Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Математика – это наука, которая идет нога в ногу с человеком на протяжении всей его жизни. Элементарные правила вычисления нужны любому человеку, несмотря на его профессию, увлечения, уровень развития. У большинства, складывается мнение, что математика это умение считать, вычислять сложные формулы, уравнения, но это далеко не так. На самом деле, это еще и понимание величин, фигур, времени, пространства. Так, человек сам того не замечая, использует математические умения в своей обыденной жизни.
Главная цель изучения курса математики в начальной школе состоит в том, чтобы сформировать у детей полноценную концепцию действительного числа, основой которого является понятие величины. Именно это понятие и доминирует в основном содержании дочислового периода. К концу дочислового периода у учащихся складывается содержательное расчлененное представление о величинах, их свойствах, операциях над ними (сравнение, сложение, вычитание), и свойствах этих операций (свойства равенства, неравенства, сложения), формируется умение решать задачи и задачи в буквенно-знаковой форме. До усвоения понятия числа ребенок может фиксировать результаты разностного сравнения предметно представленных величин с помощью буквенных формул, производить преобразования, опираясь на свойства отношений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОК ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ДОЧИСЛОВОЙ ПЕРИОД
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
С началом обучения в школе, жизнь ребенка, которая проходила в основном в игровой деятельности, кардинально меняется. Среди важных изменений в жизни ребенка следует, прежде всего, отметить целенаправленное включение в учебную ситуацию и становление учебной деятельности как ведущей, что в итоге сказывается на развитии личности и психики ребенка.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [16].
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье.
Если говорить о физическом развитии в этот момент, к 7 годам кора больших полушарий мозга считается достаточно зрелой. В это же время совершенствуется работа нервной системы ребенка и развитие головного мозга. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям этого возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы. Дети часто отвлекаются, бывают рассеяны и невнимательны.
В этом возрасте идёт активное развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования - окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны [17].
Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений. С поступлением ребенка в школу в число ведущих, наряду с общением и игрой, выдвигается учебная деятельность. Познавательные процессы начинают приобретать целенаправленный, осознанный характер. Дети учатся управлять такими свойствами как память, внимание, мышление.
Память у детей младшего школьного возраста становится опосредованной, то есть дети учатся запоминать, используя при этом разнообразные средства, помогающие запоминанию.
П.И. Зинченко в свое время утверждает, что память младшего школьника по большей части носит все ещё непроизвольный характер, хоть и менее слабо выраженный, как у младших школьников. Это говорит о том, что ученик не ставит перед собой цель выучить или запомнить что-либо. Запоминание происходит чаще всего вне зависимости от воли ученика, а запоминаются именно те моменты, которые имеют яркую эмоциональную окраску. Ученики запомнят то, что вызвало их устойчивое внимание, что является для них актуальным и интересным [8].
1.2. Особенности использования сказок при обучении математике в дочисловой период
Математика – это разносторонняя дисциплина, которая позволяет проводить различные вычисления и измерения, развивать ум человека, логику, мышление, формирует аналитический склад ума. Она, стоит на одном уровне с гуманитарными науками, такими как литература, и начинает изучаться детьми с самого малого возраста. Умение считать – это базовое умение, которым человек должен владеть идеально, ведь оно сопровождает его, как в обыденной жизни, так и в любой профессиональной сфере деятельности.
Математика имеет развивающий эффект: она способствует развитию памяти человека, речи, воображения, также она формирует в человеке настойчивость, терпение, логическое мышление. Люди, которые овладели математикой, пусть даже базовыми знаниями лучше планируют свою деятельность, могут спрогнозировать будущую ситуацию, могут последовательно и точно излагать свои мысли, обосновывать свою позицию и доказывать свои взгляды на те или иные вещи. Именно эта составная часть, имеет наибольшее значение в повседневной жизни человека [9, с. 18].
Первым этапом обучения математике в начальной школе является дочисловой период.
