Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и степень разработанности (изученности) темы. Социаль-ная политика выступает основным компонентом современного мира. Она сконцентрирована на обеспечении благополучии и развитии общества. Это система мер и мероприятий, а также система взаимоотношений и взаимодей-ствие между социальными сферами социума, основополагающей целью ко-торых выступает - индивид, его благополучие, социальная защита и разви-тие, жизнеобеспечение и социальная безопасность в целом.
Принятие приоритетности социальной политики в сфере защиты семьи выступает одни из значимых направлений государственного регулирования в Российской Федерации. Дети как максимально уязвимый элемент общества требуют особого участия со стороны правительства и общества в целом. Они должны выступать предметом социальной заботы.
Конституция Российской Федерации обеспечивает признание и гаран-тирование прав и свобод гражданин согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Можно сказать, что материнство и детство, находятся под защитой государства, создающие социально-экономические и правовые условия для благоприятного развития, воспитания и образования детей. Так же Конституцией РФ провозглашено обеспечивать соблюдение прав и интересов детей, которые регулируют федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Россий-ской Федерации, нормативно - правовые акты субъектов Российской Федера-ции. Данные нормативно-правовые документы, как общего, так и специаль-ного характера.
В Российской Федерации в настоящее время сложилась система предо-ставления государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Законодательство сформировано, в главной степени, на федеральном уровне, в основном, закреплены общие положения в области установления прав на материальную поддержку в случае отцовства, материнства и детства.
Степень разработанности исследования. Изучению пособий большое внимание в своих работах уделяли В.М. Луганцев («О сфере действия совре-менного трудового права»), В.В. Федин («Юридический статус работника как субъекта трудового права»), Г.С. Скачкова («Расширение сферы дей-ствия трудового права и дифференциация его норм»), З.М.Алигаджиев, Н.Г.Арметов, и многие другие. Их труды говорят о том, что вопрос, касаю-щийся регулирования пособий семьям, имеющих детей рассматривался до-статочно глубоко и всесторонне, однако он все еще не совершенен и требует доработок.
Цель и задачи. Целью исследования является изучение правового регу-лирования государственных пособий гражданам, имеющим детей в Россий-ской Федерации.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
- рассмотреть пособия семьям, имеющим детей, как инструмент со-циально-ориентированной политики государства;
- раскрыть право на получение пособий гражданам, имеющим де-тей;
- рассмотреть понятие и виды пособий гражданам, имеющим де-тей;
- выявить порядок назначения и выплаты государственных посо-бий;
Объект и предмет. Объектом исследования выступают общественные от-ношения, возникающие в связи с назначением и выплатой пособий семьям, имеющим детей.
Предметом исследования являются нормы действующего законодатель-ства, закрепляющие государственные пособия семьям, имеющим детей, а также нормы права, регулирующие отношения по предоставлению пособий на детей.
Методология и (или) методы исследования. Методологическую основу настоящего исследо¬вания составил диалектический метод познания. При написании настоящей работы были использованы также такие методы, как: диалектический, логический, формаль¬но-юридический и так далее.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, спис-ка использованных источников и приложения.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
1.1 Пособия семьям, имеющим детей, как инструмент социально-ориентированной политики государства
Конституция РФ в статье 7 провозглашает Россию социальным государ-ством. При этом, согласно основному закону, в России «...устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» . Однако с 2020 г., после внесения поправок в текст Конституции РФ, глава 3 пополнилась новыми нормами, имеющими прямое отношение к теме настоя-щего исследования.
Так, статья 67.1 Конституции РФ провозглашает детей важнейшим при-оритетом государствен¬ной политики России. Отмечается, что государство должно создавать условия для всестороннего раз¬вития ребёнка, а также обеспечивать реализацию обязанностей родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Эта норма является основополагающей в том числе и для социальной по¬литики государства в отношении детей.
