Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Исламское право вытекает непосредственно из мусульманской религии, составляя с нею единое целое и определяя тем самым особенности государства и права многих стран Азии и Африки. Хотя со второй половины XIX в. прослеживалась тенденция к падению роли мусульманского права, в последнее время его отдельные отрасли, институты и нормы не только продолжают существовать как действующее право, но и усиливают свое влияние.
Конституции многих исламских стран признают основополагающие нормы исламского права главным источником законодательства, поэтому в законотворческой деятельности широко используются классические труды по исламской юриспруденции, а также предпринимаются попытки систематизации норм мусульманского права по отдельным отраслям, что в целом стимулирует развитие исламской юриспруденции.
Исламское право оказало большое воздействие на историю развития права и государства многих восточных стран. Сфера его действия в качестве правового и идеологического факторов в настоящее время также остается довольно широкой, что в большинстве случаев объясняться тесными взаимосвязями мусульманского права с исламом в качестве религиозной системы, которая до нашего времени обладает едва ли не определяющим значением для мировоззрения самых широких кругов населения в данных государствах. Из всех религий мира ислам самым тесным образом находится во взаимосвязи с правом и государством. Связующим элементом здесь признается идеология ислама и нормы мусульманского права.
Исламское право следует изучать с двух основных позиций. В мирском смысле оно считается единым исламским механизмом норм регулирования в социальной сфере, которая включает в себя ка нормы права, так и регуляторы неправового характера, главным образом, нравственные и религиозные нормы поведения.
В жизни при столкновении с общественными отношениями все данные положения очень тесно переплетаются и взаимодействуют. Однако как показывает практика юридического развития исламских государств, в этой системе правовые нормы поведения занимают относительно независимое место. Кроме того, с течением веков обособление норм права от прочих, неюридических исламских регуляторов, проявлялось все более отчетливо, механизм подобных норм признается мусульманским правом в его правовом значении.
Объект исследования – правовые семьи и правовые системы современности.
Предмет исследования – мусульманская правовая семья.
Цель данной работы – комплексное исследование мусульманской правовой семьи, мусульманского права и основных его источников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать общую характеристику мусульманской (исламской) правовой системы;
2)изучить Коран и сунна как источники исламского права;
3) исследовать иджму как источник исламского права;
4) определить особенности кияса как источник исламского права;
5) рассмотреть исламское гражданское право и современное семейное законодательство;
6) изучить преступления и наказания по исламскому праву.
Структура работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Понятие и сущность мусульманской правовой семьи
1.1. Понятие правовой системы и правовой семьи
В научной литературе достаточно часто можно встретить отождествление понятий правовой системы и правовой семьи. Рассмотрим основные подходы.
Согласно общеисторическому подходу, правовая семья определяется правовыми системами. Причем, обязательно должно присутствовать сходство в историческом развитии данных систем.
Кроме того, есть и так называемый стилевой подход, который предложили К. Цвайгерт и Х. Кётц. Они полагают, что некоторые правовые системы действительно имеют сходство, однако критерием сходства является стиль мышления . Юридическое мышление позволяет выделять и группировать правовые системы.
Как считают многие зарубежные авторы, понятие правового стиля является многофакторным. В частности, нужно обязательно учесть, каким образом сформировалась правовая система, как она развивалась в историческом отношении, в чем состоит специфика юридической составляющей данной системы, какие сформировались правовые институты, каковы особенности форм права, наконец, обязательно учитывается идеологический фактор.
Представителем третьей позиции является известный исследователь Р. Давид, которому принадлежит честь введения в научный оборот понятия «семья правовых систем». Согласно позиции Давида, понятие правовой семь позволяет выявить общее и различное в действующем праве .
Некоторые зарубежные исследователи отмечают, что правовая семья – это совокупность национальных правовых систем. Эти системы являются схожими по своему историческому пути. Кроме того, исследователь предлагает учитывать сходство форм права, институтов права, уделить внимание специфики применения права.
В целом, понятие правовой семьи является важным для любого сравнительного научного исследования, поскольку оно позволяет выделить те системы, которые имеют схожие черты, признаки. Правовая семья базируется на выделении некоего единства в разных системах права.
Таким образом, понятие правовой семьи выделяет особые качества определенных правовых систем. Благодаря изучению правовых семей мы можем понять, какие источники права приняты в данных семьях, какие там функционируют правовые отрасли, в чем заключается специфика юридического мышления, правовой культуры и т.п. Также именно правовые семье репрезентуют конкретные модели правоприменения и развития правовой системы.
Несмотря на то, что любая правовая семья отличается индивидуальностью, научное сравнительное правоведение предоставляет право провести типологию правовых систем, а также узнать их схожести и отличия. На основании этого сформировываются виды правовых систем, называемые правовыми семьями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты
1. Священный Коран [Электронный ресурс] // https://quran-online.ru/.
2. Гражданский кодекс Иордании. Амман, 1976.
3. Гражданский кодекс Ирака. Багдад, 1978.