Подготовительный (дочисловой) период обучения математике - особая ступень в освоении математических знаний, это время адаптации ребенка к школе: от деятельности, носящей относительно свободный характер (игры), ребенок переходит к деятельности обязательной. Важнейшее значение для ребенка, ставшего школьником, имеет мотивация учения. Па первых порах основу мотивации составляет интерес к школе вообще, но ее основу должен составлять интерес к учению. В то же время деятельность учения для ребенка не является в сущности новой (обучение в детском саду зачастую предваряет знакомство ребенка с такой деятельностью почти в тех же формах, что и в школе) интерес к учению должен поддерживаться учителем, прежде всего, как интерес к приобретению новых знаний. При этом особое значение приобретает не столько содержание учебного материала, сколько сам процесс учебной работы школьника, способы и формы осуществления познавательной деятельности, направляемой учителем [1].
Цели дочислового периода: в дочисловой период обучения математике учителю необходимо:
• выявить запас математических знаний и умений у детей, поступивших в 1 класс;
• подготовить их к работе над первой темой программы – нумерацией чисел в пределах 10;
• направить работу на адаптацию учащихся;
• формировать у учащихся общеученических умений и навыков [18].
Обучение в дочисловой период строится на жизненном опыте ребенка. Содержание обучения на этом этапе во многом совпадает с тем, с чем дети познакомились в детском саду. Как правило, сюда включаются темы: сравнение и счет предметов; множества и действия над ними, пространственные и временные отношения. В этот период уточняются представления детей о количественном и порядковом числе; выясняется знание последовательности слов-числительных при счете; формируется умение пересчитывать предметы; разъясняются понятия больше, меньше, столько же [3].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОК ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ДОЧИСЛОВОЙ ПЕРИОД
2.1. Диагностика математических представлений у младших школьников в дочисловой период
Прежде чем отбирать содержание и конструировать учебный процесс с помощью использования сказок при обучении математике в дочисловой период, необходимо выявить стартовый уровень сформированности математических представлений у младших школьников.
Для этого нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Целью опытно-экспериментальной работы является выявление уровня сформированности математических представлений у младших школьников в дочисловой период.
С целью выявления уровня сформированности математических представлений у младших школьников в дочисловой период мы провели исследование на базе ГБОУ СО «Лицей №57(Базовая школа РАН)». В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 7-8 лет.
2.2. Рекомендации по использованию сказок при обучении математике в дочисловой период
Основные цели обучения при формировании основных математических понятий следующие: научить детей устанавливать основные свойства рассматриваемых пред¬метов, объединять в группы предметы, обладающие аналогичными свойствами, по заданному образцу; пользуясь приемом приложения и наложения, определять количественное равенство или неравенство двух групп предметов, уравнивать их, добавляя или убирая один недостающий или лишний предмет; правильно употреблять математические термины при характеристике установ¬ленного соотношения; развивать у детей пространственные представления; дать понятие о количестве; привить умение владеть приемом сравнения двух предметов и правильно исполь¬зовать необходимые слова-термины. Вместе с тем преследуется цель - развивать мышление учащихся, активизировать их познавательную деятельность, обогатить словарный запас, воспитать у малышей внимание, наблюдательность, навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), развивают память, инициативность, учат импровизации. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит ребенка логически мыслить [12].
Рассмотрим применение дидактических сказок по математике на различных этапах учебного процесса.
• Целеполагание. Сказки математического содержания или отрывки из них, зачитанные в начале урока, способствуют повышению внимания учащихся, их мотивации, которая может привести к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы.
• Изучение нового материала. Дидактические сказки повышают уровень положительных эмоций, что способствует бессознательному усвоению материала. Нестандартная форма изложения научных понятий позволяет увидеть рассматриваемые объекты с «непривычной» стороны, в результате материал запоминается более глубоко и прочно.
• Закрепление материала. На этом этапе возможно выполнение учащимися различных заданий по сказкам посильного для них творческого уровня. Например, «продолжи сказку», «проанализируй сказку», «исправь сказку», «найди в сказке ошибки» и т. д. Работая таким образом, учащиеся закрепляют и углубляют программные знания, открывают для себя изученное с новой, непривычной стороны, что способствует развитию их творческих способностей.
