Фрагмент для ознакомления
2
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, мелкую ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой пальцевой моторики.
Моторная речь — это прежде всего, результат деятельности мозга, которая является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, то есть составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляционного аппарата.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой.
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин установили, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движение кистей рук, находятся рядом. Около трети всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. При стимуляции мелкой моторики кистей рук активизируются процессы определенных участков головного мозга, улучшается кровообращение, питание ткани мозга, увеличивается скорость передачи нервного импульса.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев в своих исследованиях доказал тесную связь движений кистей рук с речью. Простые движениярук помогают убрать напряжение с артикуляционных органов, снимают умственную усталость и способствуют развитию речи. Поэтому для развития ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики кистей рук, которая непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, улучшает произношение многих звуков, развивает речь ребенка.
Психолог Д. Сели так же придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.
Развитие функций рук и речи у людей шло параллельно. Примерно таков ход речевого развития ребенка. Сначала развиваются едва уловимые движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов - все последующее совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени тренированности движений пальцев. Задержка в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста затрудняет овладение ими навыками самообслуживания, затрудняет манипулирование различными мелкими предметами и ограничивает развитие некоторых видов игровой деятельности. Все это определяет необходимость специфической специальной работы по коррекции и развитию тонких и скоординированных движений рук.
Такие авторы как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей.
Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что влияние «импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов пальцев. отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Исследования ученых показали, что движения выпрямленных рук ребенка на груди развиваются и закрепляются в системе эмоционально-позитивного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает свой взгляд на лице человека, который склонился над ним, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издает спокойные звуки.
С 2-3 месяцев ребенок тянет ручки к заинтересовавшим его предметам, к родителям, хватает пальцами сначала себя, а потом окружающих. Это первые знакомства с собственной моторикой. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребёнка возникают ощупывающие движения. Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно - тактильно - кинестетических связей. После формирования этих связей движения рук начинают выполняться в большей степени под контролем зрения, теперь вид объекта является стимулом движения руки к нему. Поэтому формирование движений рук начинается постепенно в течение первой половины жизни. Сжатая на кулачке рука выпрямляется, специальные движения захвата предметов стараются выполнять пальцами. Именно так рука начинает действовать как специфический орган.
Ученые установили, что своевременное развитие у ребенка мануальных навыков положительно влияет на развитие его психических процессов. До 3,5–4 месяцев движение рук у ребенка, безусловно, рефлекторное. Это означает, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипные реакции организма на воздействие внешней среды, которые не требуют особых условий для их появления. У новорожденного руки всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый кладет указательные пальцы на ладонь ребенка, он крепко их сжимает. Однако эти манипуляции выполняются ребенком на рефлекторном уровне, они еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет ему сознательно выполнять движения.
С 3 месяцев до полугода проявляется умение захватить рукой предмет. В 4–4, 5 месяца у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с предметом - привлечение случайно затронутого предмета его ощущением. Однако действия рук по-прежнему носят случайный характер, без преднамеренного волевого усилия.
В возрасте 4–7 месяцев у ребенка в освоении действий с предметами начинается следующий этап - этап простого "эффективного" действия. Этот период характеризуется активным обнаружением скрытых свойств объекта. С 5-месячного возраста у ребенка при захвате предмета более активно задействованы пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца - ребенок втягивает его при захвате. В 6 месяцев он может не только крепко держать вложенный предмет в руке, но и брать его из любого положения.
7–10 месяцев — это следующий этап в освоении действий с предметами, этап «соответствующего» действия. В этот период малыш уже знает, как соотнести предмет с определенным местом в пространстве. С 8–9 месяцев ребенок уже отлично сжимает игрушку, если хочет ее взять, мелкие предметы он берет двумя пальцами, а крупные - всей ладонью.
От 10 месяцев до 1 года 3 месяцев наблюдается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность субъекта, определяют его цель. В этот период улучшаются действия рук: кулачок сузился, пальцы действуют более независимо и автономно.
1 год 2 месяца - 1 год 3 месяца активируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. Впоследствии происходит интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трем годам движения пальцев ребенка приближаются к движениям рук взрослого.
В полтора года или чуть позже в них зарождается «художник» — ребенку удается нарисовать так радующие родителей первые каракули. В этом возрасте дети умеют переворачивать книжные страницы, держат карандаш, ложку.
