Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект изучения активной речи 6
1.1. Развитие активной речи у ребенка в норме 6
1.2. Особенности развития активной речи у ребенка с синдромом Дауна 13
Вывод по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование активной речи детей дошкольного возраста с синдромом Дауна 19
2.1. Организация эксперимента 19
2.2. Анализ результатов эксперимента 24
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 36
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития речи у младшего поколения всегда является актуальной. Каждый житель нашей Родины является носителем русского языка, «великого и могучего», разнообразного, богатейшего. Правильно построенная, развитая речь гарантирует человеку успешность общения, возможность быть понятым. Современное общество должно заботиться и о детях, имеющих проблемы со здоровьем и нормальным развитием. Особую категорию составляют дети дошкольного возраста с синдромом Дауна. Минздрав РФ не собирает статистику по детям, родившимся с данным диагнозом, но, не смотря на это, данные дети имеют право на получение образования [14].
Как правило, именно в дошкольном возрасте каждый ребенок впервые сталкивается с необходимостью использования правильной речи, поскольку этого требует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [16]. В дошкольном возрасте от ребенка требуются любые изъяснения о своих потребностях, которые помогали бы взрослому человеку его понять.
Известно, что на протяжении ряда лет дети с синдромом Дауна не имели возможности реализовать свое право на образование. Подавляющее большинство таких детей признавались медико-психолого-педагогическими комиссиями необучаемыми и нуждающимися лишь в уходе и лечении. В современной России специалисты считают, что детям с синдромом Дауна крайне необходима помощь в развитии. В связи с последними изменениями на законодательном уровне детей с синдромом Дауна начали постепенно включать в процесс инклюзивного обучения [16]. Приоритетной задачей на сегодняшний день является формирование полноценной учебной деятельности, которая возможна лишь при достаточно высоком уровне развития речи. Это предполагает определенную степень сформированности средств языка, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Поскольку речь имеет большое значение для общего развития ребенка и включения его в инклюзивную среду, вопрос речевого развития остается актуальным и открытым. Дети дошкольного возраста с синдромом Дауна имеют свои особенности развития речи, которые воспитателю следует знать для совершенствования целенаправленного педагогического воздействия.
Таким образом, ставим перед собой цель исследования: изучить активную речь у дошкольников с синдромом Дауна.
Согласно цели формируем ряд задач:
1) изучить процесс развития активной речи у ребенка в норме;
2) изучить процесс развития активной речи у ребенка с синдромом Дауна;
3) организовать эмпирический эксперимент по изучению активной речи у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна;
4) проанализировать результаты эксперимента.
Объектом исследования считаем процесс развития активной речи.
Предмет исследования: изучение активной речи у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
В рамках проведенного исследования можно выдвинуть следующую гипотезу: особенности развития активной речи у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна заключаются в стойкой недоразвитости речи, в недостаточном понимании речи окружающих, а так же речь характеризуется бедностью словарного запаса.
Теоретические положения: теория развития речи у детей дошкольного возраста Чиркиной Г.В., Ивановой М.М., Гвоздева А.Н., медико-психологический взгляд на проблему развития речи у детей с синдромом Дауна Барашнева Ю.И.
Методы исследования: теоретического характера - изучение психолого-педагогической и медицинской литературы; эмпирического характера – диагностика уровня развития речи у детей дошкольного возраста, методы описательной математической статистики.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных эмпирическим путем данных при работе с детьми, имеющими синдром Дауна воспитателями ДОУ.
База исследования: _____
Глава 1. Теоретический аспект изучения активной речи
1.1. Развитие активной речи у ребенка в норме
В ФГОС дошкольного образования «Речевое развитие» выделяется в основную образовательную область. Это делается не зря, ведь дошкольный возраст ребенка крайне важен в отношении закладки психических процессов, а речи – особенно [16].
Исследователи детской речи выделяют разное количество этапов ее становления, указывая свои возрастные границы. Гвоздев А.Н. определил для себя важным подход к прослеживанию последовательности появления в речи различных ее частей, словосочетаний, видов предложений. Данный подход он использует при разграничении этапов становления активной речи [4, стр. 56].
Нам ближе всего периодизация И.П. Васюковой, которая устанавливает этапы становлении речи детей в зависимости от их возраста [2]:
1) подготовительный этап: с рождения до года;
2) преддошкольный этап или этап первоначального овладения языком: с года до трех лет;
3) дошкольный этап: с трех до семи лет;
4) школьный этап: с семи до семнадцати.
В рамках нашей работы остановимся подробнее на дошкольном этапе.
Ермолина Н.И. уверенна, что высшие психические функции, такие как речь, память, внимание даются ребенку в полном объеме с рождения. Они формируются и развиваются в течение жизни. От того, насколько направлен и своевременно определен процесс формирования этих функций, во многом зависит дальнейшее полноценное развитие ребенка как личности [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Барашнев Ю.И. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет. - М.: Триада-Х. - 2007. - 280 с.
2) Васюкова И.П. Речевая карта. – [Элктронный ресурс] / Режим доступа: https://sites.google.com/site/logopedonlain/dokumentacia-logopeda/recevaa-karta
3) Волкова Л.С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов. - М.: ВЛАДОС. - 1999. - 678 с.
4) Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком родного языка. – М.: Просвещение. – 1927. – 106 с.
5) Ермолина Н.И. Особенности развития некоторых высших психических функций у детей раннего возраста в современных условиях. – Киберленика. – 2010. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-nekotoryh-vysshih-psihicheskih-funktsiy-u-detey-rannego-vozrasta-v-sovremennyh-usloviyah
6) Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап». - 2013. - 140 с.
7) Иванова М.М. Советы родителям по организации речевого диалога с ребенком в повседневной жизни: (из опыта консультирования семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с синдромом Дауна). Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 4. - С. 20 – 28.
8) Иванова М.М. Общие и вариативные характеристики речевого развития детей с синдромом Дауна 3-7 лет. – 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://downsideup.org/ru/catalog/article/obshchie-i-variativnye-harakteristiki-rechevogo-razvitiya-detey-s-sindromom-dauna-3
9) Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. - М.: АРКТИ. - 2005. - 224 с.
10) Одинокова Г.Ю. Феномены общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна. Дефектология. - 2015. - № 2. - С. 56-63.
11) Речевой онтогенез. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1741763/
12) Речевые нарушения при синдроме Дауна. – Центр речи «Каркуша». – 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://karkusha.su/rechevyie-narusheniya-pri-sindrome-dauna/
13) Розенгарт-Пупко Г.Л. Развитие речи ребенка раннего возраста. - М.: Московский большевик. - 1947. - 38 с.
14) Статистика Минздрава РФ по числу людей с синдромом Дауна в России. Даунсайд. – 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://downsideup.org/ru/catalog/article/statistika-minzdrava-rf-po-chislu-lyudey-s-sindromom-dauna-v-rossii
15) Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос. - 2004. – 208 с.
16) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
17) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс. – 2007. – 308 с.
18) Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе. – 2017. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eduinterest.ru/deceds-513-1.html
19) Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. - М.: АРКТИ. - 2003. - 240 с.
20) Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение. - 2009. – 23 с.