террористической деятельности // Дневник науки. 2019. № 6 (30). С. 59.
12. Гурбанов Э.Ш. К вопросу об общих направлениях деятельности судов по предупреждению преступлений террористической и экстремистской направленности // Вестник экономической безопасности. 2019. № 2. С. 180-186.
13. Жиляева А.М. Вербовка как содействие террористической деятельности // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. 2019. С. 112-115.
14. Полякова Ж. В. Некоторые аспекты уголовной ответственности за международный терроризм / Ж. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 229-231.
15. Семин Е.С. Уголовно-правовая политика государства в сфере противодействия террористической деятельности // Студенческий форум. 2019. № 22-2 (73). С. 85-88.
16. Семин Е.С. Уголовно-правовая политика государства в сфере противодействия террористической деятельности // Студенческий форум. 2019. № 22-2 (73). С. 85-88.
17. Скворцова О.В. Проблемы правоприменения положений УК РФ, регламентирующих ответственность за содействие террористической деятельности в форме финансирования терроризма // Уголовно-правовые и криминологические направления противодействия преступности. 2019. С. 118-124.
18. Терроризм и организованная преступность: монография / С.А. Солодовников [и др.]; под ред. С.А. Солодовникова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 247 с.
19. Титкина Е.О. Проблемы квалификации организации деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации // Следственная деятельность: проблемы, их решение, перспективы развития. 2019. С. 158-160.