Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция и т.п.), в которых он насчитывает достаточно длительную и обширную историю практической деятельности. В то же время, несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти обусловленный его новизной для нашего государства.
Статья 80 Конституции РФ провозглашает, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, именно в данной норме Конституции РФ прослеживается правовой статус Президента РФ, тем самым отводится ему особая роль, определяемая его правовым статусом как главы государства.
Исследование института Президента РФ в системе государственных органов возможно посредством анализа норм Конституции РФ, принятых в развитие этих норм федеральных конституционных и федеральных законов, иных источников, а также актов Конституционного Суда РФ в силу которых Президент РФ как глава государства наделен достаточно широким кругом полномочий, как в сфере законотворческой деятельности, так и в обеспечении устойчивого функционирования всей «триады» властей.
На сегодняшний день, ввиду сложившейся ситуации в стране большое внимание обращает на себя Президент РФ.
Так, патриотический подъем и социальная консолидация вокруг президента обусловлены сложной международной обстановкой и антироссийскими экономическими санкциями. Как поведет себя в той или иной ситуации, какую стратегию изберет и как это повлияет на население России в целом имеет первостепенно важное значение. Тем самым возрастает уровень доверия к главе государства, с которым связываются надежды на успешное разрешение кризиса, укрепление стабильности и дальнейший рост благополучия населения страны. Президент РФ, будучи главой государства, играет важную роль в отношениях с обществом.
Объектом исследования является институт президентства РФ.
Предметом работы выступают конституционно-правовые нормы, устанавливающие правовой статус Президента РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные нормативные акты, а также акты Конституционного Суда РФ по вопросам толкования отдельных норм Конституции относительно деятельности Президента РФ.
Цель курсовой работы – рассмотреть становление и развитие института президентства в России.
Задачи:
- определить становление и развитие института президентства в РФ.
- исследовать выборы Президента РФ и его вступление в должность. Правовой статус Президента РФ как главы государства.
- охарактеризовать полномочия Президента РФ в области внутренней политики.
- проанализировать место Президента Российской Федерации в системе разделения властей.
- выявить актуальные проблемы развития исполнительной власти в РФ во взаимоотношениях с Президентом РФ.
- рассмотреть перспективы института президентства в России.
Методологическую основу работы составили методы научного познания: диалектический метод, метод анализа и синтеза, сравнительно правовой.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Исторический анализ учреждения и становления института президентства в России
1.1.Становление и развитие института президентства в РФ
Само слово «президент» происходит от латинского слова «Praesidens», которое означает «сидящий спереди»; находящийся во главе. Толковый словарь русского языка дает следующее определение слова «президент» - это избранный на конкретный срок глава, который получил собственные полномочия при помощи проведения выборов [5, c 57].
Президентство выступает в качестве относительно молодого института конституционного права в Российском государстве. Учреждение в структуре государственной власти Российской Федерации поста Президента открыло новую стадию в развитии отечественной государственности и существенно повысило внимание в нашем обществе к президентскому институту.
В советский период в Российском государстве по факту отсутствовал такой пост, как глава государства. Формально данную роль исполнял коллегиальный орган, который назывался Президиум Верховного Совета РСФСР, во главе которого находился Председатель. Будучи наделенным на основании Конституции существенными полномочиями, данный орган играл отнюдь не независимую и самостоятельную роль в государственной жизни, выступая в качестве придатка аппарата партии, председатель и секретарь подписывали нормативно-правовые акты без рассмотрения на коллегиальном уровне.
Идея разделения властей была несовместима с существовавшей концепцией полновластия Советов, консолидируя в себе исполнительную и законодательную власти. Одним из отличительных особенностей принципа разделения властей выступает наличие в структуре органов власти Президента. Однако данная трактовка содержания Президиума Верховного Совета РСФСР являлась незаконной. Он выступал в качестве органической части единого механизма Советов, наравне с которой не могло существовать никакого другого органа власти государства. Согласно советским конституциям все органы являлись производными в Советском Союзе и им подотчетны. Все высказывания и попытки о формировании института президентства в Советском Союзе не находили помощи и поддержки и изначально отвергались на всенародных обсуждениях Конституции СССР 1936 года, а позднее во время подготовки новой Конституции 1977 года.
Первые настоящие шаги в данном направлении были сделаны в скором времени, когда к власти пришел М.С. Горбачев. Во время подготовки 19 Всесоюзной партийной конференции и во время ее проведения был обсужден вопрос о введении в СССР поста Президента, но был создан проект по введению другой должности – Президента ВС СССР и создана для избрания на нее кандидатура генсека ЦК КПСС М.С. Горбачева. Лишь на III съезде народных депутатов Советского Союза в марте 1990 г. был создан пост Президент СССР [11].
Н. Ф. Попова отмечает: «Конституционный статус Президента Российской Федерации определяется тем, что Президент является главой государства, обеспечивает взаимодействие и согласованную работу государственных органов, выступает гарантом Конституции Российской Федерации, занимает определяющее положение по отношению к исполнительной власти» [24, c 102].
Порядок выборов Президента определяется Конституцией Российской Федерации [1] и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» [2].
Согласно Конституции 1978 года высшим органом государственной власти в нашей стране был съезд народных депутатов [13]. А уже через определенный период времени Президент стал главой исполнительной власти, он был подотчетен и подконтролен съезду народных депутатов и его Верховному Совету [7].