Государственные пособия гражданам, имеющим детей, устанавливаются на основе Федерально¬го закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» . Ста¬тья 3 этого закона выделяет во-семь видов пособий гражданам, имеющим детей. К ним относятся по¬собие по беременности и родам, пять видов единовременных пособий (выплачивае-мых по различным основаниям), пособие на ребёнка и ежемесячное пособие по уходу за ребёнком. Порядок назначе¬ния и выплаты перечисленных посо-бий определяется Правительством РФ; таким образом, именно оно является ответственным за реализацию социальной политики в отношении семей, имеющих детей, в России. Функции по определению порядка назначения и выплаты названных пособий реализуются Минтруда РФ .
Содержание социальной политики государства в отношении семей, име-ющих детей, раскрыва¬ется исследователями довольно разнообразно. Так, Кондакова Н.А. отмечает, что «социальная поли¬тика государства, направ-ленная на поддержку семей с детьми, подразумевает осуществление соци-альных программ, обеспечивающих благосостояние и социальные гаран-тии» . Цинченко Г.М. и Шабанова Е.С. отмечают, что «.особенности истори-ческого пути России стали причиной того, что семейная политика стала рас-сматриваться главным образом как организуемая и финансируемая госу-дарством социальная защита семей от нищеты, от вызванного инфляционным натиском снижения благосостояния» . Елисеева А.А. отмечает, что «.государственная поддержка семьи, не¬смотря на имеющийся довольно ши-рокий круг задач в данной области, осуществляется, в основном, только в социально-экономическом аспекте и направлена в большей степени на защи-ту интересов отдельных членов семьи, а не семьи в целом» . Сидоров В.А. приводит довольно обстоятель¬ный обзор мнений учёных, характеризующих государственную социальную политику в отношении се¬мей, имеющих детей. Он отмечает, что «Государственная семейная политика представляет собой комплексную систему государственной деятельности, направленную на се-мью как на социальный ин¬ститут, основной целью которой является укреп-ление, развитие, суверенитет, защита прав и интере¬сов семьи, основанные на правовом регулировании отношений с государством» .
Выводы исследователей в целом коррелируют с содержанием норма-тивных правовых актов в этой сфере. Так, согласно Указу Президента РФ от 13.05.1996 г. № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» «цель государственной семейной политики заключается в обес-печении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении каче¬ства жизни семьи» .
Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. содержит аналогич¬ное описание целей: «Целями государственной семей-ной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее обще¬ственного развития» . Иными словами, как современная доктрина, так и нормативные акты акцен¬тируют внимание на том, что соци-альная политика государства в отношении семей, имеющих детей, осуществ-ляется преимущественно за счёт финансового обеспечения семей со стороны государства. Само государство основным средством поддержки семей видит именно обеспечение их финансового благосостояния.
Однако этим средства поддержки не исчерпываются. Так, например, со-гласно плану мероприя¬тий на 2015-2018 гг. по реализации первого этапа концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 го-да, выделяется множество групп мероприятий, направленных на поддержку семей. В контексте настоящего исследования можно выделить следующие: содействие в трудоустрой¬стве граждан, которые воспитывают несовершен-нолетних детей; обеспечение получения профессио¬нального образования ро-дителей, ухаживающих за детьми в возрасте до 3 лет; поддержка бизнес - проектов родителей детей; обеспечение доступности дошкольного образова-ния и многие другие. В целом предусмотрен довольно обширный комплекс мер поддержки семей, имеющих детей.
Однако меры поддержки семей, имеющих детей, с помощью различных пособий не всегда реа¬лизуются в полной мере. В последние годы финансовая поддержка семей со стороны государства вы¬зывает критику. Основное направление этой критики сосредоточено вокруг отказа государства индек-сировать соответствующие пособия, что связывается с кризисными явления-ми в экономике, а также вокруг незначительности размеров этих пособий .