• Контроль за усвоением материала. Сочинение собственных сказок по изученной теме с необычным целеобразованием: для учащихся других классов в параллели, для публикации в школьной прессе и т. д. Зная о «свободе» выполнения задания, учащиеся непроизвольно допускают ошибки, что свидетельствует и о непрочности усвоенных знаний.
• Итоговое повторение. Сочинение собственных сказок различных форм и объемов по темам, изученным в течение учебного года, позволяет обыграть в дидактической сказке сразу несколько различных математических идей, отыскать новые связи и отношения между математическими героями (объектами) [10].
Приведем пример сказки для формирования умения сравнивать предметы величине, цвете и форме.
«На широкой, заросшей ромашками поляне под большим дубом стояла маленькая избушка. В избушке жил маленький серенький зайчонок.
В избушке было две комнаты: горница и столовая. Горница была большая и широкая, а столовая маленькая и узкая. В горнице стояла большая, высокая, широкая кровать, возле кровати стоял низкий, маленький стульчик, так как зайка был маленький, ему было трудно взбираться на свою кровать.
В столовой стоял высокий и узкий шкаф и маленький, круглый стол и 4 стула. Зайка очень любил, когда к нему приходили гости, вот и сегодня он ждал гостей. Ведь сегодня был особый день-день его рождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста мы заключили, что младший школьный возраст является периодом интенсивного интеллектуального развития детей и совершенствования значимых личностных качеств. В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их производительность, продуктивность и устойчивость.
Математика имеет развивающий эффект: она способствует развитию памяти человека, речи, воображения, также она формирует в человеке настойчивость, терпение, логическое мышление.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах [Текст] / [М.И. Моро, А.С. Пчелко, А.М. Пышкало и др.] ; Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало ; Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1977. - 247 с.
2. Бантова, М. В., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах / М.В. Бантова. - Москва., 1984. – 142 с.
3. Белошистая, А. В. Теория и методика формирования математических представлений [Текст] / А. В. Белошистая. — Москва: Владос, 2019.- 387 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
6. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : [в 4-х т.] / Владимир Даль. - 8-е изд. - Москва : Русский яз., 1981-1982.
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии : Общ. закономерности работы со сказками. Психотерапевт. сказки. Сказкотерапия с "особым" ребенком / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2000. – 312 с.
8. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: Хрестоматия / П. И. Зинченко / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2000. ‒ 476 с.
9. Иванова, Т. И. Педагогические условия интеллектуального развития младших школьников в процессе формирования математических представлений. [Текст] : дисс. … канд. пед. наук. / Т. И. Иванова – Белгород, 2001. – 279 с.
10. Костикова, Д. А. Использование математической сказки в математическом развитии школьников [Текст] / Д. А. Костикова / Детский сад: Теория и практика. — 2019. — № 1. — Санкт-Петербург 96–100.
11. Кулагина Л. М. Математика в детском саду. — Новокузнецк, 1996. — 166 с.
12. Любичева Р.Ф., Мухамедьянова Р.Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. – 2007. - № 6. – С. 32-36.
13. Мухамедьянова, Р. Р. Авторские сказки при обучении математике / Р. Р. Мухамедьянова//Проблемы теории и практики обучения математике: сб. науч. работ, представленных на междунар. науч. конф. «59-е Герценовские чтения». -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - С.167-169.
14. Ожегов, С. И.. Словарь русского языка : 70000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой; АН СССР, Ин-т рус. яз. - 23-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1991. – 915 с.
15. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н. Н. Палагина. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 234 с.
16. Психология младшего школьника: учебно методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 109 c.
17. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [электронный ресурс]: http://ou9.omsk.obr55.ru/files/2021.pdf (дата обращения 19.09.2022).
18. Ручкина, В. П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах: учебное пособие / В.П. Ручкина. - Екатеринбург, 2016. - 313 с.
19. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2013. – 334 с.
20. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.