В Российской Федерации пост Президента был учреждён общенародным референдумом 17 марта 1991 года по вопросу о введении поста Президента РСФСР, а 12 июня того же года был избран на пост Президента всенародным голосованием Борис Николаевич Ельцин.
Конституция 1993 года закрепила ведущее место Президента в системе публичной власти. Помимо основного закона страны данный пост получил закрепление и в федеральном законодательстве. В Российской Федерации институт президентства был введен Законом РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР» [8].
Первым Президентом Российской Федерации стал Борис Николаевич Ельцин. Политикой, которого были и остаются недовольны до сих пор. Борис Николаевич к концу 1999 года находился в ситуации, когда нужно было принимать реальное, ответственное решение. Продолжать ту политику, которую изначально подразумевало «Ельцинское правление» было уже невозможно. Страна с колоссальными усилиями пережила кризис 1998 года и все еще находилась под прессингом Чеченской катастрофы.
31.12.1999 г. первый Президент Российской Федерации Б. Н Ельцин за полгода до истечения срока полномочий издал Указ № 1761, согласно которому с 12 часов 00 минут текущего дня он сложил с себя исполнение полномочий главы государства, передав их к Председателю Правительства Российской Федерации [18].
Владимир Владимирович Путин стал вторым Президентом в истории Российской Федерации. Именно с этим человеком связаны довольно серьезные, глубокие перемены в нашем обществе.
Затянувшийся процесс формирования президентского института в нашем государстве объясняется причинами, как политического, так и идеологического характера. В первую очередь, власть президента предполагает признание идеи разделения властей. В нашем государстве он был закреплен в Конституции, однако на практике не действовал, т.к. декларировал идею полновластия Советов. Во-вторых, возвеличение руководства и культ личности в период застоя создании в человеческом сознании отрицательное отношение к любой единоличной власти, в особенности в высших эшелонах власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 251, 09.11.2020
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета, N 206, 19.10.1999
4. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 21.01.2020) О структуре федеральных органов исполнительной власти // Российская газета, N 104, 17.05.2018
5. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. - 786 с.
6. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2017. - 768 с.
7. Бочарова Н. Н. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Журнал «Северо-Кавказский юридический вестник».- 2017. –С. 84-86
8. Валиев К.Д., Софронов И.А. Конституционно-правовой статус Президента РФ // Журнал «Юридический факт». - 2018. - № 38. - С. 3-7.
9. Вахромова И.А., Поздеев А.В. Полномочия Президента РФ в органах исполнительной власти // Журнал «Наука XXI века: актуальные направления развития». - 2020. - № 1-2. - С. 352-355.
10. Гаман О. А., Зуева Ю. А. Особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации // Журнал «Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего». – 2018. – С. 241-243
11. Живаев А.А., Варданян О.В. Полномочия Президента РФ // Журнал «Научные исследования XXI века». -2019. - № 2 (2). - С. 398-400.
12. Иванова В.В. Формирование системы органов исполнительной власти РФ // Журнал «Молодой ученый». -2020.- № 44 (334). - С. 214-217.
13. Кильмаметова И.И. Президент РФ и исполнительная власть // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2021. - № 72-6. - С. 57-59.
14. Климовская М. К. Исполнительная власть в субъектах РФ // Журнал «Достижения науки и образования». – 2018. – С. 119-121
15. Кондрашев А.А. Суперпрезидентская республика: миф или реальность? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2018. - № 6 (46).- С. 34-42.
16. Конституционное право России: учебник / В.Л. Меньшов. - 2-е изд. - М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. - 206 с.
17. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. - 12-е изд., изм. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. - 768 с.
18. Конституционное право: учебник / П.П. Баранов, А.Ю. Мамычев, под ред. и др. - Москва : Юстиция, 2017. - 409 с.
19. Лебединцев, И. Д. Президент РФ в системе разделения властей: институциональные аспекты реализации полномочий / И. Д. Лебединцев // Общество, экономика, управление. - 2018. - Том 3. - № 1. - С. 45–51.
20. Макашова, А. А. Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей / А. А. Макашова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 17 (307). - С. 211-213.
21. Новоселова М. Д. Понятие, эволюция конституционно-правового статуса Президента РФ // Журнал «Отечественная юриспруденция». – 2018. –С. 8-9
22. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник / Л. А. Нудненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 472 с.
23. Писарев А.Н., Таймазов Т.Т. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации: вопросы теории и практики // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 2. - № 3 (19). - С. 162-164.
24. Попова, Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 333 с.
25. Реснянская О.С. Власть Президента РФ в системе разделения властей // Журнал «Альманах современной науки и образования».-Выпуск № 2 / 2017. – С. 93
26. Сергеев К.И. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей. - 2018. - С. 332-340.
27. Смыр, Л. Р. Перспективы института президентства в России в контексте конституционной законности / Л. Р. Смыр. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 21 (363). - С. 293-294.
28. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник / В. Г. Стрекозов. - М. Юрайт, 2020. - 256 с.
29. Токтогулов А. А. Исполнительная власть: понятие, сущность // Журнал «Проблемы современной науки и образования». – 2017.- С. 112
30. Шеповалова Ю.М. Статус Президента РФ как главы государства и его взаимодействие с исполнительной властью // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник научных статей. - 2017. - С. 172-175.