Таким образом, несмотря на существующие экономические проблемы, российское государство в последнее время стремится обеспечить достойное существование семьям. Вероятно, выплата пособий таким семьям, упрощение процедуры их получения, увеличение их размеров позволит улучшить де-мографическую ситуацию в стране: родителям придётся прилагать меньше усилий для обеспечения достойного существования своих несовершеннолет-них детей. Кроме того, приведённые выше факты свидетельствуют о том, что начался процесс реализации норм, внесённых в Конституцию РФ в 2020 го-ду. Государство, осознавая свою ответственность за будущее детей, прини-мает все возможные ме¬ры для реализации своих социальных функций. Насколько эффективны окажутся эти меры - покажет время, однако нельзя не отметить позитивный характер изменений, происходящих в этой сфере.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ) // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ас-самблеей ООН 10 декабря 1948 года) // Рос. газ. – 1995. – № 67.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свободе ETSN005 (Рим, 04 ноября 1950 года) (с изменениями и дополнениями) // Собр. законо-дательства Рос. Федерации. – 2001. – № 2. Ст. 163.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Фе-деральный закон от 30 нояб. 1994 № 51–ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собр. за-конодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
5. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 нояб. 1995 N 223—ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – №5. – Ст. 16.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 дек. 2001 г. № 197–Ф3 (ред. от 25.02.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1 (ч. I) . — Ст. 3.
7. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Феде-ральный закон от 19 мая 1995 года № 81–ФЗ (ред. от 30.04.2022) // Рос. газ. – 1995. – № 99.
8. Об основах обязательного социального страхования: Федераль-ный закон от 16 июл. 1999 г. № 165–ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Рос. газ. – 1999. – № 139.
9. Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию: Федеральный закон от 29 дек. 2006 г. № 255–ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Рос. газ. – 2006. – № 297.
10. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29 дек. 2006 г. № 256–ФЗ (ред. от 30.04.2022) // Рос. газ. – 2006. – № 297.
11. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей: Федеральный закон от 28 дек. 2017 г. № 418–ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Рос. газ. – 2006. – № 297.
12. Указ Президента РФ от 10.03.2021 № 140 «О некоторых вопро-сах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, преду-смотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имею-щих детей»«. URL: http://pravo.gov.ru.
13. О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедуше-вого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказа-ния им государственной социальной помощи: Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 // СЗ РФ. – 2003. – № 34. – Ст. 3374.
14. Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включи-тельно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (с изм. и доп.). URL: http:// www.pravo.gov.ru .
15. Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и пе-речня заболеваний, представляющих опасность для окружающих : Поста-новление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715// СЗ РФ. – 2004. – № 49. – Ст. 4916.
16. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правитель-ства РФ от 25.08.2014 № 1618–р // СЗ РФ. – 2014– № 35. – ст. 4811.
17. Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов органи-заций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпри-нимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения : Приказ Минфина России от 22.10.2012 № 135н // Российская газета. – 2012. – 28 дек., № 301.
18. Приказ Минтруда России от 29.09.2020 № 668н (ред. от 15.02.2021) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты гос-ударственных пособий гражданам, имеющим детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2020 № 61741) // Официальный интернет–портал пра-вовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 23.12.2020 (Дата обращения: 14.05.2022).
Материалы практики
19. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федера-ции № 1 от 2021 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021 // СПС «Консультант Плюс».
20. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верхов-ного Суда Российской Федерации от 26.10.2020 № 12–КГ20–4–К6 // СПС «Консультант Плюс».
21. Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.12.2019г. по делу №88–1968/2019 //СПС «Консультант Плюс.
22. Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2019 №88–997/2019, 88–1613/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28.03.2019 г. // СПС «КонсультантПлюс».
24. Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 11.07.2019 г. по делу № 2–880/2019 //СПС «Консультант Плюс.
Литература
25. Антонова, Н.В. Некоторые проблемы правового регулирования государственного (социального) пособия на ребенка в России (теорети¬ко–правовой аспект) / Н.В. Антонова // Черные дыры в российском за-конодательстве. – 2016. – №1. – С. 53–55.