4. Гражданский кодекс Сирии. Дамаск, (б. г.).
5. Гражданский кодекс Республики Афганистан. Кабул, 1976. дари).
6. Гражданский кодекс Исламской Республики Иран. Тегеран, 1994.
7. Гражданско-семейный закон Республики Афганистан. Кабуд, 1976.
8. Конституция Республики Афганистан. Кабул, 1986.,
9. Конституция Исламской Республики Иран. Тегеран: Изд-во министерства культуры, 1991.
10. Уголовный кодекс Республики Афганистан. Кабул, 1976.
Материалы судебной практики
11. Постановление ЕСПЧ от 10.11.2005 "Дело "Лейла Шахин (Leyla Sahin) против Турции" (жалоба N 44774/98) // СПС Консультант Плюс.
12. Постановление ЕСПЧ от 23.02.2010 «Дело "Ахмет Арслан и другие против Турции" [Ahmet Arslan and Others v. Turkey] (жалоба N 41135/98) (II Секция) (извлечение) // СПС Консультант Плюс.
13. Постановлении ЕСПЧ от 15.01.2013 по делу "Эвейда и другие (Eweida and Others) против Соединенного Королевства" // СПС Консультант Плюс.
Научная и учебная литература
14. Абрамова Е. В. Источники права как системная категория // Журнал «Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2018.
15. Алексеев, С. С. Право и правовая система [Текст] / С.С. Алексеев // Правоведение. - 1980. - № 1. - С. 31-39.
16. Базанаев Н. К. Правовые нормы Ислама //Журнал «Современный ученый». - № 5. – 2017. – С. 416-420.
17. Володина Н. В., Вавильченкова С. Е. Семейно-брачные отношения в современном мусульманском, иудейском и индуистском праве // Журнал «Современное право». - № 6. – 2017. – С. 90-91
18. Давид Р. Основные правовые системы современности. — М., 2019.
19. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Междунар. Отношения, 2018.
20. Давид, Р. Основные правовые системы современности [Текст] : [пер. с фр.] / Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. – М. : Международные отношения, 2019. - 453 с.
21. Жаров С. Н., Кадири М. К вопросу об источниках исламского права // Журнал «Вестник Челябинского государственного университета». – 2015. – С. 30-38.
22. Зубец О. Р. Мусульманское право в современном мире: доктрина и практика // Журнал «Современные тенденции развития науки и технологий». - № 4. – 2016. – С. 56-66.
23. Иванов Ю. А. Преступление и наказание в мусульманской правовой системе // Журнал «Современные проблемы юридической науки и правоприменительной практики». – 2017. – С. 52-57.
24. Кича М.В. Особенности понимания сущности права как социального регулятора в правовых системах государств Ближнего Востока. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ponimaniya-suschnosti-prava-kak-sotsialnogo-regulyatora-v-pravovyh-sistemah-gosudarstv-blizhnego-vostoka
25. Кудин А. А. Ислам в современном мире // Журнал «Философские науки». - № 3 (10). – 2016.
26. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – Проспект М, 2017. – 784 с.
27. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст] : учебник / М. Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект : Изд-во Московского ун-та, 2018. - 636 с.
28. Маюров Н.П. Традиционные и религиозные правовые семьи в странах современного мира. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-i-religioznye-pravovye-semi-v-stranah-sovremennogo-mira
29. Маюров, Н. П. Классификация правовых систем современного мира [Текст] / Н.П. Маюров // Вестник Тверского государственного университета (ТвГУ.) Серия: Право. – 2017. – № 4. – С. 178–182
30. Михайлова О.Д., Молодчик А.В., Нагорная М.С. Мусульманское право, как разновидность религиозной правовой системы и его влияние на светскую правовую традицию западноевропейских стран в условиях глобализации. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskoe-pravo-kak-raznovidnost-religioznoy-pravovoy-sistemy-i-ego-vliyanie-na-svetskuyu-pravovuyu-traditsiyu-zapadnoevropeyskih
31. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права : учебник для среднего профессионального образования / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 585 с
32. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Протасов. – М. : Издательство Юрайт, 2018.
33. Рарогова К. Исламское право, право исламских государств и их соотношение с традиционным международным правом // Журнал «Социально-политические науки». – 2015.
34. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бака- лавриата / Р. А. Ромашов. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
35. Сравнительное правоведение: учебник для магистратуры / В.Е. Чиркин. – 2-е изд., пересмотр. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2017.
36. Товсултанов С. А. Проблемы в понимании мусульманского права // Журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». – 2016.
37. Товсултанов С. А. Проблемы в понимании мусульманского права // Журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». - № 4. – 2016. – С. 40-47.
38. Цвайгерт, К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права [Текст] / К. Цвайгерт, Х. Кётц. – М. : Междунар. отношения, 1998. - 22 см. Доп. тит. л. изд.: Tübingen : Mohr, 1984-1996
39. Швецова А. В. Иджма как источник мусульманского права // Журнал «Эволюция российского права». – 2018.