Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач государства и общества является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Одним из требований ФГОС НОО является создание и развитие школьного ученического коллектива.
Человек — существо социальное, и, начиная с малых лет, он должен учиться жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие. Этому можно научиться только в групповом общении, в коллективе. Одним из коллективов, где ученик проводит большую часть своего времени, является школьный класс [7].
Проблемы формирования коллектива наиболее глубоко и подробно были разработаны в трудах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского. Н.К. Крупская рассматривала коллективную деятельность детей как богатый источник коллективных переживаний, которые вызывают повышенный интерес к явлениям общественной жизни. Она обратила внимание на значимость цели деятельности коллектива как перспективы его развития.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры, сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому проблема формирования детского коллектива в современной школе актуальна для учителя и предполагает опору на изучение и переосмысление педагогического опыта по решению данной задачи в практике воспитательной работы с младшими школьниками.
Существуют разнообразные средства формирования детского коллектива. Одним из них является коллективная творческая деятельность (КТД). Технология коллективной творческой деятельности разработана известным педагогом И.П. Ивановым.
Актуальность проблемы не теряется и сегодня. К сожалению, в последнее время, как показывает анализ опыта работы учителей школ России, методика организации коллективной творческой деятельности (КТД) используется крайне редко.
Объект исследования: процесс формирования ученического коллектива младших школьников.
Предмет исследования: коллективное творческое дело как средство формирования коллектива обучающихся в современной начальной школе. Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать возможности коллективной творческой деятельности в формировании ученического коллектива младших школьников.
Задачи:
1.Изучить понятие и сущность коллективного воспитания школьников
2. Выявить особенности формирования взаимодействия учащихся в коллективе.
3. Изучить Задачи, условия, принципы КТД
4. Провести эмпирическое исследование по формированию классного ученического коллектива средствами коллективных творческих дел.
Гипотеза: предполагаем, что разнообразные коллективные творческие дела могут стать эффективным средством формирования классного ученического коллектива.
Методы исследования: 1. Изучение и анализ педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Наблюдение. 3. Метод обобщения независимых характеристик.
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации коллективного творческого воспитания
1.1. Понятие и сущность коллективного воспитания школьников
Первопричиной возникновения ориентаций на ведущую роль коллектива стала трактовка вечного стремления людей к сотрудничеству и различным формам объединений.
Из истории следует, что люди объединялись самостоятельно – для более успешного, чем в одиночку, решения житейских задач, или насильственно – под руководством имеющих власть (войны, создание промышленных предприятий и т.д.). Даже образование со времен Я.А. Коменского в Европе и Петра I в России становится насильственным актом объединения, у которого с объединением добровольно – самостоятельным общим является только совместность действий. Однако ни первый, ни второй признаки объединения не являются характеристиками коллективизма [6].
Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны в советской педагогике А.С. Макаренко и Н.К. Крупской. Необходимость коллективистского воспитания они связывали с реализацией целевых установок общества по формированию у учащихся коллективистических черт, умение работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным.
Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашённый А.С. Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания.
А.С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть общества, оценивая его как главный инструмент воспитания. Основная система нравственных отношений личности формируется в условиях коллектива. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимо коллективной деятельности и взаимоотношений. Подчёркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А.С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» [9].
Творческое развитие идей А.С. Макаренко получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика и др.
В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребёнка. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных взаимоотношений. «Мудрая» власть коллектива помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей [11].
Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла своё отражение в работах Т.Е. Конниковой. она показала, что коллектив воздействует на ребёнка в меру активности самого ребёнка. Условием становления гуманистических отношений она считала участие детей в делах на благо других, сотрудничество с другими коллективами ради общей цели, преодоление вместе трудностей и переживание общих достижений [11].
В работах Л.И. Новиковой раскрыта природа детского коллектива, поэтому предметом внимания должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребёнка Гуманизация образования в 80–90-е годы потребовала разработки новых подходов к коллективистскому воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.
Современная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает наряду с её качественным обновлением возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Создаётся новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений.
Разработаны и апробированы в практике работы школ идеи «общности» коллектива, который объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путём передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова), коллективного сотрудничества в совместной деятельности, развития взаимодействия в коллективе (В.А. Саттаров, В.Г. Маралов) [7].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева Г.М. Социальная психология и социальные изменения / Андреева Г.М. - //Психол. журн. - 2015. - № 5. - С.5-15.
2.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.: Воронеж, 1995. - 520 с.
3.Бояцис, Ричард На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе / Ричард Бояцис, Энни Макки. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 304 c.
4.Гайдаенко, Е.А. Классные часы и коллективно-творческие дела. 1-4 классы. Идеи, конкурсы, праздники. ФГОС / Е.А. Гайдаенко. - М.: Учитель, 2016. - 322 c.
5.Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива / Л.Ю. Гордин. - М.: Просвещение, 1984.-175 с.
6.Дурылин, С.Н. Дурылин С.Н. Раскрытие творческого потенциала личности ребёнка. Принцип свободы в педагогической деятельности. В помощь педагогам и родителям / С.Н. Дурылин. - М.: Амрита-Русь, 2017. - 972 c.
7.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989. – 92 с.
8.Игры на сплочение детского коллектива (набор из 20 карточек). - М.: Речь, 2013. - 104 c.
9.Киладзе, Н.В. Воспитание детского коллектива. 4 класс. Программа. Родительские собрания. Классные часы. Коллективные творческие дела / Н.В. Киладзе. - М.: Учитель, 2015. - 792 c.
10.Коллективно-творческие интересы в классе. - М.: Красико-Принт, 2015. - 176 c.
11.Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – 123 с
12.Рузов, В. О. Качества эффективного лидера. Психология отношений в коллективе / В.О. Рузов. - М.: Veda Press, 2016. - 137 c.
13.Станкин, М. И. Искусство управления коллективом / М.И. Станкин. - М.: Книжный мир, 2013. - 320 c.
14.Фопель, К. Групповая сплоченность / К. Фопель. - М.: Генезис, 2014. - 336 c.
15.Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов / В.Б. Шапарь. - М.: Феникс, 2016. - 448 c.