В 2 года освоено умение нанизывать колечки от пирамидки на стержень, откручивать крышки, ставить один кубик на другой. В возрасте 2–3 лет ребенок открывает коробку и вываливает ее содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Рисует пальцем. Нанизывает бусин. Разбирает и собирает пирамиду без учета размера колец. Вырезает ножницами.
К 3 годам дети способны рисовать пальцами или карандашом, воспроизводить по инструкции простые формы, черточки.
В 3-4 года ребенок уже вполне умелый «творец» — ему по плечу справиться с детскими ножницами, кисточкой и пластилином, обводить контур рисунка или строить башню из значительного количества кубиков В 3–4 года берет мелкие предметы (крошки, бусинки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев. Держа карандаш пальцами, повторяет простейшие рисунки из образца. Обводит контуры. Собирает и строит из 9 кубиков. Разбирает и складывает матрешку из трех частей. Опускает фигурки в канавку с помощью направленных образцов. Складывает изображение, разделенное на 2–3 части для каждого образца. Попеременное сгибание пальцев отдельно каждой рукой; легкие удары кулаком по ладони; чередующиеся удары ребрами ладоней прямо по столу; постукивание пальцами, собранными в щепотку на ладони; чередующиеся прикосновения пальцев к столу; правильно определите большой палец.
В 4–5 лет разбирает и складывает матрешку из трех и четырех частей, примерив или сопоставив визуально. Собирает пирамиду с учетом величины колец путем визуальной корреляции. Складывает изображение, разделенное на 2 и 3 части, путем визуальной корреляции. Рисует прямые, горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивайте простые фигуры. Копирует заглавные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крышу), человека (2–3 части тела). Складывает бумагу более 1 раза. Нанизывает бусины среднего размера на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в сумке на ощупь. Лепит из пластилина (2–3 части). Попеременное постукивание пальцами по столу, начиная с мизинца; поглаживание всех больших пальцев; движения щипком-ладонью, переходящие к щипку ладонью.
В 5 лет ребенок умеет раскрашиваться картинки, рисовать схематический домик, человечка и подобные «картины».
В 5–6 лет аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и цифры. Копирует сложные рисунки, буквы и цифры (при копировании можно сделать зеркальное отражение, это норма до 8 лет). Дополняет образ недостающими деталями. Забивает гвоздь молотком. Воспроизводит геометрические фигуры в соответствии с рисунком. Обводит рисунки по контуру, затените фигуры. Рисует геометрические фигуры в блокноте в клетку. Чередует удары ребрами ладоней прямо по столу; различайте большой и мизинец.
В 6 лет написание букв и цифр детям вполне по плечу, подготовка к школьному обучению идет полным ходом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика. - 2008. - №7. - (С.33-37.)
2. Анищенко, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. /Е. С. Анищенко - М.: Просвещение, 2006.
3. Арушанова, А. Г. Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики. Парциальная образовательная программа ДО «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»): практико-ориентированная монография/А. Г. Арушанова, Е. С. Рычагова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 320 с.
4. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3-е переработанное. - СПб.: Детство - Пресс, 2014. - 412 с.
5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. /А.Е.Белая, В. И. Мирясова. - М.: Линка-Пресс, 2002. - 392 с.
6. Елецкая О. В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
7. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2012. - №01. - 127 с.
8. Кольцова М. М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224.
9. Кубрякова, Е.С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования. Ин-т. языкознания РАН. /Е.С.Кубрякова - М.: Знак, 2012. - 208 с.
10. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. Н. Леонтьев. - М.: КомКнига, 2007. - 216 с.
11. Любина, Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г. А. Любина, О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду. - 2003. - № 6. - с.11 - 19. - 57 -
12. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание - 2005. - № 1. - с.60 - 64.
13. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]: Пособие для родителей и педагогов / Л. П. Савина. - М.: ООО АСТ, 2001. - 220 с.
14. Сазонова А. В., Боричева Г. А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. // Детство-Пресс, 2006 г.
15. Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика. Детство-Пресс, 2010. - 272 с.
16. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: 2012. - 231 с.
17. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - (С.34-36.)
18. Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. /Т.А.Ткаченко - М.: ЭКСМО, 2010, с. 103.
19. Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику/Т.А.Ткаченко - М.: ЭКСМО, 2007
20. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Г. А. Урунтаева - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с
21. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. /О. С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Сфера, 2004, 208 с.
22. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. // Москва «АЙРИС ПРЕСС», 2008.
23. Шанина С.А., Гаврилова А. С. Играем пальчиками – развиваем речь. // Москва, 2008.
24. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с