26. Бачмага, О.П. Особенности социального обеспечения личности на современном этапе / О.П. Бачмага // «Черные дыры» в российском законо-дательстве. – 2017. – № 5. – С. 24.
27. Бекишева, С.Р. Проблемы Совершенствования законодательства РФ о социальном обеспечении семей с детьми / С.Р. Бекишева, А.М. Курба-нова // Актуальные проблемы российского права. – 2016. №– 6. – С. 157–164.
28. Буянова, А.В. Проблемы правового регулирования назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей / А.В. Буя-нова // Социально–политические науки. – 2016. – №3. – С.36.
29. Гусева, Т.С. Использование российским законодателем новой терминологии для обозначения социальных выплат: объективная необходи-мость или недостаток юридической техники / Т.С. Гусева // Вестник Пермско-го университета. Юридические науки. – 2011. – № 1. – С. 126—132.
30. Гусева, Т.С. Структура и основные тенденции развития россий-ского законодательства о пособиях / ТС. Гусева // Российский юридический журнал. – 2017. – № 6. – C. 148–149.
31. Елисеева, А.А. Государственная поддержка как основа транс-формации института современной семьи / А.А. Елисеева // Социально–правовые аспекты трансформации института современной семьи в контексте реализации государственной семейной политики: сборник статей по материа-лам международной научно–практической конференции, посвященной 25–летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации. 29 октября 2020 г. / под общ. ред. О.Ю. Ильиной. – Тверь: Тверской государственный уни-верситет, 2020. – С.81.
32. Кондакова, Н.А. Современная социальная поддержка семей с детьми / Н.А. Кондакова // Проблемы развития территории. – 2015. – Вып. 3(77). – С.73.
33. Кондакова, Н.А. Современная социальная поддержка семей с детьми / Н.А. Кондакова // Проблемы развития территории. – 2015. – №3. – С. 72–87.
34. Лутовинова, Н. В. Проблемы защиты института семьи, материн-ства и детства в РФ и пути их решения / Н.В. Лутовинова, А.А. Овсянникова // Проблемы экономики и юридиче¬ской практики. – 2017. – № 2. – С. 137–141.
35. Лушников, А.М. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения / А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Н.Н. Тарусина. – М.: Про-спект, 2016. – 579 c.
36. Малеванная, А.А. Социальная защита семей с детьми, прожива-ющих на территории РФ / А.А. Малеванная // Ал¬лея науки. – 2016. – № 4. – С. 413–416.
37. Миронова, Т. К. Правовая природа отношений по предоставле-нию материнского (семейного) капитала / Т.К. Миронова // Вопросы россий-ского и международного права. – 2019. – Т. 9, № 10–1. – С.192–201.
38. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы / П.Д. Павленок. – М., 2015. – 253 с.
39. Петров, М. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 256–ФЗ «О дополни¬тельных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (постатейный) / М. Петров. – М.: Юстиц–Информ, 2017. – 231 с.
40. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 // Российская газета. 2021. 22 апр., № 87.
41. Сивакова, И.В. Административные изменения в система социаль-ного обеспечения: повторение исторического опыта / И.В. Сивакова // Акту-альные проблемы российского права. – 2018. – №3. – С. 403.
42. Сидоров, В.А. Семейная политика в системе государственной со-циальной политики / В.А. Сидоров // Власть. – 2015. – № 11. – С.84.
43. Сотникова, Л.В. Социальное обеспечение семей с детьми в Рос-сийской Федерации: правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Л.В. Сотников. – Екатеринбург, 2007. – 34 с.
44. Умнова–Конюхова, И.А. Принцип адресности социальной под-держки: содержание и особенности / И.А. Умнова–Конюхова, И.А. Алешко-ва // Социальное и пенсионное право. – 2020. – № 4. – С. 39–44.
45. Цинченко, Г.М. Социальная семейная политика / Г.М. Цинченко, Е.С. Шабанова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnaya–semeynaya–politika (Дата обращения: 14.05.2022).