Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В связи с ухудшением в последнее время педагогической деятельности возрастает необходимость исследования этого реалия. Обучение профессиям педагогов, в том числе спортивных не прекращается, но всё же на данный момент увидеть молодых специалистов в образовательных учреждениях достаётся крайне редко. В некоторой степени данная проблема обусловлена низкой оплатой труда. Но и у этой проблемы есть обратная сторона, и даже не положительная: если повысить заработную плату, то в образовательные учреждения могут попасть много людей, плохо или совсем не разбирающихся в педагогической деятельности. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии спортивного педагога.
Актуальность вопроса формирования профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире.
Открытость педагога новым знаниям, опыту в меняющихся требованиях профессиональной деятельности становится необходимостью и потребностью для учителя. Как следствие, все это побуждает его постоянно рефлексивно поддерживать и понимать профессиональную философию, состоящую из системы ценностных ориентаций и главных принципов, которые задают сущность его деятельности, помогают в определении целей, оказываются аргументами при принятии решений. В таком контексте рефлексия учителя выступает как умение анализировать, осмысливать и конструировать смыслообразующую ценностную основу педагогической деятельности, базированную на отражении себя как субъекта деятельности, индивидуальности и личности в системе общественных взаимоотношений.
Профессиональная рефлексия учителя – это его способность отображать «внутреннюю картину мира» ученика[12]. Рефлексивно думать для учителя значит: в первую очередь, попытаться представить, кем является его ученик. Вслед за этим понять, какие могут быть перспективы его развития, и что из них реально принять за конкретную цель в текущих условиях, и уже потом решить, какой конкретно должна быть ситуация, для того чтобы она стимулировала его к развитию.
Рефлексия в общем смысле существует как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Эволюция отечественной психологии, проблемы в рефлексии связаны с именами И.М. Сеченова, Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. На теоретическом уровне рефлексия рассматривалась как свойство одного из объяснительных принципов развития и организации психики человека, и прежде всего самосознания – ее главной формы. Методологическая рефлексия сопряжена с осознанием субъектом совокупности методов и средств с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, ее результату и объекту.
Сегодня особую значимость для формирования компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.
Работа по формированию профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности
Цель работы – изучить особенности рефлексивной деятельности спортивного педагога, в частности самооценку личностных качеств и способностей.
Предмет исследования – рефлексивная деятельность, в частности самооценка личностных качеств и способностей.
Объект исследования – спортивные педагоги.
Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности педагогической рефлексии педагога;
2. Выявить базовые компетенции современного педагога;
3. Проанализировать особенности рефлексивной деятельности педагога как средства успешного обучения детей;
4.Определить методики самооценки личностных качеств и способностей спортивного педагога.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследовательской работы, изучение педагогического опыта; синтез, обобщение; наблюдение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
1.Теретические аспекты рефлексивной деятельности педагога
1.1. Педагогическая рефлексия педагога
Стратегия развития учреждения современного образования, обеспечивающая качество образования, требуют четкого определения таких понятий как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога, профессиональная компетентность педагога.
Профессиональная компетентность включает в себя знания о всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения. Профессиональная компетентность может рассматриваться как сумма частных компетентностей, образующих новое качество личности педагога [13].
Компетентность – это «способность делать что-то хорошо или эффективно», способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии [6].
Педагогическая компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, нужных для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
В настоящее время в педагогике, педагогической психологии, социологии развернулись поиски, направленные на исследование проблемы развития компетентности как свойства личности, формирование компетенции специалиста-профессионала.
Под профессионализмом понимается высокое качество по приобретению специальности, позволяющее быть конкурентноспособным.
Профессионализм обеспечивает высокую мобильность, способность оперативно осваивать новшества, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работы, самостоятельно принимать решения и обеспечивать регуляцию поведения.
Компетентность – характеристика субъекта профессиональной деятельности. Она чаще всего рассматривается учёными в рамках конкретной профессиональной деятельности, которая выполняется качественно, эффективно, образцово, компетентно. Это позволяет трактовать компетентность как фактор, который содействует непрерывному самообразованию специалиста [10].
Понятие «компетентность» соответствует новой парадигме профессионального образования, которая формулируется как «образование в течение всей жизни».
Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса [7].
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоценку и взаимоотображения участников педагогического процесса, отображение педагогом своего внутреннего профессионального мира а также развития учащихся в рамках реализуемой им деятельности [17].
Рефлексирующий педагог – это педагог, который думает, анализирует и исследует свой опыт [17].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асриян О.Б., Щербинина В.А. Профессиональная рефлексия у будущих врачей. Альманах современной науки и образования. 2017; 1 (115): 10 – 12.
2. Бессонова И.Г. Формирование профессиональной педагогической рефлексии у студентов педвуза. Диссертация кандидата педагогических наук. Ишим, 2007.
3. Бехоева А.А. Проектирование программы развития профессионально-педагогической рефлексии будущих учителей на основе рефлексивно-деятельностного подхода. Национальный психологический журнал. 2017; 1 (25): 56 – 63.
4. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. – Псков: ПГПИ им. С.М.Кирова, 2004. – 216с.
5. Гончарова Н.В. Развитие когнитивной рефлексии и ее роль в профессиональном становления студентов педагогического вуза. Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017; 4 (17): 49 – 51.
6. Иоакимиди, Ю.А. Педагогическая установка как профессиональная компетенция в структуре профессионально-педагогической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту /Ю. А. Иоакимиди, Н. А. Корохова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология» – Майкоп : Издво АГУ. Вып. 2(178). – № 2. – 2016. – С. 118-125.
7. Капустин, А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2013. – № 1. – URL: http://pnojournal.wordpress. com/archive/ (дата обращения: 23.05.2022).
8. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 320 с.
9. Новосёлова Л.А. Педагогическая рефлексия как условие развития профессионального самосознания будущего педагога профессионального обучения (аналитический аспект). Новые педагогические исследования. 2017; 4: 127 – 131.
10. Панфилова, А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров/А.П. Панфилова, А.В. Долматов; под ред. А.П. Панфиловой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 487 с.
11. Подымова Л.С. Инновационные модели профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях в целях социализации детей и молодежи / Л.С. Подымова . Под науч. ред. В.П. Сергеевой. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 165 с.
12. Раскалинос В.Н. Профессиональная рефлексия социального педагога. Проблемы современного педагогического образования. 2017; 54-1: 201 – 207.
13. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Ярославль, 2019.
14. Сагова З.А., Каптурова В.М. Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте. Национальный психологический журнал. 2017; 2 (26): 26 – 34.
15. Семенов, А. Школьный философский словарь. – СП.: Амфора, 2021.- 446с
16. Сороковых Г.В., Сергеева В.П., Подымова Л.С.Развитие инновационной деятельности педагога в процессе обучения, воспитания и социализации школьников: методические рекомендации / Г.В.Сороковых, В.П.Сергеева, Л.С. Подымова. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 52 с
17. Терентьева, Т. П. Профессионально-педагогическая компетентность учителя [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2018 г.). – Челябинск: Два комсомольца 2018. – С. 193–196.
18. Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы II всероссийской научной конференции, 30 марта 2018 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. – Чурапча: ЧГИФКиС, 2018 – 606 с.
19. Щекина С.С., Аверкиева Г.В. Развитие профессионально-педагогической рефлексии как теоретическая проблема и практическая задача. Понятийный аппарат педагогики и образования. Коллективная монография. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. УрГПУ. Екатеринбург, 2017: 267 – 280.
20. Эрнст Г.Г. Развитие профессиональной рефлексии будущего учителя как одно из условий эффективной профессиональной подготовки. Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: материалы третьей международной научно-практической конференции. 2019: 47 